требуют чиновников сохранить земли, принадлежащие государству, но те в ответ
устраивают бюрократический «футбол».
На окраине Набережных Челнов в пойме реки Шильны, на ее правом берегу у Боровецкого моста, цепочкой расположены четыре озера. Это в известной степени исторические водоемы, их прежнее название «Монастырские пруды». Коренные жители Челнов и сейчас их так называют. Сейчас эти озера находятся в федеральной собственности. Местные защитники природы предлагают включить их в состав особо охраняемой природной территории «Шильна», которую взялся создать Госкомитет РТ по биоресурсам. Активисты общественного движения «Народная инициатива» обнаружили, что на берегу одного из озер ведутся грунтовые работы. Здесь же установлен баннер с объявлением: «Продаю земельный участок площадью 3,7 га».
Лидер «Народной инициативы» Роман Ваганов отправил Казанскому межрайонному природоохранному прокурору жалобу.
— Земельные участки, на которых расположены озера, налагаются на водоохранную зону реки Шильны с ограниченным хозяйственным использованием. Засыпка озер грунтом нарушает положение ст. 65 Водного кодекса РФ — размещение размываемых грунтов в 50-метровой прибрежной защитной полосе и ст. 6 ВК РФ — ограничение доступа к береговой полосе общего пользования. Земельные участки уже выставлены на продажу. Также в соответствии с ч. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды в границах территорий общего пользования, — сообщил Ваганов прокурору.
Сейчас на руках у активиста уже есть доказательство того, что татарстанские чиновники в ответ на обращения общественников устраивают административную суету и бюрократический «футбол». Создается впечатление, что они проверяют решимость активистов отстоять федеральную собственность (по сути, народное достояние) на прочность. Судите сами. В ответ на обращение «Народной инициативы» министр экологии и природных ресурсов Татарстана Александр Шадриков в свою очередь обратился к руководителю Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РТ Нурисламу Хабипову. В письме коллеге Шадриков пишет о том, что часть земельного участка, который уже находится в чьей-то собственности, действительно расположена в водоохранной зоне пойменных озер. И собственники «осуществляют земельные работы и размещают отвалы размываемых грунтов и отходы в виде лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий в водоохранной зоне. Собственники во время земельных работ перекрыли плодородный слой почвы глиной и отходами, в результате чего произошла порча земель сельскохозяйственного назначения». Министр экологии просит главу ветеринарного и фитосанитарного надзора принять меры к нарушителям.

Обратим внимание на то, что вообще-то в водоохранных зонах не должно быть никаких земель сельхозназначения. Но, как видим, в Тукаевском районе таковые есть, и они портятся.
Справедливости ради надо сказать, что и Минэкологии РТ среагировало на обращение активистов. Ваганов получил ответ от начальника Прикамского управления министерства Наиля Гарипова. Тот пишет, что в отношении собственников земли, допустивших несанкционированное размещение лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, составлен протокол об административном нарушении. «На сегодняшний день с помощью специальной техники отходы вывезены на специальный полигон. Территория приведена в нормативное санитарно-экологическое состояние». Получив такой ответ, Ваганов не выдержал и привез журналиста KazanFirst на Монастырские пруды, туда, где обширный участок пойменной земли сурово обработан тяжелой техникой и где валяется тот самый асфальтобетонный лом.
— Вот посмотрите! Я не понимаю, что они отсюда вывезли?! Или это они так вывезли?! И в каком месте территория здесь приведена в «нормативное санитарно-экологическое состояние»?! – вопрошал общественный активист.

Позже в дополнение к упомянутому ответу Гарипов прислал активистам на имя Ваганова еще один документ. Уже более содержательный. О том, что собственникам земли на Монастырских прудах выслано извещение о составлении административного протокола. О том, что по результатам рассмотрения дела им выдадут предписание, исполнение которого будет на строгом контроле у Прикамского управления. И о том, что о нарушениях разослана информация в разные инстанции. Об уничтожении плодородного слоя — в Россельхознадзор по РТ. О нецелевом использовании земли — в Росреестр по Тукаевскому району, а о выделении земель в береговой полосе — в исполком Тукаевского района. В последнюю инстанцию обращение «Народной инициативы» переправил и заместитель Казанского межрайонного природоохранного прокурора Назим Псардия.
— Исправлять ошибки, разбираться с выделением земель в водоохранной зоне татарстанские чиновники и прокуроры поручают чиновникам районного исполкома, но ведь это просто неправильно! Исполком Тукаевского района изначально и допустил все нарушения, выделив земли там, где их выделять было нельзя! Я допускаю, что выделение земель «сельхозназначения» состоялось не при нынешнем руководстве исполкома, но в любом случае поручать нынешним чиновникам разбираться с решениями своих коллег — это системная ошибка, — уверен Ваганов.
Если защитники экологии вынудят природоохранную прокуратуру действовать, то Монастырские пруды рано или поздно вернутся в собственность государства. В противном случае государство в лице местных чиновников заставит собственников земли пополнить штрафами казну, а на озерах (или вместо них) развернется очередной коттеджный поселок с высокими и глухими заборами. «Народное достояние» де-факто станет собственностью нескольких десятков состоятельных граждан. В этом можно не сомневаться, ведь схема уже известна и по Татарстану многократно опробована. Сначала федеральные земли раздаются как земли сельхозназначения, затем назначение меняется под индивидуальное жилищное строительство, затем нарезаются участки под коттеджи и распродаются желающим жить за городом в живописных местах.

Впрочем, у защитников природы в Тукаевском районе есть факты, которые позволяют говорить о том, что изложенная схема — неполная, в ней упоминаются не все звенья. Кроме чиновников и тех, кому они продают федеральные земли с сельхозназначением, задействованы и депутаты.
— Еще в январе 2013 года на заседании коллегии Управления Росреестра по РТ директор Земельной кадастровой палаты по РТ Ленара Музафарова сообщила о том, что в республике действуют организованные группы, которые находят на кадастровой карте «белые пятна», то есть такие участки леса или прибрежные зоны, которые местные власти не ставят на кадастровый учет. Такие земли считаются ничьими, поэтому упомянутые «организованные группы» фактически приступают к их захвату. Ушлые собственники арендуют или покупают земельный участок рядом с «вкусными» государственными землями, заказывают кадастровым инженерам межевой план, те межуют участок и, если поблизости находятся «ничейные» земли (по факту — государственные), присоединяют их к межуемому участку. Закон позволяет присоединять до четырех соток «ничейной» земли, — рассказал Ваганов.
Постановку на кадастровый учет таких «белых пятен», как Монастырские пруды, Москва доверила местным властям. Но местные чиновники не настаивают, а депутаты местных советов не закладывают в ежегодные бюджеты затраты на эту самую постановку на учет «белых пятен». Дальше включается уже известная нам схема. Она, кстати, со всех сторон выгодна чиновникам. С лесов и озер в казну монеты не капают. А вот если эти леса и озера стали чьей-то собственностью (на правах аренды или как-то еще), то земельный налог или арендная плата в бюджет поступают. Попался собственник, засекли его экоактивисты или надзорные органы? Ну так пусть платит штрафы — они тоже в казну идут! Выявились такие нарушения, что правоохранители уголовное дело возбудили? Ну пусть следователи попотеют! В худшем случае первым с повинной головой пойдет собственник земли, а доберутся ли до кого-то из чиновников — это бабка надвое сказала. А и доберутся, так еще посмотрим, какой будет ответственность. Построил-таки собственник коттеджный поселок? Ну и молодец, получаем налоги на недвижимость, в поселке появляется своя экономика. Пришлось собственнику вернуть участок государству? Ну и слава богу! Деньги, полученные в бюджет с «белых пятен», все равно возвращены никому не будут.

— Я писал в Москву об этом. Федеральные министерства пересылают мои письма в Казань, — добавляет Ваганов.
Чиновники по всей стране хорошо понимают друг друга. Они у нас умные, вон какую схему придумали! Правда, эта схема напрочь исключает сбережение природы, но кого из чиновников это на деле волнует? Вот и приходится нам надеяться на стойкость и упорство общественных активистов.
Comment section