Жизнь на колесах: Казань обогнала Москву по уровню автомобилизации

Эксперты изучили
Эксперты изучили, насколько обеспечены автомобилями жители крупнейших российских
городов.

Не в европах живем

Несмотря на то, что российский авторынок традиционно входит в пятерку крупнейших в Европе, по уровню обеспеченности населения автомобилями наша страна (309 машин на 1000 жителей) значительно отстает от Старого света, где этот показатель составляет в среднем 587 автомобилей. Между тем аналитики «Автостата» изучили автомобилизацию в 20 крупнейших (по численности населения) городах России и выяснили, что в четырех из них (Краснодар, Самара, Санкт-Петербург и Воронеж) обеспеченность автомобилями выше общероссийского уровня, а в Тольятти – в точности соответствует ему. 

Как отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, более высокий уровень автомобилизации в ряде российских городов может объясняться прежде всего более высокими доходами населения и низкими ценами на машины, чем в других регионах. Кроме того, позиция местных властей в отношении автовладельцев, возможно, пока не такая строгая, как в других городах, – это и размер налогов и сборов, и определенная свобода в отношении парковок в городах, и благоприятная ситуация на дорогах с малым количеством пробок, и хороший уровень развития дорожной инфраструктуры. Наконец, приемлемая цена на топливо и услуги по обслуживанию автомобилей в этих городах могут стимулировать граждан приобретать больше машин.

Жизнь на колесах: Казань обогнала Москву по уровню автомобилизации

— Автомобиль в крупных городах сейчас – это скорее роскошь, чем необходимость. Это связано с введением платных парковок, оплаты за стоянки, ростом цен на топливо, которого вырабатывается больше во время простоя в пробках. На транспорте дешевле, проще и быстрее, – говорит старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова.

Столичные замашки

Действительно, в остальных представленных мегаполисах нашей страны обеспеченность автомобилями оказалась ниже среднего. В частности, в Казани данный показатель составляет 301 автомобиль на 1000 жителей, при этом местный автопарк традиционно один из самых молодых среди российских регионов. Однако столица Татарстана смогла обогнать по уровню автомобилизации даже Москву (287 машин на 1000 жителей), обладающую наибольшей численностью населения и крупнейшим автопарком.

— В последние годы у Казани достаточно высокий уровень автомобилизации, однако говорить о том, что мы перегнали Москву, неверно. Надо учитывать, что границы Москвы и Московской области размыты. Тысячи людей каждый день на своем автотранспорте ездят в Москву на работу и обратно. Либо когда-то зарегистрировали свой автомобиль в области, но по факту живут в Москве и ежедневно им пользуются на столичных дорогах. По факту в Москве автомобилей в разы больше, – констатируют в пресс-службе компании «ТрансТехСервис».

В свою очередь Дмитрий Баранов считает, что различие в уровне автомобилизации между Казанью и Москвой может заключаться в политике властей городов в отношении автомобилистов. В Москве, как известно, с каждым годом владение автомобилем становится всё более сложным и затратным делом: к примеру, чего стоит только постоянно расширяемая зона платной парковки в городе и установка шлагбаумов во дворах жилых домов и организаций. Кроме того, столичные власти делают упор на развитие общественного транспорта: можно вспомнить запуск Московского центрального кольца и активное строительство новых станций метро. Возможно, политика властей в Казани пока не вынуждает граждан отказываться от пользования автомобилем, позволяет делать это на приемлемых условиях.

На иномарку не хватает

Между тем эксперты «РИА Новости» провели исследование региональных различий по доступности покупки нового автомобиля и составили рейтинг регионов по доле семей, которые могут позволить себе приобрести новую машину в кредит и оплачивать текущие расходы, связанные с ее эксплуатацией. Согласно полученным результатам, за последние пять лет доступность автомобилей в России возросла – сейчас приобрести недорогую новую машину стоимостью до 550 тысяч рублей может каждая четвертая семья (28,3%). 

Жизнь на колесах: Казань обогнала Москву по уровню автомобилизации

Примерно на этом уровне доступность автомобилей находится и в Татарстане – 27,8%. А вот доля семей, для которых доступен средний по стоимости автомобиль (до 1,4 млн рублей), в республике оказалась заметно ниже, чем в целом по стране, – 8,9% против 12%. Также отличается доля семей, которым доступен автомобиль премиум-класса (до 5,5 млн рублей), — 1% в Татарстане против 2% в целом по России. Таким образом, доступность средних по стоимости и премиальных автомобилей в Татарстане оказалась ниже, чем в целом по России, а вот в бюджетном сегменте эта разница отсутствует.

— Не исключено, что это может быть связано с особенностями взглядов и уровнем дохода части покупателей. Возможно, они хотели бы приобрести более дорогую машину, но пока не могут себе этого позволить, а приобретать более дешевую не хотят. В бюджетном же сегменте покупатели менее привередливы и готовы купить то, на что хватает дохода и на чем ездит большинство. Кроме того, меньшее, чем в стране, число желающих купить более дорогую машину в республике может объясняться изменением восприятия автомобиля, пониманием того, что это утилитарная вещь и пафос от владения иномаркой бизнес-класса не нужен, – рассуждает Дмитрий Баранов.

Татарстан и Казань – вполне благополучные с финансовой точки зрения субъекты федерации, поэтому тут к автомобилям отношение проще, раз доходы довольно стабильны, соглашается Анна Бодрова.

Вся зарплата – на машину

В свою очередь аналитики «Авито» выяснили, сколько месяцев потребуется российской семье, в которой работают оба супруга, чтобы накопить на автомобиль, полностью откладывая зарплату одного из них. Для этого среднюю зарплату жителей страны, рассчитанную по данным «Авито Работа» по итогам III квартала 2020 года (34,5 тысячи рублей), сравнили со средней стоимостью  подержанного автомобиля за тот же расчетный период (300 тысяч рублей). Согласно результатам исследования, в среднем в России семейная пара, в которой оба супруга работают, может накопить на автомобиль за 8 месяцев и 21 день. В Казани же данный показатель составил 9 месяцев и 4 дня. При этом средняя стоимость подержанного автомобиля в республике тоже оказалась выше – 320 тысяч рублей.

— На фоне колебаний курса рубля дорожают и автомобили. И сегодня россиянину все сложнее скопить на машину. Поэтому если у человека возникла острая необходимость в его покупке, то мы советуем «присмотреться» к автокредитам. Тем более что ставки по ним снижены, и действуют государственные программы льготного автокредитования, выгода по которым – 10% от стоимости автомобиля, – добавляют в пресс-службе компании «ТрансТехСервис». 

Жизнь на колесах: Казань обогнала Москву по уровню автомобилизации

По мнению экспертов «Авито», покупателю сейчас имеет смысл действовать исходя из личных возможностей. Если есть потребность в приобретении автомобиля, то лучше это делать сейчас, не дожидаясь дальнейшего повышения цен. А вот если нет желаемой комплектации, то тут следует решать, что лучше, – либо сейчас покупать «нежеланную», но имеющуюся в наличии, либо ждать именно то, что хочется, но уже по более высокой цене.

— Выбирать автомобиль с пробегом или новый – личное дело каждого, это вопрос индивидуальный и состоящий из множества вводных, среди которых финансовая вполне может быть не самой главной. Брать кредит – значит, несколько переплачивать, одновременно «подкармливая» страховую компанию и дилерский центр. Копить на машину – значит, откладывать время первой встречи с ней, к тому же неизвестно, как изменятся цены в дальнейшем. Для каждого отдельного случая есть свое решение, универсальной схемы нет, – резюмирует Анна Бодрова.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *