Религиозные деятели обсуждают современные проблемы веры и её восприятия людьми.
В Болгарской исламской академии открылась научно-практическая конференция «Исламское богословское наследие России и стран ближнего зарубежья: история и современность». Судя по проблемам, которые в своих выступлениях поднимали светские исламоведы и религиозные ученые, для них сегодня важны меры профилактики проявления радикализма и экстремизма. Представители многочисленных российских муфтиятов попробуют прийти к какому-то общему знаменателю по этой теме. Также исламский ученый свет волнует вопрос возрождения и популяризации того богословского наследия мусульман, что был задвинут на задворки после революции в 1917 году в России.
На мероприятия в Болгар съехались представители ведущих мусульманских организаций России, федеральных и региональных органов госвласти, учёные-богословы, представители научных и образовательных кругов, преподаватели и студенты вузов из более чем 20 субъектов страны и 10 стран Ближнего и Дальнего Зарубежья.
Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин задался вопросом, почему именно в Болгаре проводится такое масштабное мероприятие, которое, к слову, продлится до 30 октября.
— Болгар — это все-таки наше общее место. У нас в России есть 85 муфтиев, но организации, которая бы их объединяла, к сожалению, нет. Однако Болгар считается некой нейтральной территорией. И Равиль хазрат Гайнутдин, и Талгат хазрат Таджутдин могут сюда приезжать, — говорит лидер татарстанской уммы.
На открытии конференции муфтий республики выступил с приветственной речью, в которой рассказал, какие особенные принципы и мировоззреческие ориентиры должны быть у российских мусульман. По его словам, возрождение исламского духовного наследия имеет для всей страны практическое значение.
— Возрождение наследия играет одну из ключевых ролей в деле формирования ценностно-мировоззренческого фундамента для дальнейшего развития нашей религии в России. Традиции российских мусульман зародились и укрепились в течение многих веков в условиях многоконфессионального общества и воспитывали российского мусульманина как мыслящего, активного, ищущего своё место в обществе, ставящего во главу угла позитивные принципы сосуществования с представителями других религий, — рассуждал Самигуллин.
Таким образом, продолжил муфтий, российские богословы, жившие в таких реалиях, выстроили успешную и гибкую модель развития ислама в поликонфессиональном социуме. Они также выстроили модель воспитания новых поколений мусульман с интеллектуальным осмыслением и пониманием исламских ценностей.
— Все эти модели развития и воспитания давали нашим богословам совмещать и толерантность, и богобоязненность, не оставляя предпосылок для радикализации, — подчеркнул Камиль хазрат.
Зампред Духовного управления мусульман России и муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов предложил участникам конференции задуматься над самим понятием «богословское наследие».
— Трудно найти в арабском языке понятию «богословское наследие» аналог. Да, это божье слово. Ты его понял, осознал, принял, реализовал в своей жизни и дальше доносишь до других людей, — отмечает Аляутдинов.
Он посетовал, что сегодня понятие «джихад» исказили.
— Но под термином «джихад» как раз понимается именно несение божьего слова до людей. Цель богословской школы — нести на доступном, понятном, научном языке слово божье, — считает муфтий Москвы.
Аляутдинов сравнил сегодняшних мусульманских интеллектуалов с «кораническими осликами», которые на себе несут груз тяжелых книг, но не все эти издания применяются.
— С другой стороны, мы замечаем, что застреваем в этом наследии, в этом прошлом. Мы не всегда чувствуем ту реальность, ту действительность, в которой живем. И порой мы не можем осознать в рамках нашего великого государства некую общую площадку, которая бы объединяла разные мнения, разные взгляды, разные суждения и ограничивалась лишь одним направлением, — рассуждал Аляутдинов.
Муфтию приходится встречаться с людьми, которые ему заявляют, что следуют только одному мазхабу (исламская правовая школа, всего их четыре в суннизме) или одному ученому и больше ничего не хотят слышать.
— Получается, что мы в какой-то степени застряли и не хотим двигаться. Но Священный Коран призывает нас к гибкости, к восприятию реальности, — уверен богослов.
Отдельно Аляутдинов обратил внимание на то, что молодежь сегодня берет во внимание мнение двух-трёх ученых издалека, о которых узнала по интернету, и больше никого и ничего не хочет слышать.
Несмотря на то, что мероприятие было посвящено мусульманскому богословскому наследию, на нём также выступил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.
— Татарстан является прекрасной лабораторией, как человечество должно выстраивать взаимоотношения мира и согласия, не теряя своей идентичности, своей веры, своего языка, своей культуры, своей истории, но жить в одном доме, чтобы было не просто уютно и комфортно, но и безопасно и радостно, — считает владыка.
Митрополит республики убежден, что на богословах в современном мире лежит ответственная миссия. По мнению Феофана, в мире идёт жестокая битва за души людей.
— Мы говорим о возрождении богословского образования. А на Западе говорят, что у религии нет места в обществе, что её место на задворках. И общество должно быть секулярным. На нас, людях веры, лежит огромная ответственность, не просто давать советы. Но в нашей реальной жизни нужно воплощать то, чему мы учим. Если учим миру, значит, сами должны жить в мире с совестью и с Богом, — резюмировал Феофан.
Comment section