Транспортный вопрос: почему такси и каршеринг не заменят личных машин

На фоне повсеместного роста цен россияне пытаются сэкономить на чем только можно
На фоне повсеместного роста цен россияне пытаются сэкономить на чем только
можно, в том числе и на содержании автомобиля. При этом отказываться от личного
транспорта автовладельцы не намерены, тем более что альтернативные варианты для
повседневных поездок обходятся еще дороже.

В режиме экономии

В условиях падения рубля и всеобщей инфляции автомобиль в России снова становится роскошью, в связи с чем автовладельцы ищут любые способы сэкономить на его содержании. Аналитики Яндекса подсчитали, сколько денег ежемесячно уходит на новую машину в течение трех лет после покупки. В исследовании учитывались расходы, актуальные для большинства автовладельцев: амортизация (снижение стоимости автомобиля), траты на топливо, страховка (включая каско), техобслуживание, мойка, сезонная смена шин и транспортный налог. Возможные штрафы и расходы на ремонт в стоимость владения не закладывались, так же как и оплата парковки или, например, проценты по кредиту на покупку машины.

Так, в общей структуре стоимости владения автомобилем самая большая статья расходов – амортизация, в среднем на нее приходится 53% потерь. Далее следуют каско (22%) и затраты на топливо (13%, исходя из среднего для России годового пробега). Остальные затраты, такие как техобслуживание, ОСАГО, мойка, транспортный налог и шиномонтаж, как оказалось, являются не столь существенными и занимают суммарно 12% в общей стоимости владения автомобилем. 

Транспортный вопрос: почему такси и каршеринг не заменят личных машин

Как считает руководитель отдела продаж «Авилон. Volkswagen» Максим Васильев, сэкономить на содержании автомобиля практически невозможно, либо это будет считаться мнимой экономией. Например, самая затратная статья расходов – топливо. Если экономить на нем – заливать дешевое – это, вероятно, приведет к серьезным поломкам машины и соответственно к дополнительным затратам на ее ремонт. При этом следует выбирать одну заправку (лучше – сетевую, где существует определенный контроль качества), ведь если заправляться на одной заправке одним и тем же топливом, то автомобиль к нему привыкнет и адаптируется. В противном случае могут возникнуть дополнительные проблемы и поломки учитывая, что все современные автомобили очень требовательны к составу топлива.

— Что касается экономии на полисе каско, то можно действительно не страховать автомобиль, это добровольная вещь. Но если машина получит какой-либо серьезный дефект в результате аварии – а в современных автомобилях все запчасти очень дорогие ввиду новых технологий – каско все затраты возьмет на себя. Если же страхования не будет, то придется чинить все за свой счет. Но тут двоякая ситуация: возможно, ничего и не случится за время эксплуатации автомобиля, тогда автовладелец действительно сэкономит на данной статье расходов, – рассуждает Максим Васильев.

В свою очередь, в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр» советуют, что так как основной статьей расходов на содержание автомобиля является топливо, сэкономить позволит переход на газ – с учетом того, что государство компенсирует до 60% стоимости газомоторного оборудования, процедура окупится примерно за год. Не стоит экономить на покупке летней и зимней резины, особенно, бывшей в употреблении, на покупке запчастей, а также тормозной жидкости и моторном масле.

Транспортный вопрос: почему такси и каршеринг не заменят личных машин

По мнению генерального директора сети автосалонов Fresh Auto Дениса Мигаля, наиболее эффективный способ сэкономить на содержании автомобиля – это выбирать правильный сервис техобслуживания. Именно хорошее техническое состояние автомобиля помогает сэкономить на многих статьях расходов. Машина, которая регулярно проходит ТО, меньше подвержена поломкам и не сильно теряет в цене.

Классовые различия

Между тем, структура расходов на дорогие и бюджетные машины выглядит по-разному: от стоимости напрямую зависят потери на амортизации, а вот, например, на затраты на топливо она почти не влияет. Так, у владельцев десяти самых дешевых машин на топливо уходит в среднем 5400 рублей в месяц (исходя из среднего для России годового пробега в 17500 км, по оценкам «Автостата»), это треть от общей суммы расходов. Владельцы десяти самых дорогих машин заправляются в среднем на 5800 рублей в месяц, но для них это всего 4% от всех затрат.

В целом же, чем дороже машина, тем выше стоимость владения. Так, самая дорогая модель из рассматриваемых – Mercedes-Benz G-класса AMG, стоит 17,4 млн рублей, а ежемесячные затраты на такую машину составят примерно 357 тыс. рублей, из них 272 тысячи – потери на амортизации. Дешевле всего будет обходиться владельцу Lada Granta – лишь в 13 тысяч рублей в месяц. Кроме того, бюджетные машины и обесцениваются медленнее, чем дорогие, несмотря на более низкое качество и менее технологичное оснащение.

По оценкам ГК «АвтоСпецЦентр», седаны и компактные кроссоверы за 3 года эксплуатации теряют менее 25% первоначальной стоимости, а автомобили бизнес-класса – более 30%. Наиболее ликвидны автомобили, выпускаемые в России, благодаря адаптации к местным климатическим и дорожным условиям, а также за счет доступности запасных частей и технического обслуживания. Помимо этого, на остаточную стоимость влияют технологичность автомобиля и разнообразие опций.

Транспортный вопрос: почему такси и каршеринг не заменят личных машин

Как отмечает Максим Васильев, потери меньше на те автомобили, на которые больше спрос. Многие желают их приобрести, и цена на них будет выше. С автомобилями премиального сегмента противоположная ситуация – чем выше стоимость машины, тем меньше претендентов на его покупку. Так как покупателей малое количество, приходится жертвовать ценой и постоянно ее снижать. Однако нельзя сделать вывод, что бюджетный автомобиль покупать выгоднее. Для всех выгода исчисляется по-разному. 

— Повседневные расходы на топливо и сервисное обслуживание меньше интересуют покупателей премиальных автомобилей, так как в большинстве своем это состоятельные люди. Транспортный налог, который увеличивается пропорционально от цены автомобиля и от мощности его двигателя, а также стоимость запасных деталей, комплектующих и расходников для обслуживания премиум-авто – критерии выбора, которыми руководствуются клиенты данного сегмента. А вот потребителей массового сегмента больше заботит расход топлива, так как цены на него постоянно растут и занимают большую часть трат на содержание машины, – констатирует Денис Мигаль.

Дешевле — только на автобусе

Кроме того, аналитики Яндекса сравнили затраты на содержание личного автомобиля с затратами на такси и каршеринг. Как оказалось, например, в Москве машины, которые стоят до миллиона рублей, получаются выгоднее и такси, и каршеринга. Владеть машиной стоимостью от 2 до 3 миллионов – уже дороже, чем ездить на каршеринге, если пользоваться автомобилями эконом-класса, но дешевле, чем на такси по тарифу «Комфорт». Это если исходить из среднего годового пробега для России. Однако чем меньше общая протяженность поездок, тем более привлекательными альтернативами становятся такси и каршеринг. 

Впрочем, расставаться с личным транспортом россияне в большинстве своем не намерены, несмотря на то, что его содержание все сильнее бьет по карману. Как показал недавний опрос, проведенный «Авито Авто», 91% автовладельцев в нашей стране воспринимают личный автомобиль как базовую необходимость. А вот предметом роскоши, от которого можно отказаться, собственный автомобиль назвали лишь 9% респондентов. Свыше 60% участников исследования отметили, что не готовы отказаться от личной машины даже при наличии возможности постоянно пользоваться такси или каршерингом, которые не требуют затрат на страховку, топливо и техобслуживание.

Транспортный вопрос: почему такси и каршеринг не заменят личных машин

Как говорит Денис Мигаль, накорректно сравнивать затраты на содержание личной машины с расходами на такси и каршеринг, потому что все владельцы автомобилей имеют веские причины для передвижения именно на нем – обычно это большое количество регулярных длительных поездок, поэтому в данном случае каршеринг выйдет намного дороже. 

— Как правило каршеринг конкурирует там, где есть дополнительные проблемы от владения автомобилем. Например, автовладелец работает в центре, где негде припарковаться или это слишком дорого. Или он очень редко ездит, предпочитает пешие прогулки или общественный транспорт – тогда каршеринг или такси являются решением вопроса. На мой взгляд, каршеринг, метро или такси относятся к сегменту общественного транспорта, которые потребители используют для удобства. Но если человеку нужна личная машина, то он даже не рассматривает каршеринг или такси в качестве альтернативы, – резюмирует Денис Мигаль.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *