Протесты под копирку: что объединяет события в Белоруссии и защиту горы Куштау в Башкирии

Журналист KazanFirst Ильнур Ярхамов в авторской колонке анализирует ситуацию
Журналист KazanFirst Ильнур Ярхамов в авторской колонке анализирует ситуацию,
которая сложилась в соседней республике.

Пока вся Россия следит за ситуацией в Белоруссии, на территории Урал-Поволжья случились весьма схожие события, связанные с горой Куштау в Башкирии. Если посмотреть на динамику ситуации в Белоруссии и в Башкирии, то можно найти массу общих черт. И там и тут были омоновцы, и там и тут были многочисленные протестующие, и там и тут гражданскую позицию высказали и в защиту протеста выступили яркие селебрити, и там и тут главным инструментом для мобилизации, координации и коммуникации выступили соцсети и мессенджеры.

Главным апогеем башкирских событий можно назвать то, что 16 августа к защитникам Куштау приехал лично глава республики Радий Хабиров. Люди высказали ему свои требования и возмущения. Пожалуй, за два года руководства республикой протест по Куштау для Хабирова самый масштабный.

Предыстория 

Всего на территории Башкирии в своё время было четыре редчайших в мире известковых горы. Подобные есть только в Австралии. Примерно 250 млн лет тому назад эти горы были рифами тропического моря. В Башкирии горы называются Шахтау, то есть «Царь-гора», Юрактау — «Сердце-гора», Торатау — «Крепость-гора» и Куштау — «Парная гора». 

Протесты под копирку: что объединяет события в Белоруссии и защиту горы Куштау в Башкирии

На сегодня Шахтау «Башкирская содовая компания» (далее просто «содовики») полностью разработала. На месте этой горы карьер. Гору, точнее известняк, который был выработан из неё, потом сожгли и преобразовали в кальцинированную соду, он весь ушёл в бело-оранжевые коробочки со словом «Сода», которые вы можете найти у себя на кухне. Некоторые химические ингредиенты, вырабатываемые башкирской компанией, идут на производства стекла. 

Исчерпание сырья поставило перед стратегически важным для Башкирии предприятием вопрос о поиске новых источников сырья. Взоры компании устремились на гору Торатау. Эти интересы и аппетиты компании в публичном поле стали интенсивно циркулировать при руководстве Башкирии Рустэмом Хамитовым

Экс-глава республики к идеям содовиков относился скептически. Наподобии путинским «прямым линиям» с жителями Башкортостана Хамитов то и дело занимал позицию, что оставшиеся три шихана нужно сохранить, что соцопросы и другие формы измерения общественного мнения против срытия любых шиханов из трёх. И вообще, у шихан Юрактау и Торатау есть природоохранный статус. При Хамитове о Куштау содовики как-то не особо говорили. 

Более того, по словам главреда «Эха Москвы» в Уфе Руслана Валиева, Куштау вообще не подходил под производственные нужды содовиков. Но всё изменилось с приходом к власти нынешнего главы Радия Хабирова в 2018 году.

— После смены руководства в регионе шихан Торатау был взят под охрану, хотя он и так имел статус памятника природы. А шихан Куштау, который такой статус не имел, решено было передать в качестве источника сырья «Башкирской содовой компании». Хотя раньше содовики утверждали, что сырьё, из которого сложен шихан Куштау, не подходит им по химическим показателям, — рассказывал во время одного из своих радиоэфиров Руслан Валиев

Протесты под копирку: что объединяет события в Белоруссии и защиту горы Куштау в Башкирии

Вообще, к отстаиванию Торатау от разработки причастны очень широкие круги и общественные организации в Башкирии. К делу защиты даже приложил лично руку нынешний вице-премьер республики Азат Бадранов. В одном из своих постов в соцсетях он очень негативно высказался о содовиках. 

— Это [т.е. «БСК»] интервенты, ибо для них не важны ни экология, ни народы нашей страны, уж тем более не экономическое благосостояние народов России. Важна лишь максимальная прибыль, барыши, многомиллиардная маржа, выводимая на зарубежные счета, — написал Бадранов.

Так или иначе, но к сегодняшним противостояниям с защитниками Куштау вице-премьер Бадранов подошёл уже с «эволюционировавшими» взглядами. А суть их такова: пусть лучше уж разработают Куштау, чем Торатау. А само это решение Хабирову далось с «большим трудом». 

Наши дни                

На самом деле к «компромиссному решению» Хабирова общественность в Башкирии подошла раскочегаренной и с четким пониманием, что спасать нужно все три оставшихся шихана. Новый виток для развития защитников шихан, но теперь уже конкретно Куштау, начался 10 декабря 2019 года. В этот день Хабиров высказался в отношении Куштау, но сделано это было в весьма брутальном виде и в противопоставлении себя защитникам шихана. 

— Сегодня скажу о ситуации вокруг Куштау. Куштау будет разрабатываться. Потому что я никогда не соглашусь оставить без работы тысячи людей. Бесполезно пытаться меня ломать, выкручивать руки, подкупать журналистов и националистов. Это пытаются делать те, кто просто хочет выдавить одну компанию с рынка и запустить свою. Ещё несколько лет Стерлитамак (город с населением около 300 тысяч человек, находящийся рядом с шиханами) сидел бы без штанов. Мы регулярно изучаем мнение местных жителей. И будьте уверены, каждый из них очень хорошо представляет, чем обернулся бы для города многолетний простой содового производства, — говорил Хабиров. 

Эти слова вновь консолидировали и экоактивистов, и ряд других общественных организаций выступить в защиту Куштау. Пожалуй, одним из ярких и жёстких оппонентов Хабирову стала башкирская общественная организация «Башкорт». Но противостояние длилось недолго — «Башкорт» признали экстремистским и ликвидировали летом 2020 года.

Протесты под копирку: что объединяет события в Белоруссии и защиту горы Куштау в Башкирии

В публичном поле то и дело вспыхивали дискуссии и вялотекущие разборки между защитниками Куштау, с одной стороны, и представителями «Башсоды», а также некоторыми медиаадминистраторами, в частности главой «Башинформа» Ростиславом Мурзагуловым — с другой. 

Отметим, что защитники шихана вовсе не выступали против производства соды в регионе. Многочисленные спикеры и эксперты на страницах интернет-изданий и в соцсетях писали об альтернативных месторождениях известняка и технологиях получения кальцинированной соды.

Горячий август 

В этом году, сразу после Курбан-байрама, жители посёлка Урняк у подножия Куштау обнаружили, что содовики взялись за вырубку леса на горе. Так началось открытое противостояние с БСК на горе. 5 августа образовался небольшой лагерь, всего две палатки, из защитников Куштау. К ним подъехали ещё 50 неравнодушных. 

6 августа на гору уже приехали «БСКашный» ЧОП и полиция. Были установлены бетонные плиты и шлагбаум на подъезде к горе. Это очень впечатлило защитников. 

8 августа их лагерь вырос уже до 11 палаток. К этому дню организовался регулярный подвоз продуктов и других вещей для палаточного городка. 

9 августа люди проводят уже пятый по счету флешмоб «Живая цепь» в защиту горы Куштау, на которую собрались, по разным подсчетам, 3-5 тысяч человек. Жители республики и все те, кому небезразлична судьба шихана, встали под многокилометровым флагом Башкортостана и скандировали «Куштау, живи», «Куштау, йеше», «Руки прочь от Куштау», «Куштау наш».

У стороннего наблюдателя возникает вопрос: что всё это время делают сторонники разработки Куштау? Где митинги в пользу разработки шихана в Стерлитамаке? В Ишимбае (все шиханы находятся в Ишимбайском районе РБ)? Где митинги в поддержку предприятия «Башсоды»? 

Очевидно одно: раз защитники смогли так спокойно провести свой массовый флешмоб, смогли организоваться, то в их рядах нет никого, кто бы сливал информацию об их затеях и задумках в публичное поле. Говоря проще, власти Башкирии, администрация главы республики тогда не предполагали, что вообще происходит в стане защитников Куштау. 

Протесты под копирку: что объединяет события в Белоруссии и защиту горы Куштау в Башкирии

После их акции, на следующий день, 10 августа, появилось обращение Мурзагулова, которое он опубликовал в своих соцсетях, а издания, входящие в медиахолдинг «Башинформ», растиражировали у себя. Обращение Мурзагулова можно назвать образцом, как ещё сильнее против себя настроить оппонирующую аудиторию, консолидировать и мобилизовать её к активным действиям в офлайне. Лучше бы Мурзагулов это обращение не публиковал. К слову, 17 августа он этот пост снёс со своих страниц в соцсетях. Что же такого провокационного написал глава «Башинформа»? 

Во-первых, ситуацию вокруг Куштау он назвал «очень простой». И начал он свой пост со слов: «В Стерлитамаке работает предприятие Сода. Очень прибыльное». Очевидно, что после этих слов вряд ли кто из защитников Куштау будет читать дальше. Потому что возникнет логический вопрос: «Раз «Башсода» такая прибыльная, то почему она не найдёт альтернативные месторождения известняка или технологии получения соды?», «Раз «Башсода» такая прибыльная, то почему власти Башкирии и лично Хабиров защищают интересы сильной компании?». 

Во-вторых, Мурзагулов говорит, что вся активность защитников Куштау на самом деле поддерживается конкурирующими содовикам бизнес-структурами. После этого тоже можно дальше не читать пост, потому защитники задаются вопросом, а какое им вообще дело до этих бизнес-разборок? Они хотят лишь спасти гору.

Ну, и в-третьих, защитников Куштау прямое оскорбление ожидало в самом конце поста Мурзагулова. Вот что он написал: «Шихан Торатау действительно сакральное место, но о Куштау я такого отродясь не слышал, хоть и рос в этих местах. Ну, холм как холм, таким он всегда и был». Сами понимаете, что многочисленные комментаторы раскритиковали этот пассаж Мурзагулова, заявив ему, что устроят недостающую «сакрализацию» горы прямо сейчас. Что, впрочем, и случилось 14, 15 и 16 августа. 

Башкирия и Белоруссия: общие черты

Катализатором событий на прошедших выходных стало то, что ЧОПовцы содовиков, некие «титушки» (парни-молодчики, готовые к силовым действиям) и представили администрации Ишимбайского района в ночь с 14 на 15 августа разворошили лагерь защитников Куштау. В соцсетях появились многочисленные видеролики, на которых видно, как человек, очень похожий на главу Ишимбайского района Азамата Абрахманова, просто разносит палатки, переворачивает сооруженную уличную кухню в лагере. Попутно, пока ещё не очень многочисленные защитники Куштау, около двух-трёх сотен, они вытесняются с горы силами ЧОПовцев, где-то видны представители полиции. 

В этот же день, в субботу, власти Башкирии и содовики организуют ответную акцию в пользу разработки Куштау и с лозунгами «БСК живи». И это первый элемент, полностью похожий на белорусские события. На площади независимости в Минске был собран митинг в пользу Лукашенко. О нём было известно и несколькими днями ранее. Но задумку что в Башкирии, что в Белоруссии понять можно — срочно нужно было организовывать ответную массовую акцию. 

В общем, свезённые на автобусах к горе люди развернули такой же длинный флаг, но уже российский. А подпевала на акции музыкальная группа «Караван-Сарай», в одной из их песен были слова «Ай, Хабиров, молодец!». Сами понимаете, как такое явление оценивали жители республики, когда параллельно громились палатки защитников Куштау. 

Второй момент между Белоруссией и Башкирией — значимость Телеграм-каналов. Если белорусские события освещал в режиме онлайн быстро набирающий популярность канал Nexta (более 2 млн подписчиков), то события на Куштау канал «КушТау online», который вырос за два дня с 3-4 тысяч подписчиков до сегодняшних 26 тысяч подписчиков. 

Третий момент — приобщение к протестным движениям ярких селебрити. Антилукашенковские силы в соцсетях поддержал Чак Норрис. Против Лукашенко высказались и другие российские селебрити. Защитников Куштау поддержал комик и телеведущий Максим Галкин. В их поддержку высказались и татарские певцы — Фирдус Тямаев, Гузель Уразова, Айдар Галимов, Абри Хабриев, Гульназ Асаева. Обращение записали также рок-музыкант Юрий Шевчук и рэпер Face

Четвёртый момент — речёвки. Если в Белоруссии энергетическим лозунгом является «Жыве Беларусь!», то в Башкирии «Куштау яшә», что переводится как «Живи Куштау». 

В общем, 16 августа защитников Куштау на горе собралось, по разным подсчётам, 7-10 тысяч человек. При этом люди продолжали прибывать. Они массовостью разгромили ограды и ежи, установленные работниками «Башсоды», снесли шлагбаум, попортили спецтехнику содовиков, вытеснили ЧОПовцев и росгвардейцев.

Протесты под копирку: что объединяет события в Белоруссии и защиту горы Куштау в Башкирии

Чтобы успокоить противостоящие стороны, на Куштау приехал лично Радий Хабиров. 

— Никто не зайдёт на гору, пока мы не найдём компромиссное решение, — пообещал глав республики под проливным дождём. 

Его слова поняли, что разработка Куштау приостановлена. Пока что только приостановлена. «БСК» и защитники горы, но не все, покинули лагерь. 

В понедельник, 17 августа, в рабочем кабинете Хабирова в Уфе должна была состояться его встреча с представителями защитников Куштау. Но глава республики отказался это делать, так как среди переговорщиков были заявлены представители уже ликвидированного «Башкорта», которых руководитель считает экстремистами, недостойными диалога с ним. Однако он всё так же выразил готовность сесть за стол переговоров, но уже с другими представителями защитников шихан.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *