«Татары в Сибири — это народность, а в Казани — гражданско-политическая нация»

Казанские интеллектуалы обсудили тему возникновения и развития татар милләтенең.
Казанские интеллектуалы обсудили тему возникновения и развития татар милләтенең.

Нация, народ, этническая общность: какие из этих определений лучше всего подходят для татар? Этим вопросом задались участники Экспертного клуба, собравшиеся в резиденции креативных индустрий «Штаб» в Казани.

В дискуссии приняли участие казанский историк Дамир Исхаков, политолог Руслан Айсин, историк Альфрид Бустанов, журналист Ильнар Гарифуллин, научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им. Галимжана Ибрагимова Азат Ахунов, общественник и журналист Римзиль Валиев и историк и социолог Данис Гараев

«Татары в Сибири - это народность, а в Казани - гражданско-политическая нация»

Почему вдруг появилась необходимость в обсуждении такой темы? 

— Все попытки в течение этого и прошлого года написать Стратегию татарского народа не увенчались успехом. Из-за того, что не было более фундаментального подхода, как определить татар, — заявил Дамир Исхаков. 

Альфрид Бустанов рассказал, что в татарском языке есть такой термин «милләт», который сегодня переводится на русский язык как «нация». Это понятие в историко-общественно-политическом дискурсе татар около полутора веков, однако его содержание в разные исторические периоды претерпевало серьезные изменения. 

По словам эксперта, у татар осознание себя как нации-милләт стало проявляться со времен просветителя Шигабутдина Марджани. До этого момента у мусульман была масса региональных идентичностей. Но при Марджани возобладает риторика, что «Мы татары, мы единый народ, татары — нация (то есть милләт)». 

«Татары в Сибири - это народность, а в Казани - гражданско-политическая нация»

— Само название «татары», которое у нас сегодня есть, появилось в работе Марджани. Он в своё время, во второй половине XIX века, был очень важным идеологом. Поэтому самоназвание и было принято. История дальнейшего развития татар ставит вопрос: можно ли соотносить понятие «татары» с понятием «милләт»? Это вообще не одно и то же? — вопрошал эксперт. 

Таким образом, «татар милләт» — это проект дореволюционных тюрко-татарских интеллектуалов. И он был создан с нацеленностью, что будет открытым для включения извне и популярен у малых народов Поволжья и кряшен.   

Римзиль Валеев задался вопросом: не идентично ли на сегодня понятие «милләт» понятию «этнос»? Политолог Руслан Айсин напомнил, что слово «этнос» из греческого языка и на самом деле значит сословие и никак не подразумевает единство на основе языка, истории, веры, культуры и общих традиций.

«Татары в Сибири - это народность, а в Казани - гражданско-политическая нация»

В свою очередь Данис Гараев добавил, что термин «этнос» был введен именно советской гуманитарной наукой, чтобы определять и описывать народы, их проявление в виде малых общностей.

Дамир Исхаков предложил не забывать, какому содержательному изменению подверглось понятие «милләт» для татар в советский период. 

— В Османской империи милләты были. Но не было самого турецкого милләта. Он был как бы растворен как государствообразующий народ, как это было с русским в Советском Союзе. Сейчас появляются исследования, что русская нация как таковая сформировалась только в советский период, чуть ли не в 30-х годах прошлого века, когда по этому направлению государственная машина поработала, — заявил Исхаков. 

По его словам, до революции у татар за понятием «милләт» стояло религиозное содержание. 

«Татары в Сибири - это народность, а в Казани - гражданско-политическая нация»

— Это же исламский термин и обозначает мусульманское сообщество. Когда взялись за формирование новой общности, то это исламское содержание предполагали. Потому что само сообщество было исламским. А вот когда начался период советского атеизма и религиозность стала подпольной, то понятие осталось, но изменилось само её содержание, — говорил Исхаков. 

Таким образом, общность татар определяли, но без учета их религиозной идентичности. 

В постсоветский период у татар, естественно, случилось религиозное возрождение, вернулись исламские ценности, в понятие милләт «исламский дух немного влили». Тем не менее одна из проблем определения общности татар на сегодня — это определение его границ. 

— Например, дореволюционный просветитель Риза Фахретдин в 20-х годах прошлого века в состав милләт включал типтярей, мишарей, казанских татар и башкир. Он не отделял их друг от друга. На заре Совесткого Союза Султан-Галиев претендовал на часть башкир, которые на западе Башкортостана. Так что проблема границ нашего этнического сообщества — это большой вопрос. А для такого дисперсного (расселенного) народа, как татары, это ещё и очень сложный вопрос, — отметил Исхаков.

«Татары в Сибири - это народность, а в Казани - гражданско-политическая нация»

Помимо исторических наслоений в понимании, кто же на самом деле такие татары — нация, народ, этнос и т. д., есть ещё временно-географические. 

— С одной стороны, татары в Сибири — это действительно народность. Где-то уже в центре, в Казани татары — это уже гражданско-политическая нация. В других местах люди всё ещё находятся на этапе формирования своего этноса. По сути, милләтом пытались охватить всё вместе. Сейчас же у нас милләт — это просто производное от понятия наций, — говорил Айсин. 

Подобное можно наблюдать и сегодня среди татар. Некоторые татарские общины считают проведение татарской дискотеки верхом организационной способности татар. 

— Такое есть в некоторых областях проживания татар. Но как их вшить в одно единое татарское поле? — задался вопросом политолог.

Вопросы этничности татар, Татарстана и России будут и дальше подниматься в Экспертном клубе. Например, как татарский народ образовывался в начале XX века, будут также рассмотрены вопросы будущего татар и их современное положение. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *