Татарстан вышел из зоны комфорта

По мнению экспертов
По мнению экспертов, республика лучше некоторых других регионов справляется с
ковид-кризисом, но тяжелая экономическая ситуация грозит обернуться для региона
затяжным выходом из него.

По сравнению с некоторыми другими регионами, малый бизнес в Татарстане восстанавливается быстрее. Так считает профессор кафедры экономической и социальной географии геофака МГУ Наталья Зубаревич. По ее мнению, это связано с тем, что у нас больше инструментов поддержки предпринимателей или же они более эффективно используются. Кроме того, в соответствии с данными о душевой бюджетной обеспеченности с корректировкой на индекс бюджетных расходов у Татарстана чуть больше средств для помощи бизнесу, чем у некоторых других субъектов, в частности Башкортостана, Пермского края, Нижегородской области. И заметная часть расходов здесь уходит на поддержку национальной экономики, что наблюдается далеко не везде.

Наша республика относится к числу относительно развитых регионов и занимает достаточно хорошую позицию в их группе.

— Татарстан — это крепкий передовик среди относительно развитых регионов страны, — заметила профессор во время своей онлайн-лекции в рамках Школы экономического анализа Ассоциации независимых центров экономического анализа, которая прошла на базе КФУ. — Но еще не лидер, потому что того, что есть, не хватает, чтобы по душевому выражению догнать ведущие нефтегазодобывающие территории страны и столицу.

Татарстан вышел из зоны комфорта

В своей лекции о влиянии ковид-кризиса на экономику профессор наряду с Татарстаном подробно рассмотрела также еще три региона ПФО: Башкортостан, Пермский край, Нижегородскую область.

Пермский край и Башкортостан за последние два десятилетия значительно сдали свои позиции. Так, Пермский край в конце 90-х годов по уровню экономического развития занимал позицию выше среднего по стране. Но затем оно начало затормаживаться и снижаться. Дальше Пермский край не сдвигается.

Значительно ослабла, по сравнению с периодом конца 90-х, и экономика Башкортостана. В то время, по словам Зубаревич, эта республика имела преимущество. А теперь Башкорстостан всего лишь середняк, хотя и располагается в лучшей части регионов с подобным положением.

Нижегородская область уже давно занимает устойчивую позицию в первой трети среднего уровня экономического развития, но продвинуться на развитый уровень ей пока не удается.  

В связи с разными исходными данными эти регионы Поволжья переживают пандемию по-разному, хотя по ряду пунктов в них наблюдается аналогичная ситуация. Ковид-кризис осложняется тем, что к его времени Россия еще не вышла из спада доходов, начавшегося в декабре 2014 года. Вместе с тем предыдущий кризис не был промышленным, в связи с чем регионы сумели его отыграть. Тем не менее еще тогда в некоторых регионах, в частности в Поволжье, отмечалось существенное падение инвестиций. И все четыре анализируемых региона, включая Татарстан, по этому параметру ушли в минус.

Впрочем, инвестиции в прошлый кризис не упали в Москве и двух главных нефтегазовых округах России. За счет чего их общее снижение в целом по стране составило -3%. То есть тогда инвестиции сжались и сконцентрировались в местах с суперконкурентным преимуществом. За первое же полугодие текущего года их снижение в среднем составило 4% и усилились региональные различия между ними. Так, в Москве баланс инвестиций составил +8, в Тюменской области с АО — +13, а в Татарстане — 2. 

Татарстан вышел из зоны комфорта

А в вопросе ввода жилья все развитые регионы Поволжья, наоборот, показали рост, несмотря на общий спад по стране на 5%. Снижение ставок по ипотеке с вытекающим из него увеличением ее объемов при падении объема ввода жилья на первичке приводит к повышению его стоимости. Как по всей России, так и в Поволжье очень сильно пострадала розничная торговля. Она так и не восстановилась до прошлогоднего уровня. Упавший из-за снижения доходов спрос не позволяет восполнить потери за время простоя. Самый большой удар пришелся на платные услуги.

— Российскому малому бизнесу, который сидит в основном в торговле и в услугах, выползать из всего этого ужаса будет дико тяжело, — заметила Зубаревич. — И это значит, что ему нужна очень серьезная помощь. Малому бизнесу всего лишь отложили на шесть месяцев налоговые платежи, кроме НДС и платежи за аренду для тех, кто арендует у муниципалитета или регионов. И вот сейчас предпринимателям нужно за все это платить. А где деньги? Их у большинства просто нет.

В связи с этим эксперт прогнозирует осенью и зимой 2020 года большой рост банкротств таких предприятий. Экономист также напомнила, что и до ковид-кризиса в этой сфере отмечалась отнюдь не лучшая ситуация. Так, с 2017 года по I квартал 2020-го численность занятых в малом бизнесе уменьшилась на 9%. И довершающий удар по нему нанесла пандемия.

В плане собственных налоговых доходов из четырех рассматриваемых регионов ими в большей степени обеспечен Татарстан. В связи с этим он получает меньше трансфертов. Налоговые доходы по всем субъектам в стране в этом году сократились на 512 млн рублей, что составляет 5% от их собственных доходов за прошлый год. При этом все доходы выросли на 3%. Это говорит о существенной федеральной поддержке. В Татарстане же, как и в Пермском крае, сейчас наблюдается тяжелейшая ситуация с налогами: они ушли в минус. Это означает, что татарстанцам и пермякам полностью не покрыли безвозмездной помощью падение их собственных доходов. 

Татарстан вышел из зоны комфорта

Еще одной проблемой нашей республики при ковид-кризисе, по словам Зубаревич, является попытка экономить на ЖКХ, откладывая платежи, что, на взгляд эксперта, является не лучшим выходом из ситуации.

В четырех рассматриваемых регионах, помимо феерической безработицы, был зафиксирован рост неполной занятости.

Государство прикладывает значительные усилия по помощи регионам — в 2020 году трансферты увеличились на 58%, составив 785 млрд рублей (при потерях более 500 млрд рублей). Это означает, что федералы дали огромное количество денег регионам. Однако эти трансферты распределяются между субъектами страны неравномерно. Поэтому баланс финансовых потерь и полученной поддержки везде разный. Так, например, в Нижегородской области трансферты превысили сумму выпадающих доходов в размере 3 млрд рублей, составив 19,5 млрд рублей. Аналогичная ситуация отмечается и в Башкортостане: трансферты — 26 млрд рублей, а выпадающие доходы — 21 млрд рублей. А в Татарстане обратная ситуация. Он потерял 34 млрд рублей, а трансферты составили только 24 млрд. Экономист предполагает, что такая ситуация с ними в республике может быть связана с более высокими душевыми доходами. Трансферты не покрывают потери и в Пермском крае: там они составляют 18 млрд рублей при выпадающих доходах в 22 млрд.  

Резюмируя особенности экономической ситуации в этих четырех регионах, Зубаревич прогнозирует Татарстану выход из зоны комфорта, так как теперь он не может рассчитывать на особую федеральную поддержку, как раньше. Очень тяжелая ситуация в Пермском крае, которому власти уделяют мало внимания. В Башкортостан направляют много средств, но результат сомнительный, отмечает эксперт. Экономике Нижнего Новгорода был нанесен сильный удар, но государство пока оказывает усиленную помощь этому региону.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *