«Дно мы еще не прошли, но прогноз на будущее неплохой»

Участники дискуссионного клуба Казанского университета обсудили
Участники дискуссионного клуба Казанского университета обсудили, куда движется
экономика и почему повсеместное присутствие государства в различных отраслях
промышленности убивает конкурентоспособность.

Очередная встреча дискуссионного клуба КФУ была посвящена обсуждению того, как пандемия изменила экономику и каким видится ее развитие в будущем. 

— Реальный стресс-тест оказался намного более драматичным. Самая большая проблема, которую нужно было решить государству и обществу, — это дилемма между медициной и экономикой, — отметил доктор экономических наук, проректор по вопросам экономического и стратегического развития КФУ Марат Сафиуллин.

Все страны пытались лавировать между этими двумя областями. На взгляд Сафиуллина, хотя и ряд государств объявил о повторном локдауне, экономика возобладала. 

«Дно мы еще не прошли, но прогноз на будущее неплохой»

Пандемия изменила саму структуру экономики, считает эксперт. Изначально предполагалось, что цифровизация будет набирать обороты постепенно, но она стремительно ворвалась в нашу жизнь и стала основным каналом продаж и основным инструментом экономического развития. И полностью трансформировала маркетинг и все технологии, связанные с продвижением товара. 

Директор высшей школы информационных технологий Михаил Абрамский в свою очередь отметил, что произошло перекроение рынка в сторону цифрового продукта. Спрос на него однозначно увеличился. Возникли новые технологии (например, искусственный интеллект), которые могут существенно изменить экономический ландшафт. И страны начали конкурировать между собой, пытаясь охранять и стимулировать развитие своего цифрового продукта. В Татарстане набирает обороты Иннополис. 

Эксперты сошлись во мнении, что у IT-cферы есть и слабые места. Так, например, с ее помощью надеются бороться с коррупцией. В то время как она, наоборот, может способствовать ее распространению. Поскольку не дает возможности четко определить объем работ и может иметь массу погрешностей, на которые все можно свалить. 

Помимо этого электронные технологии не всегда могут стать полноценной заменой некоторым привычным формам работы, таким как очное обучение. По словам Сафиуллина, дистант требует от учащихся предельной собранности, которой не все обладают. Кроме того, при нем вырастает нагрузка на преподавателей. Им приходится тратить время на объяснение материала в чатах. Впрочем, Абрамский, наоборот, заявил, что онлайн-обучение — большой шаг вперед. И проблема только в том, что на сегодня общество оказалось не готово к такому формату образования. 

«Дно мы еще не прошли, но прогноз на будущее неплохой»

По мнению Сафиуллина, во время пандемии активизировалось много недобросовестных производителей, которые постарались извлечь максимальную выгоду в ущерб здоровью людей и экономическим процессам. К ним можно отнести и некоторые фармацевтические компании, поднявшие цены на противовирусные лекарства. Причем, наживаясь на пандемии, ряд производителей, как утверждает эксперт, не гнушаются даже таким инструментом повышения спроса, как фейковые новости. 

Среди положительных моментов эксперт отметил хорошие показатели по стоимости нефти, что предполагает рост экономики. Он также отметил, что за «тучные годы» в России сформировали некоторую подушку безопасности, что нас и спасло в этот непростой период. 

Ведущий программы Юрий Алаев отметил, что в «тучные», то есть относительно благополучные годы перед государством встает дилемма — начать интенсивно развивать какие-то отстающие отрасли или накапливать так называемую подушку безопасности. Россия, как правило, идет по второму пути. 

— Все намного хуже. Мы деньги немного тратили, но на то, чтобы увеличить государственный сектор, — отметил в свою очередь Сафиуллин. — Главным двигателем экономики является конкуренция и конкурентоспособность. В последнее время мы сильно сдали. Доля государственного сектора за семь лет увеличилась вдвое. А это значит, что кратно уменьшилась конкурентоспособность. Получается, что мы конвертируем деньги в поддержку убыточных производств, а не создаем что-то новое. И создание крупных госкорпораций вроде бы консолидирует, увеличивает их международное позиционирование, но они подавляют малые и средние, а также другие новые перспективные высокотехнологичные предприятия.

Как ни странно, доля убыточных предприятий в Татарстане за период с января по октябрь текущего года снизилась. Она составила 28%. В то же время безработица выросла в 10 раз. Это связано с сильным сжатием сектора малого и среднего бизнеса, а также с тем, что люди стали активнее обращаться за мерами соцподдержки. 

«Дно мы еще не прошли, но прогноз на будущее неплохой»

Во время дискуссии зашел разговор и о нефти. Эта отрасль тоже переживает не самые лучшие времена. «Лукойл» и «Татнефть» лишились льгот на разработку трудноизвлекаемой нефти. Доходы «Татнефти», составляющие треть доходов республики, упали на 40%.

Мнения экспертов о причинах снижения цен на нефть разделились. Проректор по научной деятельности КФУ, доктор геолого-минералогических наук Данис Нургалиев считает, что это естественное явление в условиях пандемии. По его мнению, рано или поздно в любом случае цены вернутся к прежнему значению. Сафиуллин же заявил, что их снижение связано не только с пандемией, но и с тем, что участники ОПЭК не смогли договориться между собой в погоне за прибылью.

— Рынок нефти рос, и каждый хотел первым заполнить эту нишу. Его погубила алчность, — уверен Сафиуллин.

Во второй части программы участники обсудили перспективы развития экономики в 2021 году. По словам экономического журналиста Альберта Бикбова, многие предприниматели предполагают, что следующий год станет продолжением нынешнего в финансовом плане. Но некоторые эксперты смотрят на него с оптимизмом.

— Цены растут, и кто-то считает это плохим индикатором. А я как экономист говорю: их повышение — хороший индикатор. Это показывает, что есть спрос, — заявил Сафиуллин. — Экономический рост невозможен без роста цен. Стимулируются новые решения, экспорт, импорт. В ряде стран цены начали падать. А почему? Потому что никто не может купить.

Он также еще раз заострил внимание на том, что сама по себе ситуация сложилась очень плохая, но экономика смогла приспособиться к нынешним обстоятельствам. 

— Я не думаю, что мы уже прошли дно. Но прогноз, исходя из этих косвенных индикаторов, неплохой. Конечно, социальных проблем нам не избежать. Но у государства есть подушка безопасности. И если оно поддержит критическую часть населения, мы сможем выстоять в этой непростой ситуации, — полагает Сафиуллин. 

«Дно мы еще не прошли, но прогноз на будущее неплохой»

На это Алаев возразил, что рост спроса может быть вызван еще и падением рубля в отношении доллара: люди стараются закупиться впрок. А недвижимость стали активнее приобретать, в том числе благодаря льготной ипотеке. 

Прогноз на будущий год дал также Абрамский.

— Если вирус останется примерно таким же, какой он есть, неприятных сюрпризов в виде каких-то еще более страшных карантинов не ожидается. Но вот с прогнозами по поводу того, что будет возвращаться 2020 год, я соглашусь — просто потому, что действительно должно пройти достаточное время, — заявил спикер. — Я точно уверен, что будут появляться новые сервисы и предложения для людей, которые находятся на самоизоляции, на удаленке или на дистанционном обучении. Будет развиваться сектор новых услуг — то, что называется «прямо у тебя в телефоне». И точно будет некоторое разделение общества на тех, кто за офлайн, и тех, кто за онлайн.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *