Рынок готовой еды в России быстро развивается и, как прогнозируют аналитики, к 2027 году увеличится до 14 трлн рублей. В Татарстане, где появляется все больше новых игроков, e-grocery вырастет на 10-15% по итогам прошлого года. За счет чего растет спрос, с какими проблемами сталкиваются ритейлеры и какую еду чаще всего едят в Татарстане — в материале KazanFirst.
Российский рынок готовой еды набирает обороты. В 2024 году его объем, согласно данным VII Ресторанного экономического форума, составляет 3,8 трлн рублей. Но, как утверждают эксперты, объем рынка может вырасти почти в четыре раза и достичь 14 трлн рублей к 2027 году.
В 2023 году рынок HoReCa (сегмент общественного питания) был оценен в 2,3 трлн рублей, из них 492 млрд рублей — на доставку продуктов, а 955 млрд рублей — на готовую кулинарию.
Средний чек на готовую еду в магазинах в два-три раза ниже, чем при заказе из ресторанов, что объясняет растущую популярность этого направления.
Объем продаж в сегменте e-grocery (онлайн-продажи продуктов и готовых блюд) в 2024 году онлайн-продаж увеличился на 37,4%, а продукты питания заняли 4,9% от общего объема e-commerce (онлайн-продаж). Доля e-commerce в общем товарообороте России к 2027 году, по прогнозам, составит 30,9%, из которых 9% придется на продукты питания и готовые блюда.
Ресторанный рынок в 2023 году вырос на 19% по сравнению с 2019 годом, его объем составил 2,8 трлн рублей. Однако ресторанный сегмент теряет долю из-за конкуренции с ритейлерами и развитием доставки. В то же время доставка ресторанной еды сталкивается с вызовами: высокая стоимость услуги и дефицит персонала ограничивают ее развитие.

Как растет рынок готовой еды в Татарстане?
Сегмент готовой еды в Татарстане движется по общему тренду, что подчеркивают данные крупнейших ритейлеров. Так, сеть «Лента» зафиксировала увеличение продаж готовой еды в Казани на 15% за 11 месяцев 2024 года. Компания управляет десятью магазинами в регионе, из которых шесть расположены в Казани.
— Мы видим, что потребители все чаще выбирают готовую еду. Это направление имеет огромный потенциал для дальнейшего развития, — сказала KazanFirst директор по коммерции и развитию кулинарного производства компании Светлана Юрасова.
Среди ключевых факторов успеха она выделяет обновление ассортимента, внедрение новых технологий и проведение промоакций, нацеленных на привлечение широкой аудитории.
Сеть «Магнит» сообщила об увеличении продаж в магазинах формата «у дома» на 80% за девять месяцев 2024 года. Такой результат там объясняеют расширением ассортимента готовой еды под брендом «М Кухня», который теперь представлен практически во всех магазинах сети в Казани.
— Мы стремимся предложить нашим покупателям продукты, которые закрывают их ежедневные потребности. В Казани наблюдается особенно высокий интерес к семейным блюдам, таким как запеканки и тушеные овощи, а также к готовым обедам, — сообщили в пресс-службе компании.

Сеть «Перекресток» так же активно развивает сегмент готовой еды. В 2024 году доля этой категории в казанских магазинах сети составила 6,8%. Ассортимент насчитывает около 150 позиций, включая популярные национальные блюда, такие как эчпочмаки и кыстыбый. В 2025 году компания планирует увеличить линейку до 250 позиций, что связано с высоким интересом потребителей к локальной кухне.
— Мы видим, что локальные вкусы играют важную роль в формировании спроса, поэтому уделяем особое внимание расширению ассортимента в этом направлении, — отметили в компании.
За год оборот категории готовой еды в «Яндекс Лавке» увеличился на 54%. В Казани работает 22 даркстора (спецформат склада) компании площадью 280–300 кв. м, каждый из которых оснащен дарккитченами (кухни, работающие только на доставку) для приготовления горячих блюд под брендом «Есть горячее». Как сообщают в компании, такой подход позволяет поддерживать «высокие стандарты качества и свежести, а также сократить время доставки».
Среди самых популярных заказов в «Лавке» — паста карбонара, онигири с креветкой и сэндвичи с курицей. В предновогодний период спрос на традиционные салаты, такие как мимоза, оливье и крабовый, вырос в несколько раз.

Новые игроки на рынке
Казанский рынок недавно пополнился федеральными игроками. Так, петербургский сервис Grow Food, предоставляющий доставку готовых рационов, выбрал Казань пятым регионом своего присутствия. Компания предлагает разнообразные подписки, охватывая не только город, но и его спутники. По словам директора по маркетингу Илона Тризно, Казань привлекла сервис своей динамикой и потребностями местных жителей.
Другим заметным событием стало сотрудничество Wildberries с X5 Group, запустивших сервис доставки продуктов и готовой еды в своем мобильном приложении.
Также на рынок готовой еды зашел и агрохолдинг «Эконива», который начал продажи замороженных и готовых блюд, включая сырники, запеканки и блины, используя молочную продукцию собственного производства.
— Линейку готовых блюд мы разработали, потому что отметили рост интереса к ним со стороны покупателей. Мы всегда прислушиваемся к запросам потребителей и стараемся предвосхитить ожидания нашей аудитории, — рассказала бренд-директор «Эконивы» в направлении HoReCa Екатерина Дюрр.
Как заверяют в компании, блюда готовятся из натуральных ингредиентов, произведенных на собственных молочных фермах компании, с соблюдением стандартов HACCP. Пока новинки доступны в магазинах Московского региона и Воронежа, но по мере получения обратной связи от покупателей компания планирует расширить географию продаж.
— Мы можем гарантировать высокое качество всех ингредиентов и натуральный состав наших блюд, так как контролируем все производственные процессы буквально «от поля до тарелки», — добавила Дюрр.

«Локальные производители позволяют расширить ассортимент»
Компании стараются поддерживать локальных поставщиков. В среднем их доля в регионах составляет 20%. «Яндекс Лавка» сотрудничает с казанскими производителями, включая Зеленодольский молочный комбинат, Булочно-кондитерский комбинат, Челны-Бройлер и других. Производителям предлагаются рекомендации по улучшению качества продукции и упаковки.
— Мы видим, что поддержка локальных производителей позволяет расширить ассортимент и улучшить показатели продаж, — отмечают представители компании.
Ритейлеры заявляют, что уделяют «большое внимание контролю качества». В «Яндекс Лавке» разработан хендбук — руководство для поставщиков, описывающее стандарты работы. Все товары проходят многоступенчатую проверку: от отбора поставщиков до контроля хранения и транспортировки. Как заявляют в компании, «такой подход позволяет гарантировать свежесть и безопасность продукции на всех этапах».
Экологичность так же становится важным трендом. По заверениям X5 Group и «Магнит», компании стали внедрять перерабатываемую упаковку и увеличивать долю вторсырья.
— Мы планируем увеличить долю экологичных материалов в упаковке, чтобы сделать нашу продукцию более устойчивой, — сообщили в X5 Group.
По мнению компании, эти меры «помогают укрепить репутацию брендов и повысить доверие потребителей».
— Мы видим, что локальные вкусы играют решающую роль в формировании спроса. Это стимулирует нас к внедрению новых позиций, которые соответствуют региональным кулинарным традициям, — подчеркивают в X5 Group.

«Конкуренцию усиливают маркетплейсы»
— Рынок готовой еды, или, как его сейчас называют, foodtech, относится к быстроразвивающимся инновационным технологиям. В целом по России он демонстрирует значительный рост — около 40% за 2024 год. Однако в Татарстане есть свои особенности, связанные с менталитетом. Здесь рынок также развивается, но не столь динамично. Мы прогнозируем прирост в 2024 году на 10–15%, и это за счет увеличения количества заказов, а не роста цен, — заявила исполнительный директор Ассоциации рестораторов Татарстана Галина Шарафутдинова.
По ее словам, рынок готовой еды адаптируется к изменениям в предпочтениях потребителей.
— Если раньше лидировали суши, роллы и пицца, то сейчас всё большую популярность набирают новые направления. Например, здоровое питание. Люди всё чаще выбирают осознанное потребление, чтобы заботиться о себе и планете. Они отдают предпочтение сбалансированным и полезным рационам, а также спортивному питанию. В Казани уже есть компании, специализирующиеся на таких услугах, и они фиксируют стабильный рост спроса, — говорит Шарафутдинова.
Касательно предпочтений в еде эксперт отмечает, что японская кухня и пицца постепенно дополняются паназиатскими блюдами — вок-лапша, супы, десерт моти. Последний особенно популярен, так как сочетает элементы здорового питания с интересными вкусами. Тренды также касаются упаковки: «клиенты всё чаще обращают внимание на ее экологичность и разлагаемость. Компании, которые заботятся об этом, находят свою аудиторию».
— Еще одним вызовом для традиционных игроков рынка стали маркетплейсы — «Евроспар», «Самокат», «Яндекс Лавка» и другие, которые предлагают собственные решения в доставке готовой еды. Это усилило конкуренцию, но также подтолкнуло профессиональные сервисы к инновациям — разработке новых рецептур, применению высокотехнологичного оборудования и внедрению ИИ для контроля качества, — отмечает Шарафутдинова.
Также эксперт говорит о проблемах логистики:
— Предприятия делают все возможное для ускорения процессов. Внедряются системы видеонаблюдения и нейросети, которые фиксируют отклонения от стандартов, позволяя оперативно корректировать ошибки.
Галина Шарафутдинова отметила, что «сегодня важно не только привлекать новых клиентов, но и удерживать постоянных, так как это экономически выгоднее». Весь фокус доставки направлен на лояльность потребителей, качество сервиса и улучшение взаимодействия.
— Это сложная, но необходимая работа, чтобы соответствовать ожиданиям рынка, — заключила эксперт.
Все течет, все изменяется, в лучшую или худшую сторону это уже вопрос сугубо личностный и субъективный, заказывать реально стали больше, видно даже по нашей семье, я как человек консервативный отношусь ко всему этому с настороженностью, а дети наоборот с восторгом, все новые и новые доставки и блюда осваивают, посмотрим, куда все это вывернет в итоге
Рядом с домом Спар находится и этим все сказано, берем готовые блюда достаточно часто, справедливости ради надо сказать, что долгое время заказывали там только пиццу, изредка роллы и суши, но потом постепенно вошли во вкус, сначала салатики разные брали, а потом и до горячего дошло, пока всем довольны
Дочь в последнее время все берет в самокате, всех доставщиков знаем в лицо, а они к нам могут уже с закрытыми глазами, сильно сопротивлялась поначалу, сейчас уже смирилась, сама потихонечку осваиваюсь
Не в восторге я от этих новомодностей, как готовили сами, так и будем, неприятно мне есть еду непонятно кем приготовленную, извините, брезгую
Дома готовить будут все меньше и меньше, это такой трэнд, увы