три-четыре раза в месяц, осваивая все новые категории товаров. При этом клиенты
создают высокие требования по срокам доставки и способам оплаты покупки.
В Казани появился новый тренд в сфере онлайн-покупок. К списку самых часто заказываемых товаров — одежде и мобильникам — с этого года присоединились лекарства и БАДы. Их стали покупать примерно на 46% больше. Объяснять то, откуда такой резкий спрос на данные товары, вряд ли необходимо. А разрешение дистанционной торговли безрецептурными препаратами лишь поспособствовало этому.
— Вообще, многие онлайн-покупатели из Казани считают шопинг в интернете во время пандемии безопаснее традиционного, — отмечает руководитель отдела маркетинговых исследований Яндекс.Маркета Кирилл Шпара.
Конечно, изменения произошли не только в топе самых продаваемых товаров. Коронавирус оставил заметный след во всей сфере онлайн-торговли. Впрочем, это положительный эффект как для продавцов, так и для покупателей. В Татарстане за год рынок интернет-ритейла вырос на 54%, в то время как в стране в целом – на 45. Теперь, по данным международного аналитического агентства E-Marketer, Россия занимает первое место по темпам роста этой сферы. А доля онлайн-покупателей за последние шесть лет утроилась.
— В Казани покупателями онлайн-магазинов считаются более половины жителей города. Это около 54% населения от 16 до 55 лет. Это больше, чем общефедеральный показатель. Быстро растет доля молодежи — в этом году аудитория в возрасте от 16 до 24 лет составила уже пятую часть от всех онлайн-покупателей города, — рассказывает Шпара.
При этом важно подчеркнуть, что интернет-покупки казанцы совершают чаще, чем в среднем по России. 65% респондентов заказывают товары онлайн два-три раза в месяц, а 5% — каждый или почти каждый день.
Вместе с тем жители столицы Татарстана становятся требовательнее к качеству сервиса. Например, еще год назад горожане называли долгим, но приемлемым сроком доставки 11 дней, а сейчас — уже 9. Изменился и такой критерий, как время ожидания исполнения заказа. Казанцы называют хорошим предложением от трех до четырех дней.
Одним из главных аргументов в пользу выбора онлайн-магазина стала возможность сравнить цены. Как отмечает Шпара, перед заказом пользователи очень тщательно изучают все предложения и ищут среди них самые выгодные.
— Драйвер цены является для казанцев очень важным. Город, естественно, достаточно успешный и продвинутый, но люди очень внимательно считают деньги. В 2020 году, который был очень сложным с точки зрения экономики, это стало особенно заметным, — говорит спикер.
Второй весомой причиной для покупок онлайн является удобство, возможность приобрести все и сразу в одном месте, не выходя из дома.
В своем наблюдении интересным Шпара находит и то, что казанцы «довольно патриотичны» и около трети из них, а точнее 30%, предпочитают делать заказы в местных интернет-магазинах, рассчитывая на более быструю доставку, нежели из Китая или других стран мира. Хотя большинство – 57% покупателей — не видят разницы в том, где покупать товар.
— Что касается оплаты, то в этом году в Казани снизилась популярность оплаты наличными. Если в прошлом таким образом хотя бы раз оплачивали интернет-заказ 50% онлайн-покупателей, то в этом уже 42%. Популярность набирают бесконтактные способы оплаты. Самый удобный – оплата в момент доставки. Все-таки людям очень важно быть уверенным в покупке, посмотреть на товар, решить и оплатить. Отсюда популярность курьерской службы, — отмечает спикер.
По словам Шпара, с начала этого года к октябрю предпочитающих получить заказ курьером стало значительно больше. Теперь таковых 62%. Пик популярности доставщиков пришелся на апрель. Тогда лишь 20% от числа онлайн-покупателей были готовы забрать покупки самовывозом. Новые требования покупателей приводят к тому, что у всех курьеров должны быть посттерминалы.
Казань задает тренды другим городам России, считает спикер. То, что было в топе самых покупаемых товаров для казанцев в 2019 году, заняло первое место для страны в целом в 2020-м.
— Меня поражала продвинутость казанского и татарстанского рынка. Если хочешь посмотреть, где будет национальный рынок страны через сколько-то лет, надо посмотреть, что сейчас происходит на рынке в Казани. У казанцев меньше барьеров к покупкам новых товаров, они уже не боятся покупать продукты и товары для детей, что является ключевой категорией с точки зрения безопасности и качества. Онлайн помогает казанцам, экономить деньги и время, — отметил спикер.
Годовой оборот рынка онлайн-торговли России составляет около 2,5 трлн рублей. Это около 9% всего товарооборота страны. Ровно половина населения в возрасте от 16 до 55 лет совершили хотя бы одну покупку в интернете.
По наблюдениям бизнес-омбудсмена Татарстана Фарида Абдулганиева, даже в условиях нынешней сложной экономической ситуации, интернет-торговля остается той сферой, которой постоянно развивается. Эксперты уже вовсю обсуждают два противоположных варианта дальнейшей судьбы этого явления. Либо интернет-торговля пойдет по пути укрупнения и в стране останутся лишь несколько крупных операторов. Либо начнется специализация и появится множество операторов, как это происходит сейчас в Китае, где успешно существует 200-300 маркетплейсов регионального характера.
— Конкуренция на торговых площадках сумасшедшая, но это двигатель развития рынка. Она (конкуренция, — Ред.) будет расти. Цель благая, чтобы мы покупали качественные товары дешевле, чтобы была быстрая доставка. Мы должны все сделать чтобы она росла, — резюмирует уполномоченный по правам предпринимателей.
Comment section