«Полностью исключить захоронение отходов можно только при наличии МСЗ»

Рассказываем
Рассказываем, как власти Казани намерены справиться со зловонным Самосыровским
полигоном, сохранив при этом экологию и здоровье людей.

В казанском комитете ЖКХ прошли публичные слушания для оценки воздействия на окружающую среду проекта рекультивации Самосыровского мусорного полигона. Сценарий его рекультивации сходен с тем, что ранее применили на Самосыровской свалке. Вероятно, подобный же вариант ожидает полигон Восточный, однако в ходе слушаний чиновники говорить о нем упорно отказывались, ссылаясь на то, что это не соответствует теме слушаний. 

Сама цель проекта в документации звучит несколько невнятно: «Возврат компонентов окружающей среды в исходное (или близкое к нему) состояние, наблюдавшееся до момента неблагоприятного антропогенного воздействия». Проект обещает экологическую безопасность для людей и окружающей среды, рациональное и экономное расходование ресурсов. 

Начальник отдела санитарного содержания и благоустройства жилищного фонда комитета ЖКХ Казани Станислав Фадеев напомнил, что проект строительства полигона был разработан в 2000 году, а введен в эксплуатацию в 2004-м. Сейчас полигон не работает. Он представляет собой две заполненные карты, на третьей карте отходов пока еще не складировалось. 

«Полностью исключить захоронение отходов можно только при наличии МСЗ»

Изначально для предотвращения загрязнения грунтовых вод на дне котлованов выложили уплотненный грунт, 0,2 м песка, 0,02 мм полиэтиленовой пленки, стабилизированной сажей, и еще 0,2 м песка. Для сбора фильтрата на дне уложили дренажные трубы, ведущие в пруды-накопители. 

Санитарная зона вокруг полигона составляет 500 м, в этом радиусе никакого жилья нет. 

– Существующий полигон не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляет значительную эпидемиологическую опасность, нарушает природный ландшафт и является источником заражения почвы. Полигон не имеет ни обваловки, ни ограждения со всех сторон. Верхняя площадь полигона отсыпана неравномерно и не имеет четко спланированной поверхности. Откосы полигона имеют разные уклоны. Крутые склоны сформированы с северной, западной и южной сторон свалки. Тело полигона не имеет определенной геометрической формы, – подчеркнул Фадеев.

«Полностью исключить захоронение отходов можно только при наличии МСЗ»

Для сбора сточных вод на полигоне есть насосная и пруд-накопитель объемом 10 668 кубов, причем насосная требует реконструкции, а пруд – это открытая земляная емкость. 

– По периметру полигона имеет место разрушение приемников фильтрата и поверхностных сточных вод, которые вытекают под действием гравитации и воздействия атмосферных осадков из тела полигона и попадают в почву. По цвету они темно-коричневые, мутные, – отметил Фадеев.

В проекте говорится, что это указывает на выход фильтрата на поверхность, но Фадеев этого не озвучил. Фильтрат отрицательно воздействует на окружающую полигон растительность. Кроме фильтрата из тела свалки в атмосферу постоянно выделяются газообразные продукты распада ТКО – метан, аммиак и прочие.

Интересный момент: в своем докладе Фадеев тщательно избегал слова «свалка», хотя именно оно значится в проектной документации. Вместо этого он говорил «полигон». Вероятно, потому, что проект повторяет аналогичный для Самосыровской свалки, а исправить, равно как и убрать опечатки – это лишний и совершенно необязательный труд. 

Главные проблемы в том, что свалка не оборудована системой отвода биогаза, поэтому он постоянно просачивается в атмосферу. Рекультивация является завершающим этапом жизненного цикла полигона и осуществляется после его закрытия и стабилизации. 

Привлеченный эксперт-эколог Елена Максимова рассказала, что биогаза в теле свалки хватит ориентировочно на 10 лет, а фильтрата – на два-три года, это при условии, что осадки не будут проникать в тело свалки. Так, на Самосыровской фильтрат закончился через пару лет. Количество его зависит от цикла жизни. Фильтрат будут доводить до состояния очищенной воды, другой технологии пока не имеется.

«Полностью исключить захоронение отходов можно только при наличии МСЗ»

Так что если не будет финального покрытия тела полигона, туда будут проникать осадки и выносить с собой фильтраты. Без системы дегазации появится опасность пожара. Без систем отвода и очистки фильтраты убьют всю экологию района. Без технологического инженерного вмешательства эти проблемы не решить. 

Предложенный (и принятый в итоге) проект рекультивации полигона ТКО включает в себя два основных этапа, помимо подготовки: технический и биологический. Технический этап — это обобщение всех проведенных исследований объекта, отсыпка участка грунтами до проектных отметок и формирование уклонов, обеспечивающих равномерный сток атмосферных вод с поверхности.

Следом идет биологический этап – комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий для восстановления нарушенных земель и минимизации воздействия на окружающую природную среду. Проект предусматривает восстановление плодородия и растительного покрова на полигоне. Подберут ассортимент многолетних трав, подготовят и удобрят почву, затем посеют растения и будут за ними ухаживать. 

Еще предусмотрено устройство технологических дорог, защитного экрана поверхности полигона, системы активной дегазации, дренажной системы сбора фильтрата и поверхностного стока. 

Замглавы комитета Андрей Кутырев, который вел слушания, рассказал, что срок проведения рекультивации составит три года – два года на технический этап и один — на биологический. 

Сейчас объявляется тендер, по итогам которого определится компания с оптимальной проектно-сметной документацией. Так что пока ни цена, ни исполнитель не известны. В планах объявить торги в этом году, в январе уже провести конкурс, а в середине 2021 года начать все работы, рассказал Кутырев. Однако сроки зависят от того, как быстро удастся провести конкурс и выявить победителя. Кроме того, понадобится подать соответствующую заявку в федеральный центр, чтобы на реализацию проекта выделили деньги. 

Участвовавшие в публичных слушаниях казанцы попросили включить местных жителей, которые живут вблизи полигона, в рабочую группу по контролю за реализацией проекта. В ответ Кутырев заявил, что это будет возможно только после подготовки проектно-сметной документации.

«Полностью исключить захоронение отходов можно только при наличии МСЗ»

Касательно предотвращения открытия новых полигонов он заявил следующее: 

— Исключить захоронение полностью можно только при наличии мусоросжигательного завода (МСЗ). 

Сейчас действуют только два полигона – Восточный и полигон на ул. Химической. Открывать третью карту Самосыровского полигона пока не планируется. 

Что касается неприятного запаха в районе, специалисты заявили, что исходит он от полигона Восточный, сославшись на проведенные исследования. При этом о том, когда будут рекультивировать его, представители комитета говорить отказались. Сказали только, что такие планы имеются. 

Заключение по результатам проведенных слушаний, которое появилось на сайте комитета, отличается редкостной лаконичностью в плане смысла. Оно сводится к многословному описанию самих слушаний и их законодательной подоплеки, упоминанию, что участвовало 20 человек (входят ли сюда слушавшие зум-конференцию и задававшие вопросы, непонятно). Сказано, что от граждан поступали вопросы по безопасности и эффективности проектируемых мероприятий по рекультивации, а также о возможности применения полученной электроэнергии для снабжения объектов народного хозяйства. 

Предложения по итогам слушаний: выполнить рекультивацию по предложенному проекту и проводить пострекультивационный мониторинг для проверки эффективности. Общественные обсуждения считаются состоявшимися. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *