«Везде, где требовалось достичь согласия, оказывался Феофан»

В Казани простились с митрополитом Казанским и Татарстанским. Отпевание владыки прошло в Благовещенском соборе Казанского Кремля
В Казани простились с митрополитом Казанским и Татарстанским. Отпевание владыки
прошло в Благовещенском соборе Казанского Кремля, где собрались сотни прихожан и
людей, знавших его лично. Похоронен архипастырь был у храма Божией Матери,
восстановлением которого он занимался последние годы.

В Казани простились с умершим в минувшую пятницу, 20 ноября, митрополитом  Феофаном. Церемония прошла в Благовещенском соборе Казанского Кремля. Проститься с архипастырем пришли сотни верующих, а также руководство Татарстана и других регионов, связанных с почившим. 

Божественная литургия началась в 9 утра. В течение службы собор все больше наполнялся людьми, и в конце концов там практически не осталось места. Заупокойное богослужение возглавил управляющий делами Московской патриархии митрополит Воскресенский Дионисий. На сайте правительства была организована трансляция, а перед собором установили большой экран, где так же транслировалось происходящее. Но из-за ужасной погоды снаружи почти никого не было. 

«Везде, где требовалось достичь согласия, оказывался Феофан»

Перед началом самой церемонии отпевания поминальные речи произнесли прибывшие представители власти. 

– Владыка был уникальным человеком. Все пять лет, которые он служил митрополитом в нашей республике, был примером для духовного служения всем конфессиям. Не могу не сказать, что за время его служения сложились добрые отношения с мусульманами республики, – сказал президент Татарстана Рустам Минниханов

К слову, проститься с митрополитом пришел и председатель Духовного управления мусульман РТ Камиль хазрат Самигуллин, что само по себе является демонстрацией этих слов.

«Везде, где требовалось достичь согласия, оказывался Феофан»

Минниханов вспомнил, что Феофан всегда был очень доступен. По его словам, все, кто его знал, отзывались о нем только положительно. 

– Мы все в Татарстане его полюбили. У меня часто были с ним встречи на разных мероприятиях, – отметил президент. 

Лидер республики рассказал, что в последнюю встречу за чашкой чая митрополит рассказал о своем желании по окончании службы остаться жить в Татарстане. Минниханов был очень рад такому желанию владыки. 

– Я сказал, что мы будем этому искренне рады. Но никто не думал, что все это произойдет таким образом, – добавил руководитель республики.

Рустам Минниханов также выразил признательность патриарху Кириллу за его решение захоронить Феофана за алтарем собора Казанской иконы Божией Матери, восстановлением которого митрополит активно занимался. 

– Мы вечно будем помнить добрые дела нашего владыки Феофана, – сказал президент.

На траурную панихиду в Казань прибыл и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. Он отметил, что болезнь прервала жизнь замечательного, яркого, талантливого человека, церковного, государственного деятеля. Беглов назвал Феофана своим другом и духовным наставником. Напомнил, что владыка служил во многих странах, в разных регионах нашей страны. Его искренне любили и уважали. Он строил храмы, возрождал обители. Это был жизненный путь возрастания архиерея.

«Везде, где требовалось достичь согласия, оказывался Феофан»

– Этот опыт особенно пригодился на Северном Кавказе. В те страшные дни в Беслане он под огнем вынес маленькую раненую девочку, положил в свой автомобиль и довез до больницы, тем самым спас ее, рискуя своей жизнью, – вспоминал Беглов. 

Тот опыт, который он приобретал в других регионах, служение гарантом мира и благополучия, подчеркнул он. 

– Память о нем навсегда сохранится в наших сердцах, его учениках и его почитателях, – пообещал губернатор.

Первый замминистра экономического развития России Михаил Бабич сообщил, что его с владыкой Феофаном связывает более 20 лет. 

– Сложнейший жизненный путь прошел этот человек, на самых трудных участках нашей страны, в самое трудное время выполняя сложнейшую миссию за рубежом. Он нес только добро, заботу о людях и веру в Бога, – сказал Бабич.

«Везде, где требовалось достичь согласия, оказывался Феофан»

Он рассказал, что сам был свидетелем, как во время службы на Северном Кавказе, в ситуациях, где, казалось, что не остается другого решения вопроса, кроме силового, Феофан в самый нужный момент находил те самые правильные слова, которые разрешали конфликт мирным путем. 

– Мы были свидетелями, как за одни сутки он мог проехать за рулем «жигуленка» пять регионов Северного Кавказа. И в каждом из них находить нужные слова, совершать те поступки, которые ждали от русского православного священника. Ждали православные, мусульмане, представители всех конфессий, – поделился спикер.

Для него не было разницы, к какой человек относится конфессии или национальности, – на первый план он всегда ставил благополучие людей. 

Сергей Морозов, губернатор Ульяновской области, где в течение года служил Феофан, рассказал, что весь регион встретил весть о кончине владыки со слезами на глазах. 

– Когда я улетал в Казань, многие мне звонили и просили поклониться и сказать добрые слова. Он не так долго работал у нас, но след оставил несомненно очень знаменательный, – сказал Морозов. – Благодаря ему мы построили красивейший Кафедральный собор, который восстановили по чертежам. Благодаря ему мы построили новые монастыри. Мы все вспомнили, что в грозные годы с 1941-го по 1943-й руководство Русской православной церкви служило в городе Ульяновске. Благодаря ему мы увековечили все это в памяти.

В свою очередь Госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев подчеркнул, что владыка посвятил всю свою жизнь служению и трудился во многих странах мира во имя согласия.

«Везде, где требовалось достичь согласия, оказывался Феофан»

– Он явился примером, как нужно служить делу, которому посвятил всю свою жизнь. За свою насыщенную жизнь он служил в Иерусалиме, южных государствах Америки, на Камчатке, в южных республиках России, на Урале. Во всех точках, где требовалось достичь согласия, оказывался он, – отметил Шаймиев.

По его словам, в памяти татарстанцев митрополит Феофан останется примером честного и добросовестного служения во имя единства и добра. Но он проявил себя не только как служитель церкви, но и как одаренный дипломат. Ему удалось силой слова и веры заслужить признание представителей разных конфессий.

– Вокруг него объединялись, находили взаимопонимание муфтий нашей республики и другие представители религиозных конфессий. Спасибо ему за великий труд, – сказал Шаймиев.

Митрополит Дионисий охарактеризовал Феофана как человека с сильной и глубокой верой.

– Будучи христианами, мы знаем, что прощание – это относительное понятие. Прощаясь, мы одновременно знаем, что смерти не существует для верующего сердцем. А то, что владыка митрополит Феофан верил глубоко, горячо и действенно, – в этом нет сомнений ни у кого, кто его знал. В том числе и у Святейшего патриарха, который сегодня молится со всеми нами об упокоении владыки, – подчеркнул Дионисий. 

Священнослужитель зачитал обращение со словами соболезнования и утешения от патриарха Кирилла

– С глубокой скорбью узнал о кончине митрополита Казанского и Татарстанского Феофана. Коварная болезнь унесла жизнь еще одного иерарха нашей церкви – человека яркого, талантливого и очень деятельного. Почивший архипастырь был наделен от Господа многообразными дарованиями, которые он стремился приумножать во славу Божию и на пользу святого православия, – прочел Дионисий.

«Везде, где требовалось достичь согласия, оказывался Феофан»

Он напомнил, что почивший митрополит несколько лет нес служение в русской духовной миссии в Иерусалиме, был секретарем экзархата в Центральной и Южной Америке, трудился в отделе внешних церковных связей, являлся представителем патриарха Московского при патриархе Александрийском и Антиахийском. На всех этих местах Феофан старался представить себя Богу достойным делателем, неукоризненным, верно преподающим слово истины. 

– Он умел находить общий язык с представителями разных конфессий, – написал Кирилл. – Последние годы почившего архипастыря были связаны с Татарстаном, где усилиями владыки осуществлялись многие духовно значимые просветительские проекты, успешно развивался межрелигиозный диалог, строились и восстанавливались православные храмы и обители. Искренне соболезную всем вам, – пишет патриарх.

Дионисий рассказал, что Феофан готовился в ближайшие дни совершить молитвенное воспоминание к двадцатилетию своего архипастырского служения. Патриарх неоднократно отмечал Феофана различными наградами, к этому дню он тоже должен был быть удостоен ордена, который в последнее время дается весьма редко. 

– Пусть эта награда с ликом святителя Алексия Московского, великого чудотворца всероссийского, положенная там, в стенах святой обители, напоминает о том, что каждый из нас должен не просто прожить эту жизнь, но и принести Богу хоть малый плод, чтобы и о нас вспомнили, чтобы и вокруг нашего гроба собрались, чтобы и о нас возносили свои молитвы. Владыке митрополиту Феофану вечный покой на небе и вечная память на земле, – сказал священнослужитель. 

«Везде, где требовалось достичь согласия, оказывался Феофан»

Похороны митрополита прошли у собора Казанской иконы Божией Матери, куда перенесли гроб. Большинство прихожан из Благовещенского собора отправились сюда, чтобы проводить Феофана в последний путь. Многие не могли скрыть слез и делились своими мыслями о почившем неохотно, даже если соглашались. 

Женщина средних лет по имени Надежда, пришедшая проститься с иерархом, на вопрос, каким запомнился митрополит Феофан, ответила не задумываясь: «Добрым». 

– Как прихожанке мне не приходилось с ним общаться, хотя я участвовала в службах с ним. Это всегда вызывало такое ощущение воодушевления, немножко волнуешься, что будет митрополит. Очень радовало, что митрополит не отдаляется от простых прихожан. 

Но он был человек твердый в вере, раз смог построить такой храм, сказала она, кивая на собор. 

– Хотелось бы, чтобы все оставалось так же хорошо, как при владыке Феофане, чтобы ничего плохого не произошло. Он же всегда призывал к единению христиан, мусульман и всегда общался с представителями других религий, – сказала Надежда, не сумев сдержать слез. – У нас и раньше было, конечно, согласие, но он очень много усилий к этому приложил. Он был очень дипломатичный, умел с людьми договариваться. 

– Он был очень умный, грамотный. Говорил очень четко, ясно, понятно. Я думаю, все очень благодарны, что он у нас был пять лет. Я несколько раз участвовала в службах с ним, четыре раза. Впечатления были очень хорошие, – добавляет пожилая прихожанка, назвавшаяся Любовью Александровной

«Везде, где требовалось достичь согласия, оказывался Феофан»

– Он и как священнослужитель, и как политик был очень важный. Межконфессиональный мир, который у нас есть, – это его заслуга, это точно, – с уверенностью сказала она. – Если будем делать так, как он говорил, то все будет нормально. 

Молодая девушка по имени Анна рассказала, что ходит в церковь не так давно и все это время митрополитом был именно Феофан, никого другого она не знала. 

– Так получилось, что первая моя служба была, когда он ее проводил. Я тогда даже не знала, что это митрополит, да и вообще мало что знала. Но постепенно как-то привыкла, что ли, втянулась, начала учить молитвы. Весь этот год какой-то тяжелый, не знаю, как дальше.., – расчувствовалась девушка и не смогла говорить дальше. 

На площади перед неоконченным собором, за который так ратовал почивший митрополит, проститься собралось несколько сотен людей. Они, несмотря на ужасную погоду, никуда не расходились. Прощальные песнопения звучали не только от хора из множества священнослужителей – их подхватывали люди в толпе. Даже после того, как закрытый гроб с митрополитом опустили в могилу, многие не спешили уходить.  

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *