Пандемия убила профессию экскурсовода

Сфера туризма - одна из наиболее пострадавших от коронакризиса. На фоне пандемии люди вынуждены были отказаться от путешествий
Сфера туризма — одна из наиболее пострадавших от коронакризиса. На фоне пандемии
люди вынуждены были отказаться от путешествий, а это, в свою очередь, привело к
снижению посещаемости музеев и исторических объектов. Как выживают экскурсоводы,
выясняла журналист KazanFirst Мария Короткова.

У туроператоров республики картина сегодня неоднородна. Одни фиксируют снижение количества экскурсий на 70-80%. Другие на 50-60%. В общем и целом, картина идентична у большинства. Есть, конечно, исключения. Например, представитель туроператора «Лидер Казань» KazanFirst рассказал, что число экскурсий у них за последнее время не только не снизилось, но даже, наоборот, увеличилось. 

— У нас экскурсий не стало меньше, их даже, наоборот, стало чуть больше, — заявила сотрудница компании.

Объясняют это тем, что агентство продолжает организовывать туры с посещением музеев, в то время как многие другие туроператоры уже давно перестали это делать. 

— Многие туроператоры в последнее время вообще не приводят к нам туристов, — отметил в беседе с корреспондентом KazanFirst экскурсовод Картинной галереи Васильева Алексей Ефимов. — Групповые экскурсии тоже есть, но их теперь меньше. 

Пандемия убила профессию экскурсовода

Мы обратились в организацию, которая раньше практически каждую неделю направляла в эту галерею туристов на экскурсию, — «Лана тур Казань». Там нам ответили, что туры с посещением музеев у них есть в продаже, но они перестали пользоваться спросом и на них просто не набираются группы. Связано это, по словам руководителя Светланы Абрамовой, в первую очередь с более высокой ценой таких программ. Вторая причина заключается в коронавирусе. Многие считают небезопасным пребывание в закрытом помещении при большом скоплении людей. В то же время, как отмечают экскурсоводы, приезжающие в республику туристы чаще пренебрегают какими-то мерами предосторожности, чем боятся ковида. Особенно в этой части отличаются москвичи и петербуржцы.

Таким образом коронакризис оказался наиболее ощутим для сотрудников музеев. Как сообщил корреспонденту KazanFirst Ефимов, посещаемость музея Константина Васильева за октябрь составила всего 4% от уровня аналогичного периода прошлого года — 678 посетителей против 16 тысяч в 2019-м. А количество экскурсий сократилось в три раза — с 88 до 28.

Примечателен и тот факт, что, в отличие от прошлого года, в минувшие ноябрьские праздники музей не работал, как и в некоторые другие праздничные дни в этом году. В то время как раньше выходные были самым загруженным периодом для его сотрудников.

Музеи еще с весны пытаются приспосабливаться к жизни в новых условиях. С наступлением пандемии они начали активно выходить в онлайн-пространство. Сотрудники учреждений и до этого регулярно вели страницы в социальных сетях, а теперь некоторые стали выкладывать отдельные лекции на Ютубе. Кроме того, количество просмотров видео в соцсетях и на Ютубе с весны учитывается и при начислении зарплат музейным сотрудникам.

Пандемия убила профессию экскурсовода

Онлайн-формат экскурсий с весны используют и руководители туроператора «Загадки Казани» Юлия и Алексей Жизневские.

— Онлайн-экскурсии и онлайн-лекции мы активно проводим с конца марта. Формат понравился и нам, и зрителям, и мы его оставили и после карантина, — рассказала Юлия. — Мы их транслируем одновременно «ВКонтакте» и на «Ютубе». Большая часть онлайн-лекций бесплатная, можно просто заходить к нам в группу и смотреть. Зрители нам могут отправить добровольную финансовую поддержку, если посчитают это нужным. Также есть онлайн-лекции и экскурсии по билетам — это, как правило, или онлайн-версии офлайновых экскурсий или лекции от специалистов на темы, которые стали результатом большой научной работы.

Больше всего представителей сферы туризма удивили низкими показателями ноябрьские праздники. Загрузка отелей в этот период составила лишь 5%, хотя и в октябре была невысокой и не достигала больше 35%, рассказала президент Ассоциации отелей Казани и Татарстана Гульнара Сафина. Что же касается экскурсоводов, если в октябре еще были кое-какие экскурсии, то в ноябре у многих заказов вообще не стало. 

— Этой осенью с экскурсиями все очень плохо, — сказала Полина Никитина (имя и фамилия изменены). — Летом я еще нормально работала, в сентябре тоже. А с октября у меня уже не стало экскурсий. Все заказы сократились под ноль. А в прошлом году вела экскурсии каждые выходные — у меня это подработка.

— У меня всегда было много экскурсий. Но в этом октябре количество заказов сократилось в два раза по сравнению с этим же месяцем в прошлом году. А в ноябре вообще нет экскурсий. Если бы не эта пандемия, я бы, наверно, так и работала в том же режиме. А сейчас, конечно, идет спад, — отметила Лилия Галиева

Учитывая то, что экскурсоводов в Казани очень много, между ними теперь большая конкуренция. По мнению самих представителей этой профессии, преимуществом обладают те, у кого есть больше связей в турфирмах, кто уже заработал себе хорошую репутацию, у кого больше хороших отзывов на разных сайтах. 

Пандемия убила профессию экскурсовода

То, что сейчас наблюдается так называемый «низкий» сезон, отметила и представитель туроператора «Лидер Казань». Она связывает это с окончанием школьных каникул и пандемией. Это обстоятельство, как единогласно утверждают все экскурсоводы, играет не последнюю роль в снижении числа экскурсий. 

Из-за сокращения выездов детских групп не представляется перспективным и привлечение к экскурсиям местной аудитории.  Потому что основная часть таких экскурсий рассчитана на школьников. Раньше казанские школы на каникулах принимали участие в подобных мероприятиях. Так, например, иногда проводились экскурсии для детей в Свияжск и другие, сказал экскурсовод Алексей Козырев. Но с начала пандемии подобные мероприятия практически не организовывают. 

— Жителям города интереснее другое, в отличие от туристов, — поделилась своим опытом Жизневская. — Если ты живешь в городе, ты и так его знаешь — тебе менее интересна обзорная экскурсия или Кремль. У себя в родном городе люди хотят получить не лекцию об истории, а какие-то эмоции, яркие впечатления, заодно узнав что-то для себя полезное. Поэтому мы развиваем форматы, которые даютв первую очередь необычные эмоции. На экскурсии с очками виртуальной реальности «Окно в прошлое» участники видят утраченные здания, памятники так, как будто бы они стоят на своем месте. На «Сумеречной Казани» превращаются в помощников таинственного ночного дозорного и попадают в театрализованное приключение, где знакомятся с малоизвестными, но интересными местами и рисуют светом в темноте. На детской «Сказки старой Казани» дети слушают сказки, играют в наклейки, заполняют сказочные карты и одновременно знакомятся с историей Казани.

Также для любителей краеведения есть целый цикл экскурсий «Неизвестная Казань» — здесь участники гуляют и по Адмиралтейской, Ягодной, Пороховой слободам, и открывают для себя Дербышки, Соцгород, изучают горы и овраги в центре Казани, выезжают по старинным селам в Татарстане.

Пандемия убила профессию экскурсовода

С большими неудобствами при проведении экскурсий туроператоры столкнулись в июне — тогда нужно было делить туристов на маленькие группы не более 10 человек. Сейчас такого ограничения нет, но появились другие сложности. Так, теперь в качестве меры профилактики коронавируса туроператоры обязаны использовать специальные радиогиды. Если раньше их покупали при желании сами экскурсанты, то теперь представители турфирм должны бесплатно обеспечивать их этим оборудованием в группах от 15 человек и более. А это дополнительные расходы.

Несмотря на сложности, туроператоры продолжают работу. Как сообщили KazanFirst в пресс-службе Госкомитета Татарстана по туризму, ни один из них в республике еще не прекратил свою деятельность с начала пандемии. На туроператоров распространяются те меры поддержки, которые действуют для других предприятий из круга наиболее пострадавших отраслей. Экскурсоводы могут получать господдержку как самозанятые.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *