«Красный» кандидат: сможет ли воля компенсировать нулевой бюджет?

«Комросс» Альфред Валиев может «откусить» часть электората от освободившегося пула КПРФ
«Комросс» Альфред Валиев может «откусить» часть электората от освободившегося
пула КПРФ, но отсутствие финансирования на ведение кампании может перечеркнуть
надежды кандидата.

В силу политических перипетий Альфред Валиев оказался единственным коммунистом-кандидатом в президенты Татарстана. Это, с одной стороны, дает ему новые возможности, а с другой — делает критически важным отсутствие нужных средств на ведение кампании. Вероятно, к такому раскладу в партии просто не были готовы. Журналист KazanFirst Альберт Муртазин разбирается, что за коммунист участвует в выборах президента республики, каковы его воззрения, и рассуждает, есть ли у него шансы. 

Ранее KazanFirst уже рассказывал о кандидате от «Справедливой России» Альмире Михееве, от ЛДПР – Владимире Сурчилове, от «Партии Роста» – Олеге Коробченко. На очереди кандидат от партии «Коммунисты России» первый секретарь комитета регионального отделения партии в Татарстане Альфред Валиев.

«Красный» кандидат: сможет ли воля компенсировать нулевой бюджет?

Коренной казанец Альфред Валиев окончил Ленинградское высшее общевойсковое командное дважды Краснознаменное училище им. С. М. Кирова в 1985 году и Институт социальных и гуманитарных знаний в 1999 году. Он — бывший офицер и директор Управляющей компании «УНЫШ», которая занимается бухучетом, финансовым аудитом и налоговым консультированием. Предпринимателем он стал еще в 90-е, когда все были челночниками, чтобы содержать семью.

Судя по репостам на своей странице «ВКонтакте», Валиев очень хочет похудеть. Там можно найти фото его внука, отчеты о различных акциях с его участием. В подписках — куча групп и пабликов, от юмористических до новостных. В последнее время он начал активно репостить паблик «Коммунистов России» в Татарстане. Похоже, это «живая» страничка, которая не заточена под политическую деятельность. Инстаграм у него более официальный — по большому счету посвящен только его общественной и политической работе. 

Валиеву 56 лет — он старший из кандидатов, не считая Минниханова. Кстати говоря, на сайте комроссов в разделе различий между ними и КПРФ (есть и такой) указано, что средний возраст членов партии — 40 лет против 70 лет у КПРФ.

Комроссы отчаянно стараются противопоставить себя КПРФ. При этом они выбрали для себя практически идентичную аббревиатуру КПКР, да еще и с тавтологией — «Коммунистическая партия Коммунисты России». Бескомпромиссная критика по отношению к оппонентам-коммунистам для этой партии является, похоже, главной целью комроссов — это отмечают и наши эксперты. 

«Коммунисты России» — непарламентская партия, так что у них нет бюджета на агитацию, даже примерно сопоставимого с конкурентами на этих выборах. Так что Валиев не мелькает на билбордах по городу и не заваливает избирателей листовками, как это делают другие кандидаты. 

Сам Валиев в разговоре с журналистом KazanFirst признает, что баннеров у него и правда нигде никаких нет. Глава комросов Максим Сурайкин выделил для партии «определенные средства», но не деньги. Реготделение получило из центра около 300 тысяч газет, распространением которых партийцы сейчас и занимаются. На муниципальном уровне кандидаты выпускают листовки, если сами имеют на это ресурсы. 

— Мы нищие, — без тени смущения констатирует Валиев. 

«Красный» кандидат: сможет ли воля компенсировать нулевой бюджет?

При этом он напоминает, что, несмотря на отсутствие ресурсов, в период самоизоляции комросы распространяли продуктовые наборы среди нуждающихся (об этом мы писали здесь). Кстати, возможно, что это заметно сыграет им на пользу, поскольку далеко не все партии, даже более обеспеченные, вели волонтерскую и благотворительную работу в условиях фактического карантина. 

А вот бесплатное время на телевидении Валиев использует весьма активно, участвуя в дебатах. До недавнего времени большого интереса эти дебаты не вызывали. Однако на последних, которые были посвящены состоянию медицины, Валиев блеснул, эмоционально и по делу раскритиковав все и вся. Пандемия коронавируса обнажила множество проблем вроде оптимизации системы здравоохранения, и в эти проблемы Валиев буквально ткнул носом всех причастных. На его фоне остальные несколько потерялись.

Сам Валиев объяснил произошедшее тем, что впервые смог нормально подготовиться к дебатам. Ранее темы телевизионщиками выдавались буквально на съемочной площадке, в этот же раз он смог добиться того, что ему тему выдали за сутки. Да и в целом он обвиняет телевизионщиков в провокациях, хамстве и лицемерии. 

Не будем судить, является ли следующий факт доказательством слов Валиева, но найти видео хоть одних дебатов в сети абсолютно нереально (на выяснение этого было убито до обидного много времени). Видео не дают даже самим участникам дебатов. 

Валиев — единственный коммунист в этой президентской гонке, поскольку КПРФ «приняла решение» не участвовать в этой кампании. В целом у Валиева есть неплохие шансы занять второе место в этой гонке, особенно учитывая, что электорат, который поддерживал КПРФ, с большой долей вероятности теперь поддержит именно его. Однако то обстоятельство, что у комроссов нет средств для ведения масштабной агитации, может свести все усилия на нет. 

От первого лица

— Как сказал Сталин: «Наше дело правое, победа будет за нами», — заявил Валиев на вопрос журналиста KazanFirst о том, на какие результаты он рассчитывает в этой кампании.

Как и соперник из ЛДПР, Валиев не стесняется заявлять, что в ходе этой кампании он стремится победить.

— А цель кампании — все для блага татарстанского народа, чтобы наша республика так же процветала, была передовым регионом в России, как и сейчас. И мы видим, что народ Татарстана живет лучше, чем в других регионах, — отмечает собеседник.

Валиев поддерживает концепцию мирного сосуществования разных национальностей, как в Татарстане. Кандидат рассказал, что его жена — крымчанка и сам он часто ездит в Крым. 

— У меня нет загранпаспорта, я ненавижу ездить на Запад, в Турцию… Я всю жизнь отдыхаю в Крыму. И для экономии средств я всегда езжу на своей машине, тем более если везешь с собой внука и дочку, — отметил он. — И так проезжаешь через всю страну и смотришь на такие регионы, как Волгоградская, Ростовская, Саратовская, Ульяновская области, Сызрань, тот же Крым. И ты сравниваешь — смотришь на поля справа-слева, обрабатываются ли они. Вот в Сызрани не обрабатываются. В Саратове плохо обрабатываются. Волгоград — вообще ***. Качество дорог мы смотрим, и Татарстан в этом плане лучше всех. 

«Красный» кандидат: сможет ли воля компенсировать нулевой бюджет?

По его словам, в Татарстане даже есть тенденция, что местные олигархи не стремятся вывозить свои деньги за границу, а стараются оставить их в республике. Это, по его мнению, заслуга Шаймиева и Минниханова. В их заслуги он ставит и то, что они сохранили и не дали разрушить экономику региона, а также за счет предприятий республики повышают обороноспособность страны. 

— Вокруг нас одни враги. Это дали понять события, которые происходят сейчас в Беларуси. Захватить хотят Россию – разделить и уничтожить. В общем, я считаю, мы все всё равно объединены славянской идеей, хоть я и татарин. Нас хотят уничтожить, потому что у нас самые красивые женщины, самые умные ученые и самые работоспособные мужчины. Особенно в Татарстане — мы так живем, потому что мы, татары, любим работать, — считает Валиев.

Кстати, комроссы выпустили обращение, где высказали свою позицию по Беларуси, — оно отправилось и к главе страны Александру Лукашенко, и к российскому президенту Владимиру Путину, и к татарстанскому лидеру Рустаму Минниханову. Валиев однозначно заявил, что партия поддерживает Лукашенко и осуждает влияние Запада. 

— Это четко спланированная акция по уничтожению Беларуси и Лукашенко. И потом последует привод НАТОвских войск к границам России. 

Валиев с некоторым недоумением отверг предположение о том, что высказывание на такую больную тему сейчас — это попытка пропиариться. По его словам, после выпуска этого постановления ни он, ни партия больше об этом не упоминали (это действительно так). С этим, кстати, согласны и наши эксперты, но об этом позже.

Касательно того, рассчитывает ли Валеев, что электорат КПРФ поддержит именно его, собеседник допустил такое развитие событий, но с долей неуверенности.

— Есть такое, но у нас ведь и своего электората хватало, — заметил кандидат. 

Он заострил внимание на том, что каждое его выступление на дебатах заканчивалось тем, что он призывал немедленно отменить пенсионную реформу. 

— Я думаю, что к этим словам прислушаются, к этому придут, потому что и Медведев уже признал, что пенсионная реформа неправильна. И все это понимают. Средняя продолжительность жизни мужчин сегодня — 68 лет. Выходить на пенсию в 65 лет, а потом три года и «деревянный макинтош»?! — возмущается собеседник. 

Действительно, Валиев весьма эмоционально выступает против повышения пенсионного возраста, а также против мусорной реформы. Их, кстати, он ставит в вину Дмитрию Медведеву. 

Стоит сказать, что Альфред Валиев демонстрирует не до конца понятное сочетание оппозиционности и поддержки нынешних властей. 

— Наша партия внешнюю политику Путина поддерживает, — отметил собеседник. 

При этом когда он говорит о планах, политических воззрениях и критикует то, что его не устраивает, в его искренности сомневаться не получается. 

Экспертное мнение

Политолог Руслан Айсин полагает, что Валиев не дотянет до второго места на этих выборах по той причине, что ядерный электорат КПРФ достаточно устойчив. 

— Они, конечно, знают, что такое «Коммунисты России», а что такое КПРФ. Поэтому я думаю, что он не сможет собрать КПРФовский электорат. Часть электората КПРФ перейдет, условно говоря, к «Справедливой России». Но он может собрать голоса рассеянного левого электората, периферийного, который, может быть, не так политизирован и погружен в какие-то политические нюансы, но их прельщает вся эта эстетика — красный цвет, Сталин, Ленин и все такое. Я думаю, что их перспектива — это третье место. Потому как, во-первых, он узнаваем только в очень узкой, определенной нише. И второе: электорат КПРФ будет голосовать против него, а это их основная база, — считает Айсин.

«Красный» кандидат: сможет ли воля компенсировать нулевой бюджет?

Эксперт отметил, что эта партия в свое время была напрямую создана как спойлер для КПРФ. Поэтому их политтехнологическая задача — это списать электорат у Зюганова, а критика КПРФ — это их основная задача.

Айсин придерживается мнения, что весомую часть электората комроссов перехватят другие партии просто потому, что у них есть бюджет на агитацию и ведение кампании. 

— Это непарламентская партия, у них региональные структуры очень слабые. Собственно говоря, это «раскольники» КПРФ, которые в свое время ушли из партии. И они используют те же технологии, что и КПРФ. По-ленински считают, что газеты являются не просто инструментом информирования, а, как говорил Ленин, это еще и инструмент организации партийной работы. Так они относятся к газете, хотя уже мало кто газеты читает, — заметил эксперт.

К тому же, по его мнению, риторика комроссов, да и в целом коммунистов устаревает. 

— Подача и тезисы идут не в ногу со временем. Все эти приемы из прошлого — для Татарстана, который является достаточно инновационно успешным и который не сильно ностальгирует, как какой-нибудь «Красный пояс» (группа регионов РФ с устойчивой поддержкой КПРФ. — Ред.). Там — да, эта риторика находит отклик. А здесь, с учетом слабой ресурсной базы и старых методик работы, я думаю, они не смогут привлечь много голосов. По крайней мере, когда мне попалась такая газета, я ее как открыл, так и закрыл. Потому что это действительно словно газета советских лет. Поэтому я считаю, что перспективы у господина Валиева не очень радужные в плане набора процентов, — подвел неутешительный итог Айсин.

По поводу высказывания насчет событий в Беларуси эксперт допускает, что это в какой-то степени была попытка хайпануть, но в то же время убежден, что это искренняя позиция как партии, так и персонально Валеева (кстати, из разговора с Альфредом Ракибовичем понятно, что это действительно так).

— Хотя отношение к белорусским протестам в российском обществе неоднозначно. Не факт, что, поддержав Лукашенко, они получат какую-то поддержку и солидарность. Коммунисты долгое время считали, что Лукашенко — это образец руководителя, что он сохранил предприятия, что он их не приватизировал, оставил элементы советской социальной инфраструктуры. И поэтому они его поддержали. Единственное, что здесь есть противоречие концепции коммунистов. Коммунизм — это вообще вещь революционная. И получается, что коммунисты России стали на стороне охранительства. Противоречие очень серьезное, — полагает эксперт. — Для избирателя протест в Беларуси имеет значение. Но в контексте выборов президента Татарстана, я думаю, это вообще десятое дело. Татарстанцев больше волнуют их прямые проблемы. Я думаю, что это попытка такого отвлеченного популизма со стороны коммунистов. Они такое любят: «отнять и поделить всё» или «поднять пенсии до 100 тысяч». Хорошие лозунги, но малореализуемые. 

Завкафедрой государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ доктор социологических наук Андрей Тузиков полагает, что комроссы на этих выборах, вероятно, смогут взять какую-то часть электората КПРФ, но именно часть.

«Красный» кандидат: сможет ли воля компенсировать нулевой бюджет?

— КПРФ все-таки рассматривалась как системная партия, а электорат коммунистов тоже не единый. Есть люди, которые доверяют конкретным фигурам, которые давно работают, проверенные и так далее. Другое дело – кто-то незнакомый. Иными словами – часть очень консервативного, ядерного электората может с опаской к нему отнестись. Все-таки «Коммунисты России» себя позиционируют как более радикальную левую партию, — рассуждает Тузиков.

По его словам, ядерный коммунистический электорат не станет доверять частнику, а Валиев — глава ООО. Тузиков счел ироничным, что коммунисты работают на частный капитал. 

Кстати, сам Валиев на такие нападки вполне спокойно говорит, что ему надо на что-то жить и содержать семью, а политические взгляды тут ни при чем.

— А более молодые левые, те, кому хочется новых лиц, — те могут его поддержать. Но вряд ли они много наберут. Действующий президент — популярная фигура. К тому же если в стране не происходит какого-то масштабного системного кризиса с обрушением валюты, толпами голодных, бездомных, безработных, как правило, большая часть избирателей всегда голосует за действующую власть. Потому что это какая-то предсказуемость, стабильность. К счастью, у нас большая часть людей не на улице живет и не без работы, поэтому менять известное на неизвестное будут с большой опаской. Тем более что действующий президент — популярный и каких-то фатальных ошибок не совершает, действует очень грамотно, очень взвешенно и успешно, — отмечает политолог.

— Понятно, что всерьез никто с Миннихановым бороться не намерен за первое место. Это просто хороший способ засветиться и приучить избирателя к своей фигуре, образу, апробировать, как это работает, чтобы прицелиться на какие-то более успешные кампании: в Думу, в Госсовет. То есть стать узнаваемым игроком, — считает Андрей Тузиков.

По его мнению, на этих выборах, помимо Минниханова, нет какой-то броской, знаковой фигуры. 

— Вот если бы за этот пост решил побороться, например, вице-премьер Марат Хуснуллин, вот это была бы драка! Была бы игра, что называется, по-взрослому, — веселится от такой мысли эксперт. — Всерьез большая часть людей свою судьбу не доверит новым и малознакомым кандидатам.

По поводу высказывания по Беларуси Тузиков считает, что это не было попыткой хайпа, а просто выражение реальной позиции комроссов. И Тузиков в целом солидарен с их видением ситуации.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *