идеологической платформой.
Историки и ученые-гуманитарии Татарстана практически присягнули на верность принятой Стратегии татарского народа. Они надеются, что этот документ им позволит преодолеть разногласия между собой и выработать тактические программы по популяризации знаний татарского народа как внутри Татарстана, так и в регионах России. Об этом ученые заявили на круглом столе «Будущее гуманитарных наук в свете Стратегии действия». Вопрос о том, что делать дальше с документом после того, как он был принят, можно закрывать. У Стратегии нашлись конкретные идеологические исполнители.
Исполняющий обязанности директора Института истории Марджани Радик Салихов заявил, что Стратегия отныне станет теоретической основой для деятельности его института.
— Мы видим в Стратегии теоретическую, идеологическую основу для развития нашей научно-исследовательской деятельности. Идеи, прописанные в документе, важны для всего комплекса гуманитарных наук. Это и литературоведение, и искусствознание, и энциклопедистика, и даже прикладное направление, то есть история. Любая сфера исторического и историко-культурного знания нашла в этом документе свою идейную форму. Мы, Институт истории, будем руководствоваться этим документом, этими семью мировоззренческими пунктами. Они станут руководством к действию для нашего Института и всех ученых республики, — заявил Салихов.
Наша справка
Основы татарского мировоззрения в «Татары: Стратегия действия»:
1) Память о предках и история — шәҗәрә.
2) Родной язык — туган тел.
3) Нравственность, вера — әхлак, иман.
4) Народная душа, гармония — моң.
5) Семейные ценности — гаилә кыйммәтләре.
6) Знание, просвещенность — гыйлем.
7) Свободолюбие и динамизм — ирек.
Завотделом междисциплинарных исследований Института истории имени Марджани Бахтияр Измайлов рассказал, что документ был положительно встречен не всей татарской интеллигенцией. У некоторых её представителей возникли вопросы, у каждого были свои ожидания, каким должен быть конечный документ.
— С одной стороны говорилось, что это должна быть некая дорожная карта с подробным представлением той или иной области, тех или иных принципов построения татарской нации. С другой — необходим документ, который бы воодушевлял каждого представителя татарской нации. В этом плане каждая из этих точек зрения имеет место. Они не противоречат друг другу. На историков и гуманитариев как раз выпала та доля, когда они фактически принимают на себя роль идеологов и создателей этой Стратегии. Неслучайно и Василь Гаязович (Шайхразиев, вице-премьер РТ и глава Нацсобрания ВКТ. — Ред.) обращался в Институт истории Марджани и впоследствии — в Академию наук РТ за тем, что от гуманитариев ждут подготовленный документ и некое видение процессов развития татарской нации, — заявил Измайлов.
А вот о том, что Стратегия должна пресечь споры и дрязги между историками и другими учеными-гуманитариями, заявил директор Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ Искандер Гилязов.
— В последнее время среди историков [в Татарстане] некоего единства не наблюдалось. Университетские историки в одну сторону смотрят, историки Академии наук РТ, да даже внутри тоже порой не слышат друг друга. В будущем у нас такие встречи ещё должны быть и мы будем обсуждать конкретные направления нашей деятельности. Стратегия принята. Мы теперь должны думать о будущем этого документа, — заявил Гилязов.
По его словам, документ дал очень важный импульс деятельности ученых. Не то чтобы татарские общественники проснулись, но в движение они точно пришли и больше стали думать.
— И это тоже хорошо. Теперь пусть наши историки, основываясь на этот документ, начнут думать о будущем. Это же тоже очень полезная практика, — заявил ученый.
Профессор Института международных отношений Казанского университета Раиль Фахрутдинов призвал задачи, обозначенные в Стратегии, наполнить конкретным содержанием. Одно из таких направлений он видит в том, что необходимо проанализировать, сколько осталось школ с татарским языком преподавания за пределами Татарстана. Ему очевидно, что за последние пару десятков лет число таких образовательных учреждений серьёзно сократилось.
Нужно срочно наладить поставки в пока ещё сохранившиеся школы учебников и другой методической литературы. Однако прежде точно узнать их количество. Сейчас министерству образования и науки республики такой информации не хватает.
— В 90-е годы мне пришлось работать в министерстве образования Татарстана, возглавлять отдел учебников. И тем не менее мы находили возможность, чтобы выезжать в регионы и собирать статданные, сколько татарских школ в Пермской области, в Астраханской, я не говорю уж о Башкирии. Всеми правдами и неправдами добиваться заявок на татарские учебники по истории Татарстана и татарского народа. Мы добились того, чтобы наша республика полностью оплачивала и учебники по истории татарского народа и татарского языка. Мы полностью обеспечивали школы учебниками за пределами Татарстана. А сейчас мы всё пустили на самотёк. В областях в Северо-Западной части Башкирии, в Пермском крае, когда школы не получают учебники по татарского языку, они получают учебники по башкирскому языку. И так они постепенно переходят на башкирский язык обучения. Так нации и конструируются в новейшее время, — подытожил Фахрутдинов.
Comment section