«Гордиться нечем»: депутат РТ заявил о провале мусорной реформы

Депутат Госсовета Татарстана от КПРФ Николай Атласов в авторской колонке, написанной специально для KazanFirst, рассуждает об итогах реализации мусорной реформы в Татарстане.

Состоявшийся 19 апреля отчет председателя правительства Татарстана Алексея Песошина оставил о себе двоякое впечатление. К самому выступлению Песошина, прозвучавшему на заседании Государственного Совета РТ, у меня особых вопросов нет, так как оно было деловым по форме и достаточно содержательным. Как и предыдущие отчеты главы татарстанского правительства. Но продолжительность устного выступления ограничена временным регламентом, а потому охватывает лишь общие контуры и базовые показатели работы правительства за истекший год. А вот детальное описание достигнутых результатов социально-экономического развития Татарстана, содержащееся в объемном письменном отчете, вызывает немало вопросов.

Понятно, что меня в первую очередь интересует близкая мне тема обращения с отходами и их переработка, особенно в контексте достижения показателей, взятых на себя Татарстаном в рамках реализации так называемой мусорной реформы. Ведь под эту реформу запущен и уже более пяти лет реализуется федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». Мне важно было понять, насколько адекватно эта тема отражена в отчете правительства Татарстана. К сожалению, в отчете по итогам 2023 года достижения республики в рамках мусорной реформы никак не отражены. Точно такая же ситуация, напомню, была и с отчетом правительства Татарстана по итогам 2022 года. Складывается ощущение, что ситуацию в сфере обращения с отходами, в том числе ТКО, в правительстве Татарстана предпочитают лишний раз не афишировать. Вероятно, потому, что никаких достижений в этой области нет и гордиться особо нечем.

Единственное упоминание в последнем отчете, касающееся инфраструктуры обращения с отходами, затрагивает негативный аспект полигонного хозяйства. В документе сказано, что «в 2023 году Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан проведена работа по инвентаризации выбросов и поглощения парниковых газов на территории Республики Татарстан за 2022 год. Установлено, что основной вклад в выбросы парниковых газов в окружающую среду вносят энергетическая отрасль, промышленность, сельское хозяйство, полигоны захоронения твердых коммунальных отходов». Но о том, как реализуется в республике федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», в документе ни слова.

Если говорить прямо, то проблемные вопросы в рамках мусорной реформы, которые постоянно возникают в течение последних пяти лет, на мой взгляд, требуют тщательного анализа и оценки со стороны ответственных ведомств. На сайте Минстроя РТ висят документы по указанному выше федеральному проекту, в том числе паспорт регионального проекта (как составная часть федерального), в котором обозначены все целевые показатели, которые должна достичь республика до конца 2024 года.

Согласно паспорту регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», доля ТКО, направленных на утилизацию, должна составить к исходу текущего года 44%, а доля ТКО, прошедших обработку, то есть сортировку, – 99%. Под эти показатели заложено создание соответствующих мощностей: объектов по утилизации ТКО на 23,1 млн тонн, объектов по обработке – на 37,1 млн тонн. Возникает резонный вопрос: какие на данный момент существуют результаты по достижению указанных показателей?

Понятно, что этот вопрос носит риторический характер. То, что за более чем пять лет мусорной реформы в республике не введен в строй ни один объект, – факт известный. Но этот факт должен служить основанием для выводов, в том числе относительно результатов деятельности региональных операторов, которые и должны были осуществлять инвестиционные проекты в сфере обращения с отходами. Однако все пять лет дискуссия вокруг мусорной реформы почти не выходит за границы проблем, связанных с размером тарифа, качеством вывоза отходов и охватом сельских территорий. Хотя очевидно, что все эти вопросы должны были быть улажены в течение первых двух-трех лет реформы, в том числе благодаря введению в строй так и не построенных объектов.

Отдельная тема – это эпопея со строительством мусоросжигательного завода (МСЗ) в Осиново. Каждый год Алексею Песошину задают один и тот же вопрос: какова ситуация с ходом строительства этого МСЗ? В последние два года от него слышны неутешительные ответы: республика со своей стороны сделала все для строительства МСЗ, но проблема в инвесторе проекта. Тот до сих пор не определился с компанией, которая предоставит свои технологии взамен технологий от Hitachi Zosen Inova, а также найдет источники финансирования этой замены. Понятно, что выбор у инвестора МСЗ в Осиново не велик – это китайские компании, которые, возможно, предоставят и оборудование, и технологии, но это, скорее всего, уже будет покупка без какого-либо импортозамещения. А ведь когда продвигали технологию Hitachi Zosen Inova, то обещали, что большая часть оборудования будет произведена в России. С китайцами этот вариант, скорее всего, не пройдет, так как заводы МСЗ – почти что штучный товар, так что почти вся добавленная стоимость в рамках производства технологического оборудования останется в Китае. Есть также вопрос относительно соответствия китайского оборудования российским экологическим нормам. Как сказала вице-премьер Виктория Абрамченко, китайские технологии для российских МСЗ, в том числе в Осиново, обязательно должны пройти повторную экологическую экспертизу.

Есть еще один аспект, о котором не особо говорят, когда речь идет о МСЗ в Осиново. Данный объект изначально проектировался не только как мусоросжигательный завод, но и энергопроизводящий. Именно на этом основании в свое время лоббисты МСЗ пробили в федеральном законе понятие «энергетическая утилизация». При этом производимая на МСЗ энергия, которая по себестоимости дорогая, должна была реализовываться в рамках так называемого зеленого тарифа. Сейчас инвестор МСЗ не афиширует вопрос о том, насколько китайская технология, предусматривающая в том числе энергогенерацию, экономически эффективна. Тут, вероятно, есть определенные проблемы, учитывая, что в Китае крупные проекты в значительной степени дотируются государством. Но будет ли этот проект экономически рентабельным в условиях России – это вопрос, так как в нашей стране нет такого уровня дотаций, как у китайцев. И здесь пока больше вопросов, чем ответов.

Comment section

4 КОММЕНТАРИЯ
  1. Ситуация с выбором технологий для МСЗ вообще затянулась, а что по поводу китайского оборудования, которое снова потребует кучу денег для переоборудования, и не ясно как все это будет работать.

  2. Этот завод должен был не только сжигать мусор, но и производить электроэнергию. В идеале весь салават купере должен был быть обеспечен бесплатной электроэнергией, но понятно что такого никогда не будет

  3. Для начала надо запретить продавать полиэтиленовые пакеты в магазинах, а потом уже можно говорить о более глобальных реформах.

  4. Корень зла мусорной проблемы во всём мире в постоянном росте объёмов ТБО. Просто хватит все упаковывать в 100500 пакетов.

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *