Ценовой беспредел: авторынок ждет очередной скачок цен

С нового года в России вновь намерены повысить утилизационный сбор на машины, что вызовет на авторынке очередную волну повышения цен. При этом в условиях возникшего дефицита у дилеров скидок на машины уходящего года выпуска ждать не приходится.

Вдогонку за долларом

На фоне затяжной девальвации рубля порой складывается ощущение, что цены на автомобили, впрочем, как и на другие товары, растут практически без остановки. Так, за последние шесть лет, начиная с 2014 года, средневзвешенная цена новой машины в нашей стране выросла на 66%, гласят данные агентства «Автостат». При этом в нынешнем году ее рост (+6,5%) оказался ниже по сравнению с тем, как вырос курс доллара (более 10%). Для сравнения: в 2015 году средневзвешенные цены выросли на 20% по отношению к 2014 году. Это объясняется изменением структуры спроса на авторынке - он сместился в сторону более доступных моделей.

Как говорит директор по маркетингу АГ «Авилон» Андрей Каменский, с учетом роста цен для части покупателей приобретение автомобиля из бюджетного сегмента уже стало дорогостоящей покупкой. Безусловно, самое значимое влияние на рост цен оказывает инфляция. Второй фактор - местоположение производства. Например, автомобили Hyundai в основном выпускаются в России, но для некоторых моделей комплектующие поступают из-за границы, что ведет за собой повышение стоимости в зависимости от колебаний рубля. Еще один драйвер повышения - обновление модельного ряда.

- В 2020 году автопроизводители стараются компенсировать убытки, вызванные волатильностью курса рубля, увеличением стоимости импортных комплектующих и приостановкой заводов во время пандемии, - отмечает директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Ермилов.

Между тем, аналитики Autospot.ru выяснили, насколько за год выросли средние цены на самые продаваемые в России через интернет автомобили. В целом по стране абсолютный рекорд роста стоимости среди 15 бестселлеров российского авторынка оказался на счету Skoda Kodiaq - с осени 2019 года его средний ценник вырос на 223,2 тысяч рублей. Немногим меньше подорожал другой «чех» - Skoda Rapid (+211,5 тыс. рублей). На их фоне у Skoda Octavia относительно скромные 39,4 тысяч рублей прибавки в стоимости. Колебания цены на Skoda Karoq выявлено не было: в прошлом году автомобиль в стране просто еще не продавался.

По словам генерального директора сети автосалнов Fresh Auto Дениса Мигаля, несмотря на то, что Skoda Kodiaq и Rapid имеют локализованную сборку в России, скачок цен на импортные комплектующие негативно отразился на прайсах в дилерских центрах. Кроме того, традиционная политика чешского бренда в виде искусственного дефицита, а также консервативность в обновлении модельного ряда и комплектаций сделали автомобили Skoda ликвидными на вторичном рынке, а ликвидность всегда влияет на стоимость.

Не спугнуть покупателей

Самый популярный в России кроссовер Hyundai Creta, напротив, демонстрирует стабильность цены - за год он подорожал «в деньгах» всего на 11,4 тысяч рублей. При этом другой «кореец» - Hyundai Tucson - подрос в цене на 65,8 тысяч рублей. Прибавка в стоимости у Hyundai Solaris оказалась еще более существенной - 115,4 тысяч рублей. А вот Hyundai Santa Fe удивил - по сравнению с прошлой осенью модель сейчас даже стала дешевле на 16,9 тысяч рублей. 

В «активе» Kia Rio 44,8 тысяч рублей подорожания, у Kia Sportage - плюс 87,1 тысяч рублей прибавки к средним ценам 2019-го. В свою очередь, Volkswagen Polo стал дороже на 13,6 тысяч рублей, к цене Volkswagen Tiguan за год набежало дополнительных 114 тысяч рублей. Стоит отметить относительно умеренный рост средних цен на модели Kia Rio, Volkswagen Polo, Hyundai Creta и Solaris, несмотря на то, что в нынешнем году они получили обновления.

Как поясняет Алексей Ермилов, эти автомобили традиционно относятся к массовому сегменту, главное преимущество которых - доступная цена. Поэтому, несмотря на обновление, производители стараются сдерживать рост цен. В свою очередь, Hyundai Santa Fe, как и Volkswagen Tiguan, относятся к сегменту SUV, в котором конкурируют с такими кроссоверами, как Mazda CX-9 и Toyota Highlander.

Что касается японских марок, у Mazda CX-5 прирост цены за год составил 72,1 тысяч рублей. На 80,2 тысяч рублей дороже, чем в прошлом году, обойдется сейчас Mitsubishi Outlander. А вот у Nissan Qashqai рост средней цены оказался почти вдвое больше - 142,1 тысяч рублей.

- Автомобили Mazda и Mitsubishi остаются нишевыми, со своей узкой целевой аудиторией. В этих авто редко бывает рестайлинг, а если и происходят какие-то перемены в дизайне или оснащении, то они незначительны. Поэтому у японских автопроизводителей нет дефицита машин в автосалонах, они не пользуются повышенным спросом, соответственно, меньше прибавляют в цене, - констатирует Денис Мигаль. 

Распродажи не будет

Между тем, наступает пора традиционных новогодних распродаж, однако в этом году больших скидок на машины уходящего модельного года ждать не стоит. Виной тому стал возникший дефицит на авторынке, вызванный перебоями с производством из-за пандемии коронавируса, а также ажиотажный спрос на фоне очередного падения рубля в последние месяцы. Несмотря на это, автопроизводители продолжают терпеть убытки на российском рынке: рост цен на машины пока так и не компенсировал девальвации рубля. 

По словам Андрея Каменского, программа скидок сегодня действует в рамках ограниченных моделей или на уходящие версии автомобилей. Дополнительно у ряда автомобильных дилеров возможно получить выгоду по программе трейд-ин. При этом об увеличении размера скидок до стабилизации ситуации с дефицитом машин говорить преждевременно. Некоторые автобренды могут войти в 2021 год вообще без автомобилей предыдущего года выпуска. 

- В новом году, скорее всего, уже не будет возможности купить автомобиль 2020 года - все будут распроданы в декабре, несмотря на отсутствие скидок в автосалонах. Более того, большинство дилеров продают автомобили с большим количеством дополнительного оборудования, пытаясь компенсировать убытки в пандемию и снижающийся спрос. Соответственно, ожидать снижения цен на автомобили в конце года или в начале нового бессмысленно. Советую тем россиянам, у кого есть средства на приобретения авто, покупать его, а тем, кто не уверен в том, что автомобиль не станет обузой для семейного бюджета, отложить покупку до стабилизации своего финансового положения, - говорит Денис Мигаль.

Утилизационный грабеж

Впрочем, уже в начале следующего года на авторынке ожидается очередной скачок цен. Производители традиционно переписывают прайс-листы на машины нового модельного года с учетом инфляции, валютных курсов, увеличения себестоимости производства и многих других рыночных и экономических факторов. Как прогнозируют в «Автостате», если курс доллара продолжит расти, то в следующем году рост средневзвешенной цены на новые легковые автомобили в России может достичь 10%. 

Кроме того, Минпромторг в 2021 году в очередной раз намерен индексировать ставки утилизационного сбора на автомобили, объясняя это необходимостью сохранить уровень барьера для импорта с учетом девальвации рубля. По предварительным данным, повышение утильсбора составит в среднем около 30%, что, согласно оценкам ассоциации «Российские автомобильные дилеры», приведет к дополнительному росту стоимости автомобилей на 1,5-5% в зависимости от степени локализации производства. В то же время давление на цены окажет окончание режима «промсборки» у российских поставщиков автокомпонентов, что в основном отразится на наиболее локализованных игроках.

- Ощутимый скачок цен мы ожидаем в январе, когда все марки традиционно пересматривают прайс-листы. В связи с этим если решение о приобретении автомобиля действительно вызрело, то откладывать покупку не имеет смысла. Выбор автомобилей из наличия сейчас ограничен, но тотального дефицита все-таки нет, поэтому есть смысл купить автомобиль до очередного подорожания, - советует руководитель направления PR компании «Рольф» Павел Носов.

В свою очередь, Денис Мигаль отмечает, что снижению стоимости автомобилей могло бы поспособствовать импортозамещение, однако, учитывая непростую ситуацию на рынке российских автозапчастей после пандемии, в ближайшие 3-5 лет наша страна будет по-прежнему зависима от поставок из-за рубежа.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
11 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Тимур
Как ещё один скачок?! Подождите, только что ведь был скачок, куда ещё выше цены то?!
6
0
Ответить

Вот именно
@Тимур Не поскользнулись бы на своем скачке. Времена, когда перед новым годом все сметали прошли и эта схема выманивания денег из людей уже не работает
1
0
Ответить

Генри
Вот мы постепенно переходим к тому моменту когда автомобиль становится роскошью, а не средством передвижения
5
0
Ответить

Димитрий Морозов
Если раньше все говорили что «машина это не роскошь, а средство передвижения», то сейчас будет совсем наоборот.
4
0
Ответить

Женя
Я в шоке! Собиралась взять авто, смотрю цены, нормальная машина от 3 млн, это ещё в нищенской комплектации.
4
1
Ответить

Виктор
@Женя Суды по всему вы не простую машину ищите
4
1
Ответить

Женя
@Виктор Машину, на которой будет комфортно ездить. Понятно что не автоваз и прочую чепуху
3
2
Ответить

Ройс
@Женя Это уже дело вкусовщины есть и ролс за 25 лямов но по итогу у него тоже только четыре колеса
4
0
Ответить

Самсон
@Ройс А Ролс при чём? Тётка хочет приобрести действительно автомобиль, а не пародию
0
1
Ответить

ЛДПР
@Женя А куда вам ездить, все давно уже в шаговой доступности, как ни посмотришь, дворы забиты машинами с утра до вечера...
2
0
Ответить

Да...ну...на
Нас просто отталкивают все дальше и дальше от прослойки олигархов, «а вы барахтайтесь там...», наверняка думают они Раньше (относительно недавно) за 1,5 можно было рассмотреть неплохой бизнес класс, про 3 млн как пишут ниже я вообще молчу, цена не плохого внедорожника премиум сегмента И смотря на это естественно растёт и вторичный рынок Цена Рио в 16 г. 650-700 (новая) 2020 650-700 (поддержанная) а у вас есть такой прирост по зарплате? Что бы каждые 3-5 лет менять автомобили на новые как подразумевалось в каком то из докладах глав наших
3
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite