Бензин в России демонстрирует стабильность

Стоимость нефти падает
Стоимость нефти падает, а оптовые цены на бензин в июне несколько раз обновляли
исторический максимум. В тонкостях ценообразования на российском топливном рынке
разбирался KazanFirst.

С начала июня биржевые цены на бензин несколько раз обновили исторический максимум. Причина — разработанный правительством демпфирующий механизм. 

Механизм был введен 1 января 2019 года, чтобы сдержать рост цен на заправках из-за резкого увеличения стоимости нефти. Принцип демпфера — в специальной надбавке, которая зависит от разницы средней экспортной цены на нефть и стоимости бензина Аи-92 и дизтоплива на внутреннем рынке. Предполагалось, что эта надбавка позволяет сгладить влияние колебаний цен на нефть на внутреннем рынке. 

Достигается это за счет того, что при высокой стоимости нефти НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких — наоборот должны платить государству сверхприбыль.

Однако в 2020 году демпфер сыграл против россиян. В то время как за рубежом топливо дешевело вслед за нефтью в России его стоимость из-за особенностей регулирования практически не изменилась. А на фоне запрета на импорт дешевых нефтепродуктов, вступившего в силу 2 июня, стоимость бензина поползла вверх. 

Бензин в России демонстрирует стабильность

Министр энергетики заметил, что российские нефтеперерабатывающие заводы в результате работы демпфера перечислят в бюджет дополнительно порядка 1 трлн руб. в год при цене нефти $20 за баррель, поэтому если будет принято решение об остановке работы механизма, бюджет может потерять огромную часть своих доходов.

В то же время ведомство поручило нефтяным компаниям увеличить продажи бензина и дизтоплива на бирже не менее чем на 3% по сравнению с 2019 годом – для того, чтобы предотвратить дальнейший рост цен.

KazanFirst пообщался с экспертами и узнал, как будет развиваться ситуация на рынке топлива в 2020 году.

Принципиальных изменений цен на бензин не ожидается

Розничные цены в этом году не выйдут из-под контроля и их динамика не превысит официальных ориентиров по инфляции, считает аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев. По его словам, для дальнейшего роста цен нет оснований: производственные мощности нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) превышают потребности экономики, да и спрос на топливо в целом ниже из-за пандемии. 

— Конкуренция между сетями АЗС не позволяет кому-либо поднимать цены, а согласованный рост невозможен, потому что за этим следит ФАС. Нефтяное сырье так же подешевело. Однако и снижать цены компании не могут, поскольку этому мешает действие демпфирующего механизма, — говорит аналитик.

Бензин в России демонстрирует стабильность

Принципиального изменения цен на внутреннем рынке России в рознице не ожидает и Оксана Лукичева, аналитик по товарным рынкам «Открытие Брокер».

Экономист «БКС Премьер» Антон Покатович в свою очередь считает, что летом возможен рост цен на бензин на 2-3%, поскольку цены на нефть и спрос на топливо восстанавливаются и ожидается увеличение экспорта.

— Повышательная динамика топливных цен далее по году будет сохранять сдержанный формат и не превысит 3-4%, — прогнозирует Покатович.

Минэнерго не пойдет на отмену демпфера

Для того чтобы стабилизировать ситуацию в нефтепереработке и продаже топлива, Независимый топливный союз (НТС) направил в Минэнерго ряд предложений: снизить ставку НДС на 10% до конца года, отменить демпфирующий механизм и систему «инфляция минус», которая по факту запрещает резкие скачки цен, а также предоставить либерализацию цен на бензин и налоговые вычеты по транспортному налогу. Но министерство эти предложения не поддержало. 

По мнению Калачева, Минэнерго не поддержало предложения НТС, поскольку они все равно не прошли бы через Минфин. Благодаря низким экспортным ценам бюджет уже не платит компаниям по демпферу, а, наоборот, получает платежи от них. 

— На фоне снижения доходов от нефтяного экспорта, потерь, вызванных снижением объемов нефтедобычи, и роста расходов из-за коронавируса Минфин никогда не откажется от этого источника пополнения бюджета. Это во-первых.

Во-вторых, ситуация, когда экспортные цены оказываются ниже внутренних, встречается не так часто и, как правило, длится не так долго, чтобы ради этого менять долгосрочные настройки бюджетной системы, — говорит аналитик «Финама».

В-третьих, снятие излишней фискальной нагрузки с топливного рынка и либерализация ценообразования на нем в текущих условиях, конечно, облегчат положение потребителей, АЗС и производителей бензина в условиях кризиса, но только ценой бюджетных потерь, замечает Калачев. При этом объемы потребления топлива все равно не вырастут значительно. 

Бензин в России демонстрирует стабильность

— Но когда цены на нефть и нефтепродукты снова начнут расти, а это рано или поздно произойдет, такая либерализация приведет снова к неуправляемому росту цен на бензин. И это потребителям очень не понравится. И снова придется вводить механизмы сдерживания цен в виде того же демпфера, — добавил он.

Лукичева замечает, что рост цен на топливо наблюдается только в оптовом сегменте, в рознице цены на топливо не растут как раз благодаря демпферу. Она акцентирует, что в рознице на внутреннем рынке России сейчас стоимость топлива выше, чем за рубежом. Однако эта маржа возвращается НПЗ по механизму возвратного демпфера в бюджет. Это крайне не нравится нефтяным компаниям, в связи с чем развернута кампания, лоббирующая отмену этого механизма.

Тем не менее этот механизм спасает внутренний рынок от чрезмерного роста цен в период высоких цен на нефть. Поэтому он принят Минэнерго как нормализующий рыночную ситуацию и полностью удовлетворяющий систему. Таким образом, отмена демпфера, во-первых, опасна для внутреннего рынка. Во-вторых, Минэнерго вряд ли на это пойдет, — считает аналитик компании «Открытие Брокер».

Увеличение продажи топлива на бирже снимет вероятность образования дефицита

Калачев называет решение Минэнерго об увеличении квоты на продажу топлива через биржу правильным ходом, чтобы сдержать рост цен в оптовом звене. В последние месяцы при стабильных розничных ценах оптовые показали значительный рост. 

— В результате маржа между оптом и розницей в моменте снижалась до 1,5 рубля на литр. Это могло привести к разорению розницы либо к адекватному росту розничных цен. Почему так произошло? Неожиданное введение режима самоизоляции вызвало обвальное падение спроса на топливо. Запасы бензина резко выросли, а оптовые цены упали. НПЗ сократили производство и вывели часть оборудования в ремонт. Но затем так же резко режим самоизоляции был отменен, спрос на топливо начал восстанавливаться и появилась угроза образования дефицита. Это вызвало резкий рост оптовых цен, что отразилось в биржевых торгах, — говорит он.

Бензин в России демонстрирует стабильность

Увеличение квоты на продажу через биржу, по словам аналитика, позволит нарастить объем предложения на бирже, а это должно сбить цены на бирже, которые служат ориентиром для оптового рынка. 

— Собственно, мы это уже наблюдаем в последние дни — биржевая цена понемножку пошла вниз, — добавил Калачев.

Покатович отмечает, что сейчас на топливном рынке складывается набор факторов, который может привести к ускорению роста топливных цен. С одной стороны, многие НПЗ в карантинный период сокращали производство, а сейчас уходят на сезонное техобслуживание и ремонт. С другой стороны, с ослаблением карантинных мер в начале лета спрос на бензин может повыситься за счет реализации отложенного спроса, накопленного за период самоизоляции.

— При таких вводных на топливном рынке в летний период может наблюдаться нехватка предложения. В этой связи обязательства по наращиванию поставок бензина на внутренний рынок видятся мерой, призванной несколько снизить данную нехватку предложения и, соответственно, сдержать рост цен на топливном рынке в летний период, — резюмирует экономист «БКС Премьер».

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *