«Учитель, не умеющий пользоваться компьютером, рядом с продвинутым школьником выглядит нелепо»

«Коронакризис» вскрыл провалы в «цифровом» образовании педагогов «старой закалки».
«Коронакризис» вскрыл провалы в «цифровом» образовании педагогов «старой
закалки».

Неделя остается до начала учебного года. Дети вновь сядут за парты «в реале» — санитарно-эпидемиологическая обстановка по COVID-19 в Татарстане стабильна. Однако конец прошлого учебного «цикла» стал для всей системы образования республики серьезнейшим испытанием. Введенное в короткие сроки дистанционное обучение не только вскрыло новые точки развития, но и показало «бреши» в существующей системе обучения, которые обсудили в ходе августовской педагогической конференции в Челнах, которая прошла в школе №42.

«Учитель, не умеющий пользоваться компьютером, рядом с продвинутым школьником выглядит нелепо»

Найденные во время «дистанта» решения представители школ Челнов презентовали в холле СОШ министру образования и науки Татарстана Рафису Бурганову и мэру города Наилю Магдееву. Учитель истории школы №60 Екатерина Юмакова на базе YouTube разработала игровую платформу, которая позволяет оценить знания учащихся, — школьники выполняют задания на своих смартфонах, а учитель может видеть результаты на своем телефоне. В 41-й школе детей обучали основам 3D-моделирования — при помощи специальной ручки дети занимались мультипликацией. В доме детского творчества №15 запустили в Instagram дистанционный лагерь «ИнстаЛЕТО».

— Это ежедневные познавательные и развлекательные мероприятия: мастер-классы по художественной, технической, спортивной, туристической, социально-педагогической и естественно-научной направленностям; викторины, танцевальные флешмобы, акции, онлайн-конкурсы, конференции, школьные новости. Интерактивный формат позволил расширить возможности. У нас участники не только из Челнов, но и из Казани, Перми, Йошкар-Олы, Альметьевска, Мамадыша и даже Норильска. Такой опыт мы планируем использовать не только во время пандемии, но и в обычном режиме, — рассказала руководитель городского совета учащихся Евгения Саримова.

Ознакомившись с выставкой решений, участники конференции направились в актовый зал, где проходило пленарное заседание. Дождавшись появления официальных лиц, на сцену вышли артисты, разыгравшие короткую сценку о том, как система образования героически переносит трудности дистанционного обучения. Закончилось выступление фразой, сказанной тонким детским голоском: «Соблюдайте социальную дистанцию». Что звучало довольно иронично на фоне картины в самом зале.

«Учитель, не умеющий пользоваться компьютером, рядом с продвинутым школьником выглядит нелепо»

В помещении практически не было свободных мест (при том, что даже кинотеатры в республике открыли только с условием 50%-ной наполняемости). Да, все в медицинских масках, но у кого-то «защита» висит на подбородке, у кого-то сверху торчит нос. А ведь на подобные мероприятия чаще всего приезжают руководители школ, которые через несколько дней соберут сотрудников на педсоветах, а затем направят в классы к детям. Громкий чих на задних рядах заставил многих оглянуться и посильнее натянуть резинки маски.

Слово первым взял начальник Управления образования города Рустем Хузин. Он озвучил основные задачи на предстоящий год: активная реализация национальных проектов «Образование» и «Демография», обеспечение 100% детей в возрасте от 1,5 до 7 лет местами в детских садах, создание условий для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью, продолжение развития системы ранней профориентации, внедрение способов мотивации педагогов. Также одной из целей, значение которой подчеркнула пандемия, стала подготовка образовательных учреждений к переходу к цифровой модели образования. Необходимость в онлайн-обучении возникла уже здесь и сейчас, но не все педагоги одинаково к ней готовы.

— Дети, в отличие от учителей старшего поколения, как минимум осваивают компьютерную грамоту задолго до прихода в первый класс. Уверенно владеют персональными компьютерами и молодые учителя, чего нельзя сказать о части педагогов старой закалки. Компьютерная грамотность учителей, чья молодость прошла до появления интернета и компьютеров в каждой семье, — настоящая проблема, которую можно было решить уже давно, — отметил Хузин.

«Учитель, не умеющий пользоваться компьютером, рядом с продвинутым школьником выглядит нелепо»

Проблема эта не государственного масштаба, а «отдельных учителей, которые не хотят работать над собой и учиться новому».

— Они до сих пор не могут понять, что в эпоху цифровизации уже нельзя повернуть вспять. Учитель остается учителем до тех пор, пока он учится, — это основной принцип педагогики. Учитель, не умеющий пользоваться компьютером, рядом с продвинутым школьником выглядит нелепо, — высказал мнение чиновник.

Почувствовать себя «немного учителями» пандемия позволила мамам и папам школьников, рассказала в своем выступлении представитель родительских комитетов города. «Дистанционка» застала многие семьи врасплох — «кроме собственных проблем добавилось и обучение ребенка». Дескать, родители привыкли к «гостевым отношениям» — утром в школу отвел, вечером забрал. А тут столько взаимодействия с детьми, что «свободного времени на отдых практически нет».

— Из-за такого способа обучения мы беспокоились о наличии в аптеках не столько масок и антисептиков, сколько пустырника. Дети не понимали то, что мы им объясняем. Мы никогда не сможем уйти от традиционных уроков, общения между сверстниками, учителями. Нужно сделать все необходимое, чтобы мы учились в школе, — уверена спикер. 

«Учитель, не умеющий пользоваться компьютером, рядом с продвинутым школьником выглядит нелепо»

Родителям пришлось примерить на себя сразу несколько ролей — и учителя, и психолога, и организатора. И если до «дистанционки» помощь в большом объеме по учебе нужна была только 4% школьников, то после — 40% учеников младших классов и 30% старшеклассников, привел цифры Хузин.

— Коронавирус будет побежден, в этом нет сомнений. Но вопрос использования цифровых ресурсов остается актуальным. Понятно, что, согласно плану, время для создания в школе цифровой среды еще есть. Перед руководителями школ стоит задача по изменению способа и содержания работы с детьми и родителями, по совершенствованию традиционного обучения, автоматизации всех видов работ с информацией. Компьютер в каждой семье — это реалии современного общества. Овладеть навыками работы на компьютере, умением использовать его возможности в процессе воспитания и обучения должен каждый. Наша задача и задача родителей — научить ребенка правильно воспринимать негативную, порой жестокую реальность, научиться жить. Родители — первые помощники и зона особого внимания, — уверен начальник Управления образования города.

Соскучились по общению со сверстниками и учителями и сами дети — живое общение не заменит даже самая современная технология.

— Внук закончил восьмой класс. Говорит: «Бабай, если нормально все будет, 1 сентября в школу пойду, я там ночевать останусь». Начали понимать ценность учителя. Наше отношение изменилось к учителям. Ничто не заменит общения учителя с детьми, детей с детьми, — поделился мнением Магдеев.

«Учитель, не умеющий пользоваться компьютером, рядом с продвинутым школьником выглядит нелепо»

Однако необходимо в преддверии учебного года объяснить школьникам, насколько важно соблюдать установленные правила — соблюдать дистанцию, обрабатывать руки.

— Идет обострение, осеннее увеличение заболеваемости ОРВИ. Давайте научим элементарным правилам. Чуть затемпературил, чуть насморк — ребенок должен понимать, что необходимо определенные меры принимать по самоизоляции, — отметил градоначальник и предложил провести в каждой школе соответствующие уроки, посвященные теме пандемии.

Сказалось онлайн-образование и на результатах, особенно в части экзаменов по тем предметам, где общение с педагогом необходимо, — например, языки.

— Ответ для многих, призывающих перейти на «дистант». Там, где сложный предмет, там педагог нужен как воздух. Учитель есть, был и будет центральной фигурой в процессе обучения и воспитания. Дети очень соскучились по педагогам. Есть очень большое количество вопросов, которые по глазам, по жестам, по интонации педагог считывает, знает, что подсказать, когда и кому, — отметил Бурганов.

По заявлениям и обращениям, которые поступали от родителей, в Минобрнауки РТ понимают, что отношение к воспитателям и педагогам сильно изменилось за эти несколько месяцев.

— Учителя заходили в семейное пространство, принимали на себя удар не только от ученика, но и отца семейства, который сидел дома. Накопившиеся социальные проблемы валились на учителя, который иногда и в роли семейного психолога выступал, — рассказал министр, добавив, что порой беседы о насущных проблемах настолько затягивались, что на сам предмет оставалось мало времени.

«Учитель, не умеющий пользоваться компьютером, рядом с продвинутым школьником выглядит нелепо»

Пока «еще свежо в памяти», глава Минобрнауки РТ предложил не останавливать работу в направлении развития взаимодействия учителя и родителей.

Несмотря на объяснимо тяжелую ситуацию в экономике России в целом, все программы, связанные с образованием, в республике сохранены. В 2019 году бюджет на эту сферу перевалил за 100 млрд рублей.

— Немногим больше 20 лет назад работал в министерстве экономики и промышленности. Тогда открытие 10 объектов в сфере образования считалось удачным годом. В этом году по республике 508 объектов. Это школы, огромное количество объектов, которые находятся на реконструкции, — это практически новое строительство. Ведется бурная работа, — сообщил руководитель министерства. 

Такие вложения обязывают давать соответствующий результат. В первую очередь речь идет о качестве и реализации цели — вхождение России в десятку стран мира с самым сильным образованием.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *