Продолжение истории о смерти младенцев в РКБ: еще несколько детей погибли от неизвестной инфекции

Материал об истории Марии Саблиной
Материал об истории [https://kazanfirst.ru/articles/530166] Марии
Саблиной, ребенок которой умер на 6-й день после рождения, вызвал резонанс не
только в высоких кабинетах системы здравоохранения, но и среди наших читателей.
Журналист KazanFirst Аделя Рахматуллина узнала еще о трёх похожих случаях. Что
это: трагическая случайность или халатность, на которую закрывают глаза?

История с детскими смертями в Перинатальном центре РКБ получила продолжение. После публикации интервью с Марией Саблиной, у которой в марте этого года погиб сын, к журналисту KazanFirst Аделе Рахматуллиной обратились еще две женщины с аналогичными историями. Все они рожали в РКБ, но, в отличие от Марии, бесплатно. У всех этих девушек ребенок погиб спустя несколько дней в реанимации от какой-то инфекции, но ситуацию матерям до сих пор не разъяснили.

2020 год: «Пневмоторакс – ничего нельзя сделать»

Мария Волкова потеряла ребенка совсем недавно – 13 сентября. Малыш прожил 5 дней. У женщины были преждевременные роды, через пару часов после после появления ребенка на свет его подключили к ИВЛ. Все время новорожденный находился в реанимации, а через пару дней матери сообщили, что у него случился септический шок, хотя никаких инфекций до этого обнаружено не было. Позже состояние малыша стабилизировалось, но потом матери внезапно позвонили и сказали: «У ребенка разрыв лёгкого, пневмоторакс — ничего нельзя сделать».

— Причиной смерти в заключении значится недоношенность, но как она сама по себе может быть причиной смерти? Мне говорят, что «была какая-то инфекция». Откуда она взялась? Сейчас ждем результатов гистологии, – рассказывает собеседница.

Продолжение истории о смерти младенцев в РКБ: еще несколько детей погибли от неизвестной инфекции

Это были вторые роды Марии. Через две недели после трагедии в РКБ вызвали врача из частной клиники, в которой наблюдалась женщина, – медики Перинатального центра утверждали, что она, как и предыдущая наша героиня Саблина, была недообследована. Однако сама Мария полностью отрицает эту версию.

— Я была не то что недообследована, я была переобследована. С начала беременности встала на учет в платной клинике, у меня пачки документов на руках, – настаивает она. 

На данный момент, по прошествии полутора месяцев, ответов на свои вопросы Мария так и не получила.

2019 год: «Причинение смерти по неосторожности»

Ещё один случай, о котором стало известно KazanFirst, произошел в 2019 году. Этот эпизод перерос в уголовное дело. В данный момент в Казани идет суд над одной из работниц Перинатального центра РКБ — акушером-гинекологом. Она обвиняется в причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей.

Продолжение истории о смерти младенцев в РКБ: еще несколько детей погибли от неизвестной инфекции

В качестве потерпевшей выступает 32-летняя Регина Гарипова и ее муж Марат. Они несколько лет планировали родить ребенка. У женщины не получалось забеременеть самостоятельно, тогда в 2018 году супружеская пара прибегла к процедуре ЭКО. Как и полагается в таких случаях, с момента зачатия женщина находилась под пристальным контролем врачей: беременность протекала нормально и никаких патологий выявлено не было. В феврале 2019 года подошел срок рожать.

Продолжение истории о смерти младенцев в РКБ: еще несколько детей погибли от неизвестной инфекции

Регине так же, как и всем героиням в нашей истории, было сделано кесарево сечение под эпидуральной анестезией. Но, несмотря на свое состояние, девушка отчетливо помнит ход всей операции. Помнит, как ее оставляли одну после введения анестезии и подходила только уборщица, помнит, как подсовывали неисправную кислородную маску, как второй врач говорила акушеру-гинекологу: «Куда ты лезешь в этих перчатках, ты же их не меняла» и многое другое. 

Женщина должна была рожать в роддоме №1, но ее направили в Перинатальный центр РКБ, так как там, по словам медиков, самые лучшие условия в Поволжье. Во вторник, 12 февраля, Регину перевели в родильный блок с подтекающими водами. По словам врачей, околоплодные воды были прозрачными, чистыми, без признаков наличия инфекций. 

По показаниям акушера-гинеколога РКБ Аль-Акумми Ахмада, в 10 утра у девушки начались схватки средней силы.

— В таких случаях врачи только наблюдают за процессом родовой деятельности. Признаков гипоксии плода не было, поэтому наблюдали без вмешательства, – рассказал врач на заседании по делу Регины Гариповой, где он выступает в качестве свидетеля.

Продолжение истории о смерти младенцев в РКБ: еще несколько детей погибли от неизвестной инфекции

Он утверждает, что за время схваток проводил осмотр два раза. А вот Регина говорит, что это не так, – за 5 часов к ней никто не подошел и даже не разъяснил, что ей необходимо готовиться к родам. А  осмотрел врач Регину только на третий день. 

Еще один на тот момент сотрудник РКБ — акушер-гинеколог Марат Альмухаметов (на данный момент не работает в больнице) рассказал в суде, что в Перинатальном центре большая нехватка медиков. Сам он был врачом в послеродовом отделении, но осмотрел Регину перед родами, потому что остальные сотрудники были заняты.

— Возможно, врач мог что-то не увидеть. Но если что-то не так, то об этом все узнают. В условиях Перинатального центра, где врачей не хватает, по-другому нельзя, – комментирует произошедшее Альмухаметов.

— Патологий у жены не было, беременность протекала хорошо, встали на учёт мы вовремя, анализы и УЗИ были хорошие… Ничего не было такого, чтобы начать беспокоиться. Потом Регина перестала выходить на связь. Мне позвонили и сказали, что ребёнок в реанимации — наглотался околоплодных вод и началась пневмония, – вспоминает муж Марат Гарипов.

15 февраля дочь Гариповых умерла – и снова из-за «какой-то инфекции». Известная нам по истории Марии Саблиной директор Перинатального центра Светлана Губайдуллина пыталась убедить роженицу в том, что никто не виноват в появлении этой инфекции.

Продолжение истории о смерти младенцев в РКБ: еще несколько детей погибли от неизвестной инфекции

Судебное следствие по данному делу длится уже полтора года. Изначально Регина с адвокатом хотели, чтобы дело завели по более тяжкой статье, однако следователь наотрез отказался. Семья даже написала обращение к председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину, но тщетно – ответа так и не дождались. Акушер-гинеколог, которая проходит по делу в качестве обвиняемой, продолжает практиковать. В феврале истекает срок привлечения ее к уголовной ответственности, а значит, процесс могут прекратить. 

Адвокат медицинского работника настаивает на том, что эпидуральная анестезия влияет на память и адекватность восприятия, а поэтому словам Регины доверять нельзя.

— Наша позиция четко отражена в деле: мы не признаем вину. Все протоколы были исполнены должным образом. А вот почему реанимация не досмотрела – это другой вопрос. Ведь ребенок умер спустя три дня. У меня, как у бывшего следователя, вопросы не к гинекологу, а к реаниматологам и неонатологам, – говорит защитник.

2018 год: «Не хочу ворошить прошлое, но могу быть свидетелем»

Регина рассказала нам, что при подготовке линии защиты она с адвокатом искала похожие случаи. И нашла: в 2018 году некая девушка из Азнакаево столкнулась с такой же ситуацией. Здесь ребенок так же умер от неизвестной инфекции через пару дней после родов. С тех пор прошло два года, женщина снова родила – на этот раз все обошлось. Сейчас она не готова возвращаться к своей истории и вообще не хотела бы ворошить прошлое, но пообещала Регине выступить в качестве свидетеля в случае необходимости.

Официальный ответ

Редакция KazanFirst направила запрос в РКБ и Минздрав РТ с просьбой разъяснить ситуацию и дать нам экспертную оценку происходящего с медицинской точки зрения. Более того, мы готовы были даже встретиться и записать интервью. Больница и ведомство подготовили для нас совместный письменный ответ. Приводим его без каких-либо изменений.

«Перинатальный центр является структурным подразделением Республиканской клинической больницы Министерства здравоохранения Республики Татарстан.

Это ведущее учреждение акушерско-гинекологической службы республики Татарстан третьего уровня. На базе перинатального центра организовано оказание медицинской помощи беременным, роженицам и новорожденным из высоких групп риска по акушерской и экстрагенитальной патологии.

На базе акушерского отделения, функционирующего в структуре Республиканской клинической больницы, в 2001 году был открыт первый корпус Перинатального центра на 100 коек. Данной мощности не было достаточно для оказания помощи беременным и родильницам с различной патологией со всей территории республики.

В марте 2014 года в рамках софинансирования Федеральной программы развития Перинатальных центров России было начато строительство Перинатального центра на базе ГАУЗ «РКБ МЗ РТ». Строительство было завершено в августе 2016 года, разрешение на ввод получено 7 сентября 2016 года.

На сегодняшний день Перинатальный центр ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» является единственным в республике акушерским стационаром третьего уровня и рассчитан на 195 коек. В центре функционируют: отделение патологии беременных, родильное, послеродовое, отделение реанимации и интенсивной терапии для женщин, отделение реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, отделение для новорожденных детей, отделение патологии новорожденных.

Ежегодно в Перинатальном центре проходит более 8 тысяч родов (до 30 родов ежедневно). За весь период работы Перинатального центра принято родов — 87 003, родилось около 88 000 детей.

В отделениях центра проводится лечение тяжелых форм патологии беременности, родоразрешение женщин с преждевременными и осложненными родами, выхаживание новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, проведение внутриутробно плодам высокотехнологичных операций, медико-генетическое консультирование.

В структуре центра функционирует организационно-методическая служба, осуществляющая комплексное наблюдение, консультацию, контроль за маршрутизацией и лечебно-диагностическими мероприятиями беременным и родильницам во всех учреждениях родовспоможения республики. На базе центра работают постоянно действующие Республиканские междисциплинарные консилиумы по пренатальной патологии плода и экстрагенитальной патологии беременной.

С 2012 года на базе ПЦ функционирует центр пренатальной (дородовой) диагностики, где ежегодно проводится обследование 7-8 тысяч беременных женщин на выявление врожденных пороков плода. Кроме того, в Медико-генетической консультации ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» функционирует лаборатория, где ежегодно проводится обследование 36-37 тысячам беременных женщин на выявление генетических заболеваний плода. На базе лаборатории централизованно для всех новорожденных Республики Татарстан поводится исследование крови на врожденные и наследственные заболевания обмена веществ и эндокринной системы, ежегодно неонатальным скринингом охватывается 98% новорожденных.

В Перинатальном центре «РКБ МЗ РТ» внедрены практически все самые современные методы диагностики и лечения акушерской патологии. Роды проводят в пятнадцати современных индивидуальных родильных залах, приветствуются партнерские роды. Семь операционных залов позволяют оказывать экстренную помощь в полном объеме.

В Перинатальном центре 496 специалистов, в том числе врачи акушеры-гинекологи, анестезиологи-реаниматологи, неонатологи, педиатры, средний и младший медицинский персонал.

В ноябре 2020 года Перинатальный центр ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» доказал свои профессиональные навыки и получил сертификат соответствия национальной системе сертификации Росздравнадзора «Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи в стационаре». Перинатальный центр ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» стал первым учреждением родовспоможения третьего уровня, получившим знак качества от учреждения государственного контроля оказания медицинской помощи».

Также в официальном ответе приведена статистика детских смертей в Татарстане: За 9 месяцев 2017 года на 1 000 новорожденных приходится 4,33 погибших ребенка, в 2018-м — 4,03 младенца, в 2019-м — 4,49, в 2020-м – 4. 

Продолжение истории о смерти младенцев в РКБ: еще несколько детей погибли от неизвестной инфекции

У всех героев наших материалов одна и та же история: кесарево сечение, «неизвестная инфекция», реанимация, смерть ребенка и обвинения матерей в недообследованности. Регина и Мария не просто так обратились в нашу редакцию – они хотели выйти на Марию Саблину и объединить усилия. Но девушка пока не связалась с ними. 

— На нас пока давление идет… Пока страшно делать что-либо, – написала нам Мария в последнем сообщении. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *