Конец «разборкам»: в России хотят запретить б/у запчасти для ремонта машин

Очевидно
Очевидно, что данный запрет больно ударит по карманам рядовых автомобилистов при
условии, что власти смогут обеспечить контроль за его соблюдением.

Опубликован перечень запасных частей, которые нельзя будет использовать повторно при ремонте машины. Разбираемся, зачем это надо и кому это выгодно.

Одноразовые детали

В России могут запретить устанавливать на автомобили бывшие в употреблении запчасти. Соответствующие поправки, разработанные под руководством Минпромторга РФ, планируется внести в техрегламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств. Согласно документу, перечень автомобильных компонентов, «повторное использование которых не допускается», включает подушки и ремни безопасности, сиденья со встроенными креплениями ремней и подушек безопасности, компоненты рулевой системы и тормозов, противоугонные системы, катализаторы и сажевые фильтры, глушители.

Конец «разборкам»: в России хотят запретить б/у запчасти для ремонта машин

Как отмечают в ФГУП НАМИ, который выпустил техническим разработчиком поправок в Техрегламент, эти компоненты являются критичными для обеспечения безопасной езды, а гарантировать у них отсутствие скрытых повреждений и наличие усталостных разрушений зачастую невозможно. К тому же запчасти нередко восстанавливают в «гаражных» мастерских, где никакой проверки на безопасность они, естественно, не проходят.

По словам технического директора федерального агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Дениса Голосюка, в западных странах подобные запреты существуют, но они касаются только использования восстановленных запчастей в новых автомобилях, а применять б/у запчасти в машинах с пробегом не возбраняется. В России же данные ограничения намерены распространить на все автомобили, что делает эти меры более жесткими и вызывающими вопросы. 

— Кому выгоден запрет на использование восстановленных запчастей? В первую очередь, сервисам официальных дилеров и производителям компонентов. Введение этой меры вынудит огромное количество людей обращаться к ним за деталями и избавит от конкуренции со стороны и небольших производств, занимающихся восстановлением запчастей, и независимых СТО, и, конечно, «авторазборов». Запрет на б/у запчасти лишит покупателя возможности выбора и заставит переплачивать. Ведь разница в цене может быть очень приличной – в 3-5 раз. Эксплуатируя не совсем новый автомобиль, а уж тем более совсем не новый, тратить значительные деньги на новые запчасти экономически невыгодно и вообще убийственно для личного бюджета, — рассуждает Денис Голосюк.

Дядя Вася — в почёте

Показательно, что почти 40% российских водителей после окончания гарантийного срока автомобиля начинают ремонтировать его сами или у знакомого механика-частника. Согласно исследованию, проведенному агентством «Автостат» совместно с порталом Авто.Mail.Ru, 43% автовладельцев поступает так с ремонтом ходовой части, а каждый третий — с ремонтом двигателя (34%), электрики и кузова (по 32%). 

Конец «разборкам»: в России хотят запретить б/у запчасти для ремонта машин

Кроме того, 38% участников опроса по окончании гарантийного срока обращается к независимым СТО, а к официальным дилерам — лишь 23%. Причем если с ремонтом двигателя и коробки передач автовладельцы обращаются на независимые СТО в два раза чаще, чем к «официалам» (22% против 44% и 24% против 49% соответственно), то по поводу кузовного ремонта это соотношение меняется еще сильнее (14% против 53%). Предпочтения по месту обслуживания и ремонту кондиционеров также очевидно демонстрируют рост симпатий к независимым СТО: соотношение уже 59% против 15%, то есть разница почти в 4 раза. За услугой «развал/схождение колеc» к независимым СТО обращаются в постгарантийный период уже 67% автовладельцев (против 15% тех, кто остается на обслуживании у официальных дилеров).

Как отмечает эксперт «Дрома» Ирина Зверкова, с запретом на использование подержанных запчастей большинство рядовых автомобилистов будет явно в проигрыше, а эксплуатация машины станет еще дороже. Частные сервисы и «разборки» будут уходить в еще более глубокое подполье или менять направление бизнеса. Причем люксовый сегмент, включая и подержанные автомобили, может совсем уйти в отрыв, поскольку стоимость ремонта вырастет в разы, и, скорее всего, подорожает страховка. 

Качество не гарантировано

— Свою лепту внесет и развитие технологий, при которых можно будет отследить любую запчасть. Взять хотя бы Toyota, которая уже стала маркировать свои детали для снижения риска угонов и повышения отслеживаемости машин. По этим же маркерам можно понять, родная эта деталь или нет. Станет ли от этого безопасней на дорогах — вряд ли. Чем новее техника, тем меньше ресурса в нее заложено ради увеличения товарооборота. Количество отзывных кампаний только увеличивается. При среднем возрасте российского автопарка в 12 лет покупать новые комплектующие иногда невозможно и уж точно бессмысленно. Значит, люди пойдут на «черный» рынок, где вообще не будет никаких гарантий, да и выбора особо тоже. Либо к нам хлынет поток китайского ширпотреба не лучшего качества, с которым также придется бороться, как это произошло на примере литых дисков. В любом случае, общее качество техники на дорогах будет только хуже, — считает Ирина Зверкова.

Конец «разборкам»: в России хотят запретить б/у запчасти для ремонта машин

По данным НАМИ, запрет на использование бывших в употреблении запчастей вступит в силу не раньше середины 2022 года. К этому времени власти должны определиться, каким образом контролировать новые правила и какой штраф взимать за нарушение.

— Система контроля у нас пока реализуется посредством процедуры техосмотра и при постановке транспортного средства на учет. Как будет отлеживаться использование б/у запчастей — пока неизвестно. В дальнейшей перспективе можно предположить появление специальной маркировки. Пока же нас будет спасать формула, по которой «строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения». Но когда-нибудь ее действие закончится, и тогда правоохранительные органы, отвечающие за безопасность на дорогах, смогут ограничивать эксплуатацию тех автомобилей, которые не соответствуют регламенту (об этом в проекте тоже есть прямое указание). В итоге у нас останутся только стандартные машины, в основном выпущенные в нашей стране, — прогнозирует Зверкова.

Кроме того, согласно новым поправкам в Техрегламент, автовладельцы больше не смогут самостоятельно устанавливать на свои автомобили дополнительное оборудование. Теперь, чтобы оснастить машину антенной, багажником на крыше или фаркопом, придется получить разрешение на эксплуатацию оборудования в сертифицированной испытательной лаборатории. 

Конец «разборкам»: в России хотят запретить б/у запчасти для ремонта машин

Как говорит Денис Голосюк, сегодня в России специальных сертифицированных лабораторий, которые, по замыслу разработчиков, должны будут выдавать разрешения, очень мало. Соответственно, чтобы правило заработало, нужно сначала создать большую сеть этих лабораторий.

— Сколько времени это займет и как все будет происходить, неизвестно. Также мы не знаем, как именно будет проводиться контроль за сертификацией и что светит автовладельцам, решившим обойтись без нее. В общем, вопросов здесь больше, чем ответов, — резюмирует эксперт.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *