«Почему выше ставят экономику, хотя у нас самое главное богатство – это люди?»

В Госсовете Татарстана чиновники и активисты из Лаишевского района два часа спорили о трассировке магистрали М-12
В Госсовете Татарстана чиновники и активисты из Лаишевского района два часа
спорили о трассировке магистрали М-12, но едва ли сдвинулись с мертвой точки.
Основной вариант маршрута уже есть, однако инициативные жители настаивают на
переносе трассы.

В Госсовете республики провели первый «круглый стол» с участием чиновников и активистов, где стороны обсуждали важные вопросы относительно проекта будущей трассы М-12, которая входит в состав международного транспортного маршрута «Европа-Западный Китай».

Глава Миндортранса РТ Фарит Ханифов сообщил, что М-12 затрагивает пять районов республики. При общей протяженности трассы в 729 км в Татарстане пройдет примерно 142 км. Планируется 5 крупных транспортных развязок, 76 искусственных сооружений – мостов, переходов, переездов, в том числе мост через Волгу. На путях миграции животных построят специальные экодуки. По его словам, примерная стоимость 8 этапа трассы – 123 млрд рублей, 7 этап – более 42 млрд рублей. 

К слову, как утверждает представитель проектанта автотрассы, главный инженер АО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург» Андрей Резвяков, один километр новой магистрали обойдется приблизительно в 600 млн рублей. 

– Всего стоимость объекта может составить порядка 163 млрд рублей, – сказал министр, отметив, что это существенный вклад в экономику республики. – Стройка создает рабочие места, в том числе достаточно много в смежных отраслях. Дорога строится на срок более 100 лет, поэтому при проектировании, выборе трассы, строительстве и начале эксплуатации мы должны заглядывать на 5-10 и более лет вперед. 

«Почему выше ставят экономику, хотя у нас самое главное богатство – это люди?»

Андрей Резвяков рассказал, что на текущем этапе определяется трассировка автобана, и для этого проектировщики рассматривали три варианта. Первый, базовый был предложен в рамках технического задания – грубо говоря, просто маршрут из точки А в точку Б, без проработки нюансов. Два других варианта – разработанный проектировщиком и предложенный активистами.

Основополагающим моментом в трассировке является положение моста через Волгу, так как в этом месте река достаточно широкая и сооружение потребуется немаленькое, где бы его ни расположили. Есть три варианта: с мостом у деревни Гребени (протяженность трассы 70,3 км), второй – с мостом у деревни Кзыл Байрак (65,7 км) и третий – с мостом ниже деревни Кзыл Байрак (69,5 км). Последний вариант предложен инициативной группой местных жителей. На карте эти трассировки обозначены соответственно как красный, синий и фиолетовый.  

Позже по просьбе собеседников он примерно озвучил и стоимость каждого из вариантов. Взяв первый за 100%, он сказал, что второй будет дороже на 15%, а третий – на 24%.

И правый, и левый берега достаточно плотно застроены, что создает дополнительные сложности. Кроме того, в месте пересечения трассы с Волгой находится магистральный нефтепровод, который также мешает, в частности, первому варианту трассы. На правом берегу расположена особо охраняемая территория «Лесной ключ». В двух вариантах трассы задеваются также Лабышкинские горы. И сама Волга с 2019 года является особо охраняемой природной территорией «Волжские просторы». Помимо этого, существуют иные инженерно-геологические и прочие вопросы, которые проектировщики вынуждены учитывать при расчетах маршрута трассы.

«Почему выше ставят экономику, хотя у нас самое главное богатство – это люди?»

– Вся вырубка леса будет осуществлена строго в пределах полосы отвода. Дополнительно никакой вырубки под расположение автомобильной дороги сверх того, что зарезервировано под полосу отвода, не предусмотрено. Экологические нормы настолько строгие, что мы обязаны будем пройти экспертизу, в том числе и по лесу, – рассказал Резвяков.

Проект также предусматривает компенсационные выплаты и посадки, которые, кстати, должны будут заложить в смету.
Однако инициативных жителей такая обтекаемая формулировка не устроила. В частности, замначальника Управления архитектуры и строительства Казани Жанну Белицкую, которая живет в селе Тарлаши и выступает со стороны активистов. 

– Как жителям, которые живут в Орле, компенсируют зеленые насаждения, если их посадить больше негде? Где их компенсируют? – спросила Белицкая. 

На этот вопрос попросили ответить первого замглавы Минлесхоза республики Ильгизара Зарипова, который объяснил, что по закону компенсацию можно провести где угодно в границах субъекта. Но он подчеркнул, что местным жителям пойдут навстречу и подыщут пустующие участки в Лаишевском районе. Его поддержал глава муниципалитета Ильдус Зарипов.

В ходе беседы активисты выдвинули целый ряд претензий по поводу предлагаемого проекта трассы и возможных последствий ее строительства. В частности, ряд вопросов озвучила член рабочей группы, жительница посёлка Тургай Карина Нигматуллина

По большому счету, главное требование активистов – убрать трассу подальше от населенных пунктов. Опасаются они следующего: вырубка лесов и выхлопные газы, которые нанесут вред экологии, световое загрязнение, шум и прочее. 

«Почему выше ставят экономику, хотя у нас самое главное богатство – это люди?»

Белицкая также спросила, почему трассу магнитит к населенным пунктам, в то время как ее можно проложить по землям сельхозназначения, которые можно обменять на другие участки. По ее словам, для федерального проекта необязательно даже согласие собственника. 

Резвяков в ответ заявил, что с технико-экономической точки зрения дорогу проложили с минимальным изъятием, причем по рыночной цене, а не кадастровой. В то время, как трассировка разрабатывалась, это были сельхозземли, но потом их начали переводить в ИЖС. Здесь Резвяков сослался на действия спекулянтов. Он подчеркнул, что на экспертизе будет доказываться именно технико-экономическая целесообразность.

Для того, чтобы с этим справиться, Кабмин зарезервировал около 1 тысячи земельных участков для строительства трассы. Таким образом, сделки купли-продажи станут невозможными. Однако для активистов такого объяснения оказалось недостаточно. По их словам, зарезервировали поля, небольшие участки в коттеджных поселках даже за пределами трассировки. Конкретные цели такого резервирования чиновники озвучить не смогли, и взяли вопрос в работу до следующей встречи, куда пригласят представителей Минземимущества.  

Также активисты возмутились тем, что во главу угла ставится экономическая целесообразность тех или иных решений, а не желания людей и их комфорт. Об этом, кстати, ранее в разговоре с журналистом KazanFirst рассказала пресс-секретарь заказчика – госкомпании «Автодор» Татьяна Шадрина. Люди обратили внимание, что трасса полностью финансируется государством, а значит – деньгами налогоплательщиков, так что именно желания должны быть в приоритете.

В итоге председатель парламентского Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин предложил провести социологическое исследование, чтобы выяснить, чего действительно хотят жители, наотрез отказавшись принимать мнение инициативной группы за таковое, а также призвал не узурпировать право выбора всех жителей района. 

– Идеальная форма – это опрос, если он вам нужен. Кому-то захочется иметь работу на новой заправке. Не только вы правы, там тоже люди есть, у них свое мнение, — заявил Тыгин. 

В этот момент Белицкая перекинулась с соседкой парой фраз: 

– А что, на этой трассе разрешены заправки? 

– Не знаю, может, и нет, но у нас точно будут. 

Впрочем, по-настоящему объективный опрос в нынешних реалиях выглядит маловозможным, даже при активном участии инициативной группы местных жителей, поскольку понятно у кого есть возможность использовать административный ресурс. На вопрос одного из активистов: «Что будет, если жители проголосуют против?», внятного ответа так и не прозвучало. 

Ближе к концу обсуждения один из них заметил, что обсуждаются какие-то частные вопросы, чтобы увести речь от главного: как будет проходить трасса, готовы ли проектировщики рассматривать иные варианты и обсуждается только предложенный властями, как будто решение уже принято.

«Почему выше ставят экономику, хотя у нас самое главное богатство – это люди?»

– После наших последних встреч у меня складывается впечатление, что мы сейчас обсуждаем уже принятую к строительству трассу. И в СМИ было освящено, что с жителями налажен диалог и уже мы говорим сейчас не о трассе, а о компенсационных мероприятиях. Вы поймите, уважаемые коллеги, что мы все здесь за то, чтобы трассу перенести, а не за высадку компенсационных деревьев или за увеличение шумоподавляющих экранов. Два с половиной месяца вы нам говорите, что будут какие-то мероприятия на этой трассе, – отметил житель села Каипы Александр Блохин, добавив, что активисты никогда не ставили под сомнение необходимость самой трассы. – Почему выше ставят экономику, хотя у нас самое главное богатство – это люди? Почему не учитываются интересы тех, кто здесь живет? 

Тыгин в ответ напомнил, что в обсуждаемом районе проживает 10 тысяч жителей, которым дорога дает совершенно новые экономические возможности. Таким образом, он снова свел все к экономике, после чего активисты закатили глаза, а Белицкая даже саркастически фыркнула. 

По итогам встречи активисты, пусть и получили ответы на ряд своих вопросов, но все же остались недовольны. 

Подобные встречи будут проходить еще неоднократно. В частности, проектанты и чиновники зафиксировали несколько вопросов от активистов, на которые не смогли ответить на месте, такие как максимальная ширина трассы, план по ее окупаемости и прочее. Редакция KazanFirst будет следить за ситуацией. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *