Site icon KazanFirst

Транспортный вопрос: почему такси и каршеринг не заменят личных машин

На фоне повсеместного роста цен россияне пытаются сэкономить на чем только можно
На фоне повсеместного роста цен россияне пытаются сэкономить на чем только
можно, в том числе и на содержании автомобиля. При этом отказываться от личного
транспорта автовладельцы не намерены, тем более что альтернативные варианты для
повседневных поездок обходятся еще дороже.

В режиме экономии

В условиях падения рубля и всеобщей инфляции автомобиль в России снова становится роскошью, в связи с чем автовладельцы ищут любые способы сэкономить на его содержании. Аналитики Яндекса подсчитали, сколько денег ежемесячно уходит на новую машину в течение трех лет после покупки. В исследовании учитывались расходы, актуальные для большинства автовладельцев: амортизация (снижение стоимости автомобиля), траты на топливо, страховка (включая каско), техобслуживание, мойка, сезонная смена шин и транспортный налог. Возможные штрафы и расходы на ремонт в стоимость владения не закладывались, так же как и оплата парковки или, например, проценты по кредиту на покупку машины.

Так, в общей структуре стоимости владения автомобилем самая большая статья расходов – амортизация, в среднем на нее приходится 53% потерь. Далее следуют каско (22%) и затраты на топливо (13%, исходя из среднего для России годового пробега). Остальные затраты, такие как техобслуживание, ОСАГО, мойка, транспортный налог и шиномонтаж, как оказалось, являются не столь существенными и занимают суммарно 12% в общей стоимости владения автомобилем. 

Как считает руководитель отдела продаж «Авилон. Volkswagen» Максим Васильев, сэкономить на содержании автомобиля практически невозможно, либо это будет считаться мнимой экономией. Например, самая затратная статья расходов – топливо. Если экономить на нем – заливать дешевое – это, вероятно, приведет к серьезным поломкам машины и соответственно к дополнительным затратам на ее ремонт. При этом следует выбирать одну заправку (лучше – сетевую, где существует определенный контроль качества), ведь если заправляться на одной заправке одним и тем же топливом, то автомобиль к нему привыкнет и адаптируется. В противном случае могут возникнуть дополнительные проблемы и поломки учитывая, что все современные автомобили очень требовательны к составу топлива.

— Что касается экономии на полисе каско, то можно действительно не страховать автомобиль, это добровольная вещь. Но если машина получит какой-либо серьезный дефект в результате аварии – а в современных автомобилях все запчасти очень дорогие ввиду новых технологий – каско все затраты возьмет на себя. Если же страхования не будет, то придется чинить все за свой счет. Но тут двоякая ситуация: возможно, ничего и не случится за время эксплуатации автомобиля, тогда автовладелец действительно сэкономит на данной статье расходов, – рассуждает Максим Васильев.

В свою очередь, в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр» советуют, что так как основной статьей расходов на содержание автомобиля является топливо, сэкономить позволит переход на газ – с учетом того, что государство компенсирует до 60% стоимости газомоторного оборудования, процедура окупится примерно за год. Не стоит экономить на покупке летней и зимней резины, особенно, бывшей в употреблении, на покупке запчастей, а также тормозной жидкости и моторном масле.

По мнению генерального директора сети автосалонов Fresh Auto Дениса Мигаля, наиболее эффективный способ сэкономить на содержании автомобиля – это выбирать правильный сервис техобслуживания. Именно хорошее техническое состояние автомобиля помогает сэкономить на многих статьях расходов. Машина, которая регулярно проходит ТО, меньше подвержена поломкам и не сильно теряет в цене.

Классовые различия

Между тем, структура расходов на дорогие и бюджетные машины выглядит по-разному: от стоимости напрямую зависят потери на амортизации, а вот, например, на затраты на топливо она почти не влияет. Так, у владельцев десяти самых дешевых машин на топливо уходит в среднем 5400 рублей в месяц (исходя из среднего для России годового пробега в 17500 км, по оценкам «Автостата»), это треть от общей суммы расходов. Владельцы десяти самых дорогих машин заправляются в среднем на 5800 рублей в месяц, но для них это всего 4% от всех затрат.

В целом же, чем дороже машина, тем выше стоимость владения. Так, самая дорогая модель из рассматриваемых – Mercedes-Benz G-класса AMG, стоит 17,4 млн рублей, а ежемесячные затраты на такую машину составят примерно 357 тыс. рублей, из них 272 тысячи – потери на амортизации. Дешевле всего будет обходиться владельцу Lada Granta – лишь в 13 тысяч рублей в месяц. Кроме того, бюджетные машины и обесцениваются медленнее, чем дорогие, несмотря на более низкое качество и менее технологичное оснащение.

По оценкам ГК «АвтоСпецЦентр», седаны и компактные кроссоверы за 3 года эксплуатации теряют менее 25% первоначальной стоимости, а автомобили бизнес-класса – более 30%. Наиболее ликвидны автомобили, выпускаемые в России, благодаря адаптации к местным климатическим и дорожным условиям, а также за счет доступности запасных частей и технического обслуживания. Помимо этого, на остаточную стоимость влияют технологичность автомобиля и разнообразие опций.

Как отмечает Максим Васильев, потери меньше на те автомобили, на которые больше спрос. Многие желают их приобрести, и цена на них будет выше. С автомобилями премиального сегмента противоположная ситуация – чем выше стоимость машины, тем меньше претендентов на его покупку. Так как покупателей малое количество, приходится жертвовать ценой и постоянно ее снижать. Однако нельзя сделать вывод, что бюджетный автомобиль покупать выгоднее. Для всех выгода исчисляется по-разному. 

— Повседневные расходы на топливо и сервисное обслуживание меньше интересуют покупателей премиальных автомобилей, так как в большинстве своем это состоятельные люди. Транспортный налог, который увеличивается пропорционально от цены автомобиля и от мощности его двигателя, а также стоимость запасных деталей, комплектующих и расходников для обслуживания премиум-авто – критерии выбора, которыми руководствуются клиенты данного сегмента. А вот потребителей массового сегмента больше заботит расход топлива, так как цены на него постоянно растут и занимают большую часть трат на содержание машины, – констатирует Денис Мигаль.

Дешевле — только на автобусе

Кроме того, аналитики Яндекса сравнили затраты на содержание личного автомобиля с затратами на такси и каршеринг. Как оказалось, например, в Москве машины, которые стоят до миллиона рублей, получаются выгоднее и такси, и каршеринга. Владеть машиной стоимостью от 2 до 3 миллионов – уже дороже, чем ездить на каршеринге, если пользоваться автомобилями эконом-класса, но дешевле, чем на такси по тарифу «Комфорт». Это если исходить из среднего годового пробега для России. Однако чем меньше общая протяженность поездок, тем более привлекательными альтернативами становятся такси и каршеринг. 

Впрочем, расставаться с личным транспортом россияне в большинстве своем не намерены, несмотря на то, что его содержание все сильнее бьет по карману. Как показал недавний опрос, проведенный «Авито Авто», 91% автовладельцев в нашей стране воспринимают личный автомобиль как базовую необходимость. А вот предметом роскоши, от которого можно отказаться, собственный автомобиль назвали лишь 9% респондентов. Свыше 60% участников исследования отметили, что не готовы отказаться от личной машины даже при наличии возможности постоянно пользоваться такси или каршерингом, которые не требуют затрат на страховку, топливо и техобслуживание.

Как говорит Денис Мигаль, накорректно сравнивать затраты на содержание личной машины с расходами на такси и каршеринг, потому что все владельцы автомобилей имеют веские причины для передвижения именно на нем – обычно это большое количество регулярных длительных поездок, поэтому в данном случае каршеринг выйдет намного дороже. 

— Как правило каршеринг конкурирует там, где есть дополнительные проблемы от владения автомобилем. Например, автовладелец работает в центре, где негде припарковаться или это слишком дорого. Или он очень редко ездит, предпочитает пешие прогулки или общественный транспорт – тогда каршеринг или такси являются решением вопроса. На мой взгляд, каршеринг, метро или такси относятся к сегменту общественного транспорта, которые потребители используют для удобства. Но если человеку нужна личная машина, то он даже не рассматривает каршеринг или такси в качестве альтернативы, – резюмирует Денис Мигаль.

Exit mobile version