Лояльность татарстанцев к компаниям оказалась ненадежной

Новый рейтинг доверия к предприятиям республики
Новый рейтинг доверия к предприятиям республики, составленный агентством
«ПромРейтинг», показал, что их публичный образ – вещь нестабильная и за полгода
даже самые привлекательные бренды вполне могут рухнуть в глазах людей.

Агентство «ПромРейтинг» выяснило, к каким социально значимым промышленным предприятиям Татарстана жители республики испытывают больше доверия, а KazanFirst попытался разобраться, как лидерам рейтинга это удалось.

Если сравнивать с нынешним предыдущий рейтинг (в минувшем году он вышел впервые и касался III квартала 2019 года), то можно заметить, что его «фигуранты» скачут по позициям весьма проворно. Из лидеров сохранить свою вторую позицию сумел только КАМАЗ, который и без этой оценки известен открытостью прежде всего для СМИ. 

Для составления очередного рейтинга эксперты провели онлайн-опросы жителей десяти крупнейших городов республики, где концентрируется абсолютное большинство татарстанцев. Также анализировали посты в сообществах в соцсетях, комментарии к ним, посты в мессенджерах и в СМИ. 

Получившийся рейтинг отражает взгляд общества на промышленность республики, где учитываются важнейшие аспекты взаимодействия с людьми. В их числе условия и оплата труда, соцпакет, карьерные возможности, экологичность предприятия, социальная ответственность, значимость предприятия для города, республики и страны и т.д.

Лояльность исследователи рассматривали как отношение жителей республики к преобладающей «позитивной известности» предприятия, к желанию прямо или опосредованно взаимодействовать с ним.

Рейтинг разделили на два класса: «материнские» и «самостоятельные и дочерние» предприятия. В первом классе на вершине рейтинга с большим отрывом оказался «Ростех» с пятью «дочерями»: КАМАЗ, POZIS, Казанский авиационный и вертолетный заводы и альметьевский Радиоприбор. Второе место – у «Татнефти» с 12 «дочками», в числе которых ТАНЕКО, несколько НГДУ и другие предприятия. Далее идет ТАИФ с его НКНХ, КОСом, ТГК-16, двумя ТЭЦ и ТАИФ-НК. К слову, в прошлогоднем рейтинге «первая тройка игроков» выглядела точно так же. 

Лояльность татарстанцев к компаниям оказалась ненадежной

Далее идут, соответственно, Татспиртпром, Ак Барс Холдинг, Татэнерго, Таграс-Холдинг, Нэфис, ГМС и Агросила. 

По «самостоятельным и дочерним» на первом месте – «Татнефть». Далее – КАМАЗ, Sollers-Елабуга, Казанский вертолетный завод, НКНХ, Казанский ликероводочный завод, челнинский КБК, Казанский авиационный завод, Махеевъ – Эссен Продакшн и Зеленодольский судостроительный завод. 

Лояльность татарстанцев к компаниям оказалась ненадежной

Что примечательно, в этом списке в первой пятерке по сравнению с предыдущим рейтингом сохранился только КАМАЗ, который удержал второе место. В прошлый раз с ним соседствовали ТАНЕКО, Махеевъ, Зеленодольский судостроительный и НГДУ Елховнефть. 

В этот раз аутсайдерами рейтинга оказались «Нижнекамсктехуглерод», который курирует «Татнефть», Набережночелнинский трубный завод — «дочка» ТЭМПО. Этим компаниям исследователи дают негативные прогнозы. Кроме того, в числе худших компаний завод «Тасма», НГДУ «Бавлынефть», завод «Алекарт», предприятие «ТатЭК», завод Заинский крекер, Елабужская ТЭЦ, а также предприятие Татех.

В нынешнем рейтинге из 89 позиций 13 занимает «Татнефть», по 6 – ТАИФ и «Татэнерго», по 5 – Ростех и Ак Барс Холдинг. Редакция KazanFirst попросила представителей компаний — лидеров рейтинга рассказать, каким образом они ведут свою работу с населением с такой эффективностью. 

Лояльность татарстанцев к компаниям оказалась ненадежной

Пресс-секретарь КАМАЗа Олег Афанасьев рассказал, что у предприятия есть коммуникационная стратегия, в которой прописаны основные принципы и цели с точки зрения общественного мнения. Они разбиты по целевым аудиториям, для каждых из них свои месседжи и каналы коммуникаций. Предприятие мониторит федеральные, автомобильные и региональные СМИ, а также соцсети. 

– Главный наш принцип – это открытость. Мы ничего не скрываем и стараемся максимально полно давать информацию о компании, даже если информация не очень положительная, например, о простоях. Это рождает доверие людей к компании и к ее продукту, – убежден Афанасьев. 

По его словам, в современном мире ориентироваться только на прибыль невозможно – люди живут эмоциями, и если компания не дарит их, то человек в лучшем случае ничего не знает о предприятии. Он даже привел в качестве примера конкретный кейс. 

– Рядом с заводской автостоянкой проходили покрасочные работы. Подрядчик частично испачкал стоящие на ней машины владельцев и отказывался возмещать ущерб. Люди обратились к нам, мы доложили гендиректору. Он дал задание ответственным разъяснить подрядчику проблему, после чего тот возместил весь ущерб, – рассказал официальный представитель КАМАЗа. 

По словам пресс-секретаря АО «Татэнерго» Елены Самохиной, непосредственно с клиентами компания работает, являясь Единой теплоснабжающей организацией в крупнейших городах республики: Казань, Набережные Челны, Нижнекамск и Заинск. 

– Нам, безусловно, важно общественное мнение на этих территориях. Мы регулярно его мониторим и учитываем при принятии решений. Тем более что и объективность общественного мнения со временем повышается. Сегодня люди обладают достаточным объемом информации, чтобы делать взвешенные, приближенные к объективным оценки, – рассказала собеседница. – Огульные, привычные обвинения в адрес поставщиков энергоресурсов по-прежнему используются, конечно, но теперь реже. И это как раз является точкой приложения наших усилий. Нам важно своими действиями снять мнения необъективные, зачастую несправедливые и оперативно отреагировать на существенные претензии. 

Лояльность татарстанцев к компаниям оказалась ненадежной

К примеру, когда в доме жалуются на качество теплоносителя, «Татэнерго» подключается к этой проблеме, даже если до границ ответственности компании все в порядке. Но поскольку потребитель свои проблемы будет ассоциировать с компанией, их задача – совместно с управляющей компанией разобраться, на каком этапе качество услуги ухудшается и по каким причинам.

– У нас были случаи, когда генеральный директор Раузил Хазиев, другие руководители лично вникали в проблемы злостных должников за жилищно-коммунальные услуги, которых готовили к отключениям, помогая устроиться на работу или получить социальные выплаты. Ведь нередко за должниками тянется целая вереница бед и неприятностей, которые стали причиной сложного финансового положения семьи, – рассказала Самохина.

Она подчеркнула, что руководство компании придерживается политики информационной открытости по всем вопросам.

– О наших проектах, инвестиционных мероприятиях и даже благотворительных делах, которые предпринимают сами энергетики, широко известно. Наши сотрудники – это очень активная часть населения на территориях присутствия – они спортсмены, артисты художественной самодеятельности, блогеры и активисты. Это так же является существенной поддержкой в деле формирования позитивного общественного мнения, – резюмировала Самохина. 

Замгендиректора АО «Агросила» по маркетингу Елена Рышкова, в свою очередь, подчеркнула, что миссией их компании является создание здоровых продуктов с заботой о сохранении окружающей природы. 

– Даже учитывая объемы выпуска продукции 25 сельхозпредприятий, мы поддерживаем политику максимальной открытости: создаем качественный продукт и рассказываем о нем, интересуемся мнением покупателей и делаем то, что будет востребовано. Сейчас продукцию холдинга можно встретить в более 10 000 точках продаж в России и странах СНГ, — говорит собеседница.  

По ее словам, формат работы предполагает прямую обратную связь, благодаря которой, в частности, компания увидела заинтересованность покупателей в продукции халяль, в итоге ее производство стало одним из приоритетных направлений.  

– «Агросила» – это не просто бренд, это 9,8 тысячи человек, которые ежедневно трудятся на предприятиях холдинга. Ежегодно выработка на одного человека растет на 15%, в денежном эквиваленте каждый сотрудник зарабатывает 3 миллиона рублей. Опережающий рост производительности труда – это базовый принцип любого успешно развивающегося предприятия. Несмотря на постоянную модернизацию и цифровизацию множества процессов, каждый работник «Агросилы» – важнейшее звено, – заявила Рышкова. 

Собеседница добавляет, что компания ведет активную социальную политику для обеспечения лучших условий труда для сотрудников. Помимо стандартного соцпакета работники имеют «мотивационный» соцпакет, который включает дополнительные выходные с сохранением средней зарплаты, материальную помощь в тяжелых жизненных ситуациях, бесплатную вакцинацию, частичную компенсацию санаторно-курортных путевок для лечения и отдыха, поощрительные выплаты к праздникам и юбилеям. Еще предприятие выделяет продуктовые наборы ко Дню пожилых людей, материальную помощь ко Дню Победы, оплачивают проезд в садоводческие общества. Родителям первоклашек оказывают матпомощь для сбора в школу, приобретают новогодние подарки и билеты на новогодние мероприятия, а летом компенсируют 70% стоимости путевки в оздоровительные лагеря. 

Лояльность татарстанцев к компаниям оказалась ненадежной

Гендиректор компании «Татспиртпром» Руслан Максудов рассказывает, что в направлении работы на внешнем периметре у предприятия годами складывались по крупицам деловые и дружеские отношения как в бизнес-среде, так и в медиаиндустрии. 

– Мы регулярно изучаем общественное мнение в разных целевых группах. У нас есть официальный инструмент мониторинга – система ЕГАИС, где мы видим, за какой продукт или бренд голосует покупатель при своем выборе. Мы определили стратегию органического развития нашей компании федерального значения, соответствующую современной ситуации в условиях вызова. Сохраняем и берем с собой в дальнейший путь все самое лучшее и передовое, анализируем и делаем правильные выводы, ищем новые точки роста, профессиональной и дружной командой идем к достижению цели-2023. Мы максимально прозрачны, разумно открыты. Сохраняя и совершенствуя качество, мы выступаем за ответственное потребление нашей продукции в конкурентной среде, – рассказал руководитель компании. 

Максудов соглашается, что быть открытыми в алкогольной отрасли, где очень острая конкуренция, сложно. 

– Любую исходящую информацию о намерениях, новых разработках и технологиях, естественно, взвешиваем. Для официальной информации есть официальные сайты компании и завода «Белый Кремль», аккаунты в социальных сетях и мессенджерах. Приоритет – ничего не скрывать и оперативно реагировать не только на запросы журналистов федеральных и республиканских СМИ по информационным поводам, но и работать с «неудобными» темами. В каждой компании такие темы есть, – признал собеседник.

Что касается открытости топ-менеджмента персоналу, в этом году департамент HR запустил проект «Открытый диалог», где Руслан Максудов выезжает на производства, общается с коллективами заводов. По итогам встреч и эффективной обратной связи без галстуков и без посредников создается «дорожная карта» решений и действий.

– Персонал, трудовые коллективы должны знать, что происходит в компании, и быть сопричастным к ее успехам и задачам, которые перед ней стоят. «Открытый диалог» этому помогает, – подчеркнул Максудов. – Мы также усилили свою «открытость» по отношению к нашим бизнес-партнерам и потребителям. У нас сильные специалисты в департаменте качества, которые реагируют на каждый звонок горячей линии, отвечаем на письменные заявки, замечания, рекомендации. Пользователи наших соцсетей и мессенджеров особенно активны. Ежедневно ведем диалог, отвечаем на вопросы, — добавляет генеральный директор. 

Лояльность татарстанцев к компаниям оказалась ненадежной

В компании поделились, что в период коронакризиса сумели сохранить коллектив и производство, а также поддержать семьи сотрудников в «пиковый период». Кроме того, компания участвует в программе соципотеки (по ней квартиры получили 162 сотрудника), что всегда являлось хорошим инструментом для обеспечения лояльности среди работников. Есть проект по рационализаторским идеям – каждый сотрудник может предложить свою идею и получить денежное вознаграждение. Компания поддерживает ветеранов и пенсионеров предприятий, ветеранов ВОВ. В период пандемии «Татспиртпром» обеспечивал питьевой водой больницы и здравницы республики.  

В целом можно сказать, что в настоящее время большинство компаний понимают важность позитивного публичного образа бизнеса и одними из основных инструментов видят социальную ответственность и обеспечение обратной связи. Нельзя сказать, что работа в этом направлении выстроена идеально и стабильно, о чем говорит, в частности, «чехарда» в рейтинге, однако позитивные примеры есть. 


Читайте также: Предприятия Татарстана не умеют работать с общественным мнением и закрываются от людей


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *