Новый институт, национальный фонд и продюсеры для татарских певцов: о чем мечтают деятели искусства

Просьбы и пожелания интеллигенции республики выслушала министр культуры России Ольга Любимова.
Просьбы и пожелания интеллигенции республики выслушала министр культуры России
Ольга Любимова.

— Я просто сижу и радуюсь. Министр культуры России и президент Татарстана вместе с работниками сферы обсуждают проблемы культуры, — улыбается Госсоветник республики Минтимер Шаймиев. Он говорит это, сидя в президиуме в Казанской Ратуше в окружении самых влиятельных музыкантов, театралов, режиссеров и художников. Накануне они собрались для обсуждения проекта Стратегии развития культуры Татарстана на 2020-2025 годы и на период до 2030 года.

По такому поводу в Казань с рабочим визитом и прибыла министр культуры России Ольга Любимова. Для нее в столице подготовили специальную программу, одной из составных частей которой стало заседание Совета по культуре и искусству при президенте республики.

Татарстан безупречно выполнил нацпроект «Культура»

Открыл мероприятие президент Татарстана Рустам Минниханов. Он напомнил, что развитие культуры – приоритетное направление государственной политики республики. Говоря о подготовке и поддержке кадров, лидер Татарстана сообщил, что еще одним шагом в этом направлении станет программа «Земский работник культуры».

Новый институт, национальный фонд и продюсеры для татарских певцов: о чем мечтают деятели искусства

— В рамках программы планируется безвозмездное предоставление земельного участка молодым специалистам, приехавшим на работу в сельские поселения. Это позволит им закрепиться на местах, — сказал руководитель республики.

О том, что культура в Татарстане находится в приоритете, отметила и Любимова. По ее словам, это подтверждает сам факт создания Совета.

— Это отражено и в финансировании. Удельный вес культуры в консолидированном бюджете Татарстана в прошлом году достиг 4,9%, — напоминал спикер. — Это один из самых высоких показателей в стране. С каждым годом в регионе растет уровень средней заработной платы работников учреждений культуры. По итогам первого полугодия она превысила 34 тысячи рублей. Это первое место в Приволжском федеральном округе.

В республике реализуется множество масштабных и комплексных проектов. Один из самых ярких среди таких – «Культурное наследие – остров-град Свияжск и древний Болгар». В результате его реализации на карте России появились еще два объекта культурного наследия, включенных в список ЮНЕСКО. В процессе реализации проекта отреставрировано 59 объектов, создано 28 новых музейных площадок.

Новый институт, национальный фонд и продюсеры для татарских певцов: о чем мечтают деятели искусства

— Хотела бы отдельно поблагодарить руководство региона за безупречную реализацию мероприятий национального проекта «Культура». По итогам 2019 года выполнены все поставленные задачи и целевые показатели, — сказала министр культуры. — Построены и капитально отремонтированы более 70 объектов, уже открыты 3 модельные библиотеки, 5 виртуальных концертных залов, 6 кинозалов.

В завершении выступления федеральный министр заявила, что Татарстан – это всегда надежный партнер, который активно участвует в новых проектах ведомства в качестве пилотного региона, в том числе при реализации проекта «Культура для школьников». С самого первого года регион включился в реализацию программы детского туризма «Моя Россия». Также Татарстан входит в число лидеров по внедрению современных технологий в культуре, по цифровому развитию отрасли.

— Нами принято решение со следующего года создать на базе Казанского государственного института культуры Центр непрерывного образования и повышения квалификации по направлению «Информационные технологии», — заключила спикер. 

Фарид Бикчантаев предложил создать в Казани театральный институт

Первым слово предоставили главному режиссеру театра Камала Фариду Бикчантаеву. Он сразу заявил, что хочет поговорить о наболевшем – о театральном образовании.

— В нашей республике 16 государственных театров, 9 из которых являются татарскими. Ни одна национальная республика не может похвастаться таким количеством театров. <…>, но есть одно «но». У нас беда с подготовкой кадров, — пояснил он.

Новый институт, национальный фонд и продюсеры для татарских певцов: о чем мечтают деятели искусства

На сегодня подготовкой кадров для театров занимаются только два учебных заведения — это Казанское театральное училище и Казанский государственный институт культуры. При этом при поступлении на работу зарплата специалистов, которые пришли работать в театр после обучения в техникуме, на 22% меньше, чем у актеров, окончивших институт. Поэтому выпускники театрального училища, едва начав служить театру, вынуждены поступать на заочное отделение вузов Татарстана.

— Наши сегодняшние актеры – это филологи, психологи с высшим образованием и с другими специальностями. Но есть проблема посерьезнее: в последние годы резко сократились, а в прошлом году и совсем исчезли бюджетные места по направлению актерское искусство в казанском государственном институте культуры. Это очень тревожно для национального театрального искусства,- говорит он.

В такой ситуации столичные коллеги-театралы, по словам спикера, предлагают вернуться к системе национальных студий для воспитания кадров национальных театров. Однако нужно признать, что эта система была эффективной только в советские годы. Потому что так студент отрывается на четыре года от корней и родного языка, а затем уже не желает расставаться с прелестями столичной жизни. К тому же чтобы подготовить актеров, хорошо владеющих татарским языком, нужно погружение в среду, которой в Москве, конечно, нет.

Новый институт, национальный фонд и продюсеры для татарских певцов: о чем мечтают деятели искусства

— Кроме того, обучение в такой студии – это очень дорогое удовольствие, которое родители наших абитуриентов вряд ли смогут оплатить. Для примера: обучение в ГИТИСе на актерском факультете стоит 470 тысяч в год. Если отправлять студию в количестве 20 человек, республике это обходится где-то в 37-38 миллионов рублей, — рассуждал Бикчантаев.

Спикер отметил, что не хватает и специалистов по направлениям художественно-постановочное дело, театроведение, менеджмент, продюсерское дело. Пора задуматься о подготовке режиссеров драматических и кукольных театров. А ведь весь спектр театральных специалистов можно готовить в Татарстане, уверен Бикчантаев.

— У нас есть потенциал, ресурсы, люди, которые способны щедро делиться своим опытом во всех областях. Казань и республика могут стать одним из всероссийских центров театрального образования и педагогики, создав свой театральный институт. Я прошу вас, уважаемый Рустам Нургалиевич, рассмотреть возможность создания на базе казанского театрального училища казанского государственного театрального института, — заявил режиссер. 

Предложение Бикчантаева в зале встретили аплодисментами.  

Салават просит реанимировать татарскую эстраду, которая на грани провала

Следующими, кому удалось напрямую высказать свои тревоги и пожелания министру культуры, стали руководитель Качаловского театра Александр Славутский и директор театра оперы и балета Рауфаль Мухаметзянов. Первый поддержал идею коллеги Бикчантаева.

— А где еще обучать татарских артистов? — сокрушался он. Будет институт, а там и русским театрам что-либо перепадет.

Новый институт, национальный фонд и продюсеры для татарских певцов: о чем мечтают деятели искусства

В целом Славутский совершенно доволен положением своего детища.

— Я даже просить у вас ничего не буду! — заявил он.

А вот Рауфалю Мухаметзянову не давало покоя то, что на телеканале «Культура» показывают только русскоязычный контент, в то время как французский канал Metz в день 70-летия  Победы в 50 странах показывал оперу «Джалиль» о пленном татарском поэте. Или, например, то, что перестали выпускать какой-то справочник о концертных организациях и театрах России.

Любимова попыталась развеять переживания собеседника — канал не является подведомственной структурой, а справочники – просто переходят в электронный формат.

С гораздо большими и серьезными запросами к министру обратился популярный татарский певец Салават Фатхетдинов. Свой спич он начал с того, что в татарской эстраде не хватает продюсеров, которые занимаются продвижением артистов. Они же, как говорит певец, осуществляют финансовый и художественный контроль за творчеством исполнителя.

Новый институт, национальный фонд и продюсеры для татарских певцов: о чем мечтают деятели искусства

— Откуда взять продюсера, если у нас нет такого учебного заведения? Их нигде не готовят, кроме ГИТИСа. Сегодня любой человек, который закончил КХТИ, может работать продюсером, если он не нашёл себя в производстве. <...> Может быть, нам и не факультет, а кафедру для начала организовать? — говорит певец.

Кроме этого, Салават обратил внимание министра и на то, что в этом году татарской эстраде не было выделено ни одного бюджетного места для обучения специалистов в вузах.

— Русская культура всегда была и будет. А вот татарская эстрада на грани провала. Обучение на коммерции стоит 240 тысяч. Как правило, к нам поступают из малообеспеченных семей. Как в фильме «Богатые тоже плачут», только у нас богатые не поют, а слушают. Прошу вас выделить 5-6 бюджетных мест на следующий год для татарской эстрады, — обратился он к президиуму.

А пока, по наблюдениям Салавата,  на татарской эстраде больше «кхтишников», чем профессионалов.

— Значит, не могут найти себя [работу по специальности]. Петь у нас каждый татарин поет. Каждого принимать на работу, естественно, невозможно,- заявил он.

Артист обеспокоен еще и тем, что при том, что современные телеоператоры предоставляют доступ к более чем 300 каналам, среди них нет ни одного, на котором были бы собраны певцы всех народов многонациональной страны.

— И еще одно предложение: должен быть создан фонд национальной поддержки с особой системой кредитования. Кредитование с 0% практикуется в Норвегии. К примеру, молодой человек обращается в фонд и получает кредит на культурный проект, — предложил Фатхетдинов. 

И пусть какого-либо ответа и реакции на свои идеи певец не получил, зато высказал все, что хотел. Далее на заседании говорили и о другом: о театре, о кино, о стритарте. Как итог — принятая Стратегия на ближайшие пять лет. 

Новый институт, национальный фонд и продюсеры для татарских певцов: о чем мечтают деятели искусства

— Точный показатель того, что республика развивается, считает важнейшим заниматься проблемами культуры. Проблемы никогда не кончаются, но культура выходит на первый план. Это прекрасный показатель, — подытожил встречу Минтимер Шаймиев.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *