Ценовой беспредел: авторынок ждет очередной скачок цен

С нового года в России вновь намерены повысить утилизационный сбор на машины
С нового года в России вновь намерены повысить утилизационный сбор на машины,
что вызовет на авторынке очередную волну повышения цен. При этом в условиях
возникшего дефицита у дилеров скидок на машины уходящего года выпуска ждать не
приходится.

Вдогонку за долларом

На фоне затяжной девальвации рубля порой складывается ощущение, что цены на автомобили, впрочем, как и на другие товары, растут практически без остановки. Так, за последние шесть лет, начиная с 2014 года, средневзвешенная цена новой машины в нашей стране выросла на 66%, гласят данные агентства «Автостат». При этом в нынешнем году ее рост (+6,5%) оказался ниже по сравнению с тем, как вырос курс доллара (более 10%). Для сравнения: в 2015 году средневзвешенные цены выросли на 20% по отношению к 2014 году. Это объясняется изменением структуры спроса на авторынке — он сместился в сторону более доступных моделей.

Как говорит директор по маркетингу АГ «Авилон» Андрей Каменский, с учетом роста цен для части покупателей приобретение автомобиля из бюджетного сегмента уже стало дорогостоящей покупкой. Безусловно, самое значимое влияние на рост цен оказывает инфляция. Второй фактор — местоположение производства. Например, автомобили Hyundai в основном выпускаются в России, но для некоторых моделей комплектующие поступают из-за границы, что ведет за собой повышение стоимости в зависимости от колебаний рубля. Еще один драйвер повышения — обновление модельного ряда.

— В 2020 году автопроизводители стараются компенсировать убытки, вызванные волатильностью курса рубля, увеличением стоимости импортных комплектующих и приостановкой заводов во время пандемии, — отмечает директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Ермилов.

Ценовой беспредел: авторынок ждет очередной скачок цен

Между тем, аналитики Autospot.ru выяснили, насколько за год выросли средние цены на самые продаваемые в России через интернет автомобили. В целом по стране абсолютный рекорд роста стоимости среди 15 бестселлеров российского авторынка оказался на счету Skoda Kodiaq — с осени 2019 года его средний ценник вырос на 223,2 тысяч рублей. Немногим меньше подорожал другой «чех» — Skoda Rapid (+211,5 тыс. рублей). На их фоне у Skoda Octavia относительно скромные 39,4 тысяч рублей прибавки в стоимости. Колебания цены на Skoda Karoq выявлено не было: в прошлом году автомобиль в стране просто еще не продавался.

По словам генерального директора сети автосалнов Fresh Auto Дениса Мигаля, несмотря на то, что Skoda Kodiaq и Rapid имеют локализованную сборку в России, скачок цен на импортные комплектующие негативно отразился на прайсах в дилерских центрах. Кроме того, традиционная политика чешского бренда в виде искусственного дефицита, а также консервативность в обновлении модельного ряда и комплектаций сделали автомобили Skoda ликвидными на вторичном рынке, а ликвидность всегда влияет на стоимость.

Не спугнуть покупателей

Самый популярный в России кроссовер Hyundai Creta, напротив, демонстрирует стабильность цены — за год он подорожал «в деньгах» всего на 11,4 тысяч рублей. При этом другой «кореец» — Hyundai Tucson — подрос в цене на 65,8 тысяч рублей. Прибавка в стоимости у Hyundai Solaris оказалась еще более существенной — 115,4 тысяч рублей. А вот Hyundai Santa Fe удивил — по сравнению с прошлой осенью модель сейчас даже стала дешевле на 16,9 тысяч рублей. 

В «активе» Kia Rio 44,8 тысяч рублей подорожания, у Kia Sportage — плюс 87,1 тысяч рублей прибавки к средним ценам 2019-го. В свою очередь, Volkswagen Polo стал дороже на 13,6 тысяч рублей, к цене Volkswagen Tiguan за год набежало дополнительных 114 тысяч рублей. Стоит отметить относительно умеренный рост средних цен на модели Kia Rio, Volkswagen Polo, Hyundai Creta и Solaris, несмотря на то, что в нынешнем году они получили обновления.

Как поясняет Алексей Ермилов, эти автомобили традиционно относятся к массовому сегменту, главное преимущество которых — доступная цена. Поэтому, несмотря на обновление, производители стараются сдерживать рост цен. В свою очередь, Hyundai Santa Fe, как и Volkswagen Tiguan, относятся к сегменту SUV, в котором конкурируют с такими кроссоверами, как Mazda CX-9 и Toyota Highlander.

Ценовой беспредел: авторынок ждет очередной скачок цен

Что касается японских марок, у Mazda CX-5 прирост цены за год составил 72,1 тысяч рублей. На 80,2 тысяч рублей дороже, чем в прошлом году, обойдется сейчас Mitsubishi Outlander. А вот у Nissan Qashqai рост средней цены оказался почти вдвое больше — 142,1 тысяч рублей.

— Автомобили Mazda и Mitsubishi остаются нишевыми, со своей узкой целевой аудиторией. В этих авто редко бывает рестайлинг, а если и происходят какие-то перемены в дизайне или оснащении, то они незначительны. Поэтому у японских автопроизводителей нет дефицита машин в автосалонах, они не пользуются повышенным спросом, соответственно, меньше прибавляют в цене, — констатирует Денис Мигаль. 

Распродажи не будет

Между тем, наступает пора традиционных новогодних распродаж, однако в этом году больших скидок на машины уходящего модельного года ждать не стоит. Виной тому стал возникший дефицит на авторынке, вызванный перебоями с производством из-за пандемии коронавируса, а также ажиотажный спрос на фоне очередного падения рубля в последние месяцы. Несмотря на это, автопроизводители продолжают терпеть убытки на российском рынке: рост цен на машины пока так и не компенсировал девальвации рубля. 

По словам Андрея Каменского, программа скидок сегодня действует в рамках ограниченных моделей или на уходящие версии автомобилей. Дополнительно у ряда автомобильных дилеров возможно получить выгоду по программе трейд-ин. При этом об увеличении размера скидок до стабилизации ситуации с дефицитом машин говорить преждевременно. Некоторые автобренды могут войти в 2021 год вообще без автомобилей предыдущего года выпуска. 

— В новом году, скорее всего, уже не будет возможности купить автомобиль 2020 года — все будут распроданы в декабре, несмотря на отсутствие скидок в автосалонах. Более того, большинство дилеров продают автомобили с большим количеством дополнительного оборудования, пытаясь компенсировать убытки в пандемию и снижающийся спрос. Соответственно, ожидать снижения цен на автомобили в конце года или в начале нового бессмысленно. Советую тем россиянам, у кого есть средства на приобретения авто, покупать его, а тем, кто не уверен в том, что автомобиль не станет обузой для семейного бюджета, отложить покупку до стабилизации своего финансового положения, — говорит Денис Мигаль.

Ценовой беспредел: авторынок ждет очередной скачок цен

Утилизационный грабеж

Впрочем, уже в начале следующего года на авторынке ожидается очередной скачок цен. Производители традиционно переписывают прайс-листы на машины нового модельного года с учетом инфляции, валютных курсов, увеличения себестоимости производства и многих других рыночных и экономических факторов. Как прогнозируют в «Автостате», если курс доллара продолжит расти, то в следующем году рост средневзвешенной цены на новые легковые автомобили в России может достичь 10%. 

Кроме того, Минпромторг в 2021 году в очередной раз намерен индексировать ставки утилизационного сбора на автомобили, объясняя это необходимостью сохранить уровень барьера для импорта с учетом девальвации рубля. По предварительным данным, повышение утильсбора составит в среднем около 30%, что, согласно оценкам ассоциации «Российские автомобильные дилеры», приведет к дополнительному росту стоимости автомобилей на 1,5-5% в зависимости от степени локализации производства. В то же время давление на цены окажет окончание режима «промсборки» у российских поставщиков автокомпонентов, что в основном отразится на наиболее локализованных игроках.

— Ощутимый скачок цен мы ожидаем в январе, когда все марки традиционно пересматривают прайс-листы. В связи с этим если решение о приобретении автомобиля действительно вызрело, то откладывать покупку не имеет смысла. Выбор автомобилей из наличия сейчас ограничен, но тотального дефицита все-таки нет, поэтому есть смысл купить автомобиль до очередного подорожания, — советует руководитель направления PR компании «Рольф» Павел Носов.

В свою очередь, Денис Мигаль отмечает, что снижению стоимости автомобилей могло бы поспособствовать импортозамещение, однако, учитывая непростую ситуацию на рынке российских автозапчастей после пандемии, в ближайшие 3-5 лет наша страна будет по-прежнему зависима от поставок из-за рубежа.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *