«Государство не помогает, а подавляет стремление общества к самоорганизации»

Психолог и общественный активист Фанис Набиуллин размышляет о трудностях общественных движений и организаций.
Психолог и общественный активист Фанис Набиуллин размышляет о трудностях
общественных движений и организаций.

— Страшное время. Мы сейчас между молотом и наковальней. Боремся с ковидом и теряем что-то более серьезное, — говорит семейный психолог и общественный активист Фанис Набиуллин

Под словами «что-то более серьезное» он имеет в виду взаимоотношения государства и общества, их взаимовлияние, роль государства и роль общества в развитии страны. Ни больше, ни меньше. Набиуллин исходит из очень простого посыла: какое общество, такое и государство. Чтобы государство становилось все более человечным и эффективным для своих граждан, общество должно самовоспитываться и саморазвиваться. С помощью общественных движений, организаций, союзов, клубов по интересам и прочего. Создавать и активно включаться в такие организации и движения должны сами граждане. По своей инициативе.  

— Но если общество не будет самовоспитывать себя через любые инструменты, то оно будет падать в развитии. А, падая, общество неизбежно роняет за собой государство, — ставит акцент специалист. 

Тут тоже все можно выразить просто: если в обществе не будет активных, инициативных, ответственных граждан, то государству неоткуда будет брать для своих структур хороших, ответственных, нацеленных на гражданское общество специалистов. Есть и экономическая подоплека. Чем больше граждан пассивных, таких, чья инициативность психологически подавлена, тем меньше в стране предпринимателей и предпринимательства. А значит тем меньше бюджет, а деньги из бюджета все больше и больше уходят на социальные пособия, а не в дело. Общество даже обязано саморазвиваться, самовоспитываться и самообразовываться. Но происходит иное.

— На сегодняшний день общество травмировано. Очень давно и по разным сферам, — говорит психолог. 

«Государство не помогает, а подавляет стремление общества к самоорганизации»

А чтобы объяснить, что это значит Набиуллин призывает на помощь психологию как науку. В этой науке есть такой зарубежный специалист как Руперт. Этот ученый установил, что психологически личность состоит из трех частей. Из здоровой, выживающей травмированной. Вот некоторые признаки здоровой части: способность открыто воспринимать реальность, адекватно выражать чувства, доверие к людям, готовность к ответственности, надежда на хорошее. Сколько вокруг сейчас людей с такими качествами? Набиуллина тревожит, что таких людей становится все меньше. 

— Пока личность не расщеплена, то она реагирует (на окружающую действительность) из своих здоровых частей. Травмированный человек реагирует из выживающей части, опираясь на травму. Наше реагирование становится все более неадекватным. Сегодня мы видим реакции, пораженные цифровым и информационным шквалом.  Видим мир, который нам уготавливают. Человек поглощен информацией, расщеплен как личность. И не может целостно реагировать, — специфическим языком показывает картинку психолог. 

Мы можем показать ее повседневными и впечатляющими (травмирующими) фактами из жизни. Хорошая семья, хороший муж и отец, соседи его уважают. И вдруг выясняется, что этот хороший муж и отец убил больше двадцати старушек. Средства ему нужны были на жизнь. Хороший мальчик, учится на пятерки, тихий, спокойный. Однажды он приходит в школу и вдруг начинает расстреливать одноклассников и учителей. Возненавидел он школу и всех вокруг. Это примеры-крайности. Но, увы, такие примеры становятся все более привычными для нас. На все это должно реагировать государство. Адекватно реагировать, принимать эффективные меры. Например, помогать обществу самоорганизовываться и самовоспитываться. 

— Но мы сегодня наблюдаем неадекватность и в системе управления государством, и у чиновников, и у граждан к государству, — отмечает Набиуллин.  

Очень многие граждане вместо того, чтобы самоорганизовываться и самовоспитываться, ждут от государства того, что оно уже не может им дать. И даже не обязано давать. А у государства получается так, что оно не помогает, а подавляет стремление общества к самоорганизации. 

«Государство не помогает, а подавляет стремление общества к самоорганизации»

Тут Набиуллин может привести в пример факты из своей жизни и деятельности. Попытался в «нефтяных» городах республики организовать работу частнопрактикующих психологов в школах (помочь родителям, учителям, детям наладить взаимоконтакты) — не пустили. Не хотят директора школ какой-то сторонней «третьей силы». Включился в работу по организации Республиканского родительского комитета — пришлось отказаться. Чиновникам надо, чтобы этот комитет был сориентирован больше не на родителей, а на самих чиновников, на их показатели. Сейчас Набиуллин обеспокоен судьбой Союза отцов и других общественных организаций. Они разрушаются. Они гибнут. Прежде всего, из-за чиновников. Набиуллин уверен, что пандемия стала удобным прикрытием для тех чиновников, кто не хочет никаких перемен, а привык к комфортным для себя условиям работы.

— «Коронавирус! Опасно! Не подходите! Не собирайтесь!» — это окрики из министерств и ведомств. Коронавирус стал удобен для тех чиновников, кто привык все запрещать и все регулировать. Государство не передает, не делегирует бразды управления самому обществу. А зарегулированность убивает в человеке (в гражданах) инициативу. В итоге мы накапливаем огромное количество задач, не завершаем многие вопросы, подходим поверхностно, — обращает внимание специалист. 

Мы считаем волны пандемии, ждем вакцинации, ждем, когда Путин, Мурашко, Попова и прочие коронавирус победят, есть специалисты, которые прикидывают, когда же ковид уйдет. Но дело в том, что коронавирус уже никуда не уйдет. Он пришел не на два, не на три и даже не на четыре года. Он пришел навсегда. Это надо осознать и надо осознать еще и то, что и гражданам, и чиновникам надо все-таки развивать общество. А для этого людям надо и собираться, и выстраивать коммуникации и связи, и проводить публичные мероприятия. И надо помогать активистам все это делать (со всеми мерами предосторожности), а не орать то и дело: «Коронавирус! Опасно!».

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *