Народ дорого заплатит за раздельный сбор отходов

Журналист KazanFirst Сергей Исичко объясняет
Журналист KazanFirst Сергей Исичко объясняет, почему нас ждет неизбежное
повышение тарифов за вывоз мусора.

Раздельный сбор мусора — это хорошо, даже прекрасно. В конечном итоге это выгодно всем. Мусор превращается в деньги, потому что его сдают как вторсырье, которое перерабатывается в товары. Но у нас в Татарстане к раздельному сбору бытовых отходов мы будем идти путем покорителей Вселенной. Они пробиваются через тернии к звездам. Мы к товарам из «мусора» будем пробиваться через неизбежное повышение тарифов за вывоз ТБО. Это будет сложно не только материально, но и психологически. Потому что, например, в Набережных Челнах до появления сети Региональных операторов ТКО по всей России и в Татарстане был совсем иной, «вкусный» опыт внедрения РСО. До 1 января 2019 года было так:

— На территории ТСЖК «Мастер» проживает 90 человек, это таун-хаусы. Установлен контейнер для раздельного сбора мусора.  Когда этого контейнера не было, жители ТСЖК «выдавали» на вывоз 21,6 кубометра отходов. Сейчас вышли на 6,8 кубометра. Столько вывозится с территории ТСЖК как мусор. Остальное вторсырьем отправляется на переработку. За вывоз мусора жители ТСЖК платят в общей сложности 2 987 рублей 40 копеек в месяц. А по нормативам им пришлось бы платить 6,5 тысячи рублей в месяц. Получается, жители экономят 54% своих средств на вывоз ТКО, — рассказала лидер городского отделения Всероссийского общественного движения «Мусора больше нет» Гузель Красноперова.

Народ дорого заплатит за раздельный сбор отходов

Система появилась благодаря продвинутым бизнесменам и энтузиастам экологического движения. С приходом профессионалов (с 1 января 2019 года начали действовать Регоператоры ТКО) челнинская народная система РСО почти целиком канула в лету. 

— Мы не можем применить опыт ТСЖК «Мастер», потому что он не совсем законный. Существуют СанПиНы, согласно которым бытовые отходы должны вывозиться не по мере наполняемости контейнеров, а в зависимости от температуры окружающего воздуха. Получается, летом не реже одного раза в сутки, зимой можно один раз в три дня. Но если не ждать, когда заполнятся контейнеры раздельного сбора, то забирать и увозить вторсырье, а забирать и увозить вторсырье невыгодно из-за транспортных расходов, — объясняет Ильдус Шакирзянов, пресс-секретарь компании «Гринта», которая является Регоператором ТКО на востоке Татарстана. 

Компания «Гринта» честно и открыто говорит и том, что у народа сейчас нет стимулов, чтобы внедрять у себя в домах и развивать раздельный сбор отходов. Стимул есть у регоператоров. Перед этими компаниями государством поставлена конечная цель — по всей стране внедрить раздельный сбор отходов. Но это конечная цель, ее еще надо достигнуть. А первоочердная задача для всех регоператоров — избавить страну от множества незаконных свалок и вообще навести порядок в работе с ТКО. Для этого регоператорам нужно выстроить и отладить полностью подконтрольную и замотивированную систему сбора, вывоза и безвредной утилизации отходов. В Татарстане еще нужно построить два крупных мусороперерабатывающих комплекса — один на востоке, другой на западе. После чего настанет время взяться за внедрение раздельного сбора. По большому счету путь вот такой. И той же «Гринте» много чего нужно, чтобы этот путь пройти. В копеечку обойдется контейнерный парк, который приходится пополнять и обновлять.

Народ дорого заплатит за раздельный сбор отходов

— В прошлом году в Восточной зоне было установлено почти три с половиной тысячи новых современных евроконтейнеров. В общей сложности за два года «Гринта» установит 5 100 контейнеров. Но даже такого, казалось бы, внушительного количества не хватает. По разным оценкам, потребность в новых контейнерах в Восточной зоне составляет 9 500 штук и 1 700 штук ежегодно для обновления контейнерного парка. В связи с этим для справедливого распределения контейнеров мы в первую очередь устанавливаем их в тех местах, где ощущается их острая нехватка, быстрая наполняемость, заменяем изношенные, треснувшие контейнеры на новые, — сообщает генеральный директор «Гринты» Светлана Ярлыченко

Простите, но вообще идиотская проблема возникла у компании с мусоровозами. Дело даже не в том, что их остро не хватает, а действуют ограничения по массе грузовиков на дорогах, которые введены федеральным законом. 

— Разрешенная масса составляет 18 тонн, в то время как вес пустого мусоровоза 17 тонн. То есть беспрепятственно мы можем перевезти только 1 тонну отходов. При этом за превышение массы к юридическому лицу может быть применен штраф в размере 400 000 рублей за каждое нарушение. И если мусоровозы загружать по нормам завода-изготовителя (9-10 тонн), то только за один сезон региональный оператор может заплатить многомиллионные штрафы за «перегруз». Чтобы избежать штрафов, нужно получать специальные разрешения. Документы необходимо оформлять на каждую машину, на каждый ее маршрут, на каждый вид дорог. Стоимость одного разрешения в среднем составляет 15-20 тысяч рублей. Если на все мусоровозы оформить разрешения, то уже из-за этого тариф ООО «Гринта» вырастет на 5%, — дает расклад Ярлыченко. 

Народ дорого заплатит за раздельный сбор отходов

Регоператоры добиваются, чтобы ограничения по «нагрузке на ось» не распространялись на мусоровозы. Одновременно разгребают ворох других проблем. Тут не до РСО. Тут нужно думать, где брать деньги на обычные контейнеры и как приучить народ к росту тарифов.

А самое главное то, что народ, который платит за все, сейчас полностью выключен из обсуждения «мусорной» реформы. Государство с помощью сети регоператоров все взяло на себя. По двум причинам. Наш народ веками жил при великих князьях. Потом тоже веками при царях, императорах, наконец, XX век прошел при вождях рабочего класса и крестьянства. Поэтому народ привык жить с царем не в голове, а снаружи. И государство привыкло все решать без народа. А то он помешает. Но если народ все же умно включить в обсуждение той же мусорной реформы, то дело пойдет намного быстрее и эффективнее.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *