«Наличку пока не запрещают, но людей от нее отучают»

По мнению экспертов KazanFirst
По мнению экспертов KazanFirst, «безнал» уже стал частью нашей жизни и со
временем количество подобных платежей будет только расти. Регулятор не будет
усиливать контроль, но и снимать ежовые рукавицы тоже.

По данным Национального банка Татарстана, в республике за девять месяцев 2020 года количество безналичных платежей выросло на 37% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и достигло 546 млн рублей. Банковскими картами татарстанцы оплатили товары и услуги на 404 млрд рублей, что на 25% выше уровня прошлого года. Средняя сумма операции составила 740 рублей. 

— Доля безналичных платежей в общем объеме операций по банковским картам составила 92% по количеству и 44% по сумме. Оба показателя больше, чем год назад, на 5% и  6% соответственно, — отмечает пресс-служба Национального банка Татарстана.

В целом на начало года было выпущено 7,5 млн платежных карт. За девять месяцев количество их увеличилось на 300 млн. 

«Наличку пока не запрещают, но людей от нее отучают»

KazanFirst спросил у экспертов на конференции ГК «Финам», продолжится ли рост «безнала» с учетом возможного роста теневой экономики и станет ли система быстрых платежей (СБП) трендом или уже стала.

Рост «безнала» неизбежен

Основатель закрытого инвестиционного клуба Frendex Руслан Пичугин считает, что количество безналичных платежей и банковских карт продолжит увеличиваться. Во-первых, это очень удобно. Во-вторых, сегодня карты дают много преимуществ, плюсов, кэшбеков, что действительно делает использование таких инструментов очень выгодным.

— Связь между нагрузкой налоговой, нагрузкой на бизнес и увеличением теневой экономикой, конечно, прослеживаться будет. С другой стороны, на текущий момент банки не задают слишком много вопросов о том, откуда взялись наличные деньги. Да и, скорее всего, это будет регулироваться работодателями через использование системы самозанятых, что в принципе не противоречит действующему законодательству, хотя и немножко нервирует налоговую службу, — говорит Пичугин. 

К какому-то серьёзному регулированию в широком смысле или контроля по системе безналичных платежей в ближайшее время также ожидать не стоит, считает основатель Frendex. С другой стороны, сам факт того, что государство не регулирует, а рекомендует использовать СБП, делает контроль за финансами более понятным и прозрачным.

— Если государству понадобится ввести больше ограничений, либо контролирующих методов, то, конечно, широкое распространение системы банковской оплаты будет играть очень сильно на руку, но ожидать в 2021 году этого не стоит. К тому же большая часть денежных средств сейчас принадлежит бюджетникам, которые и так получают их через карты, через банковские платежи и государственные структуры, – считает эксперт.

«Наличку пока не запрещают, но людей от нее отучают»

Старший риск-менеджер «Алго Капитал» Виталий Манжос говорит, что рост количества безналичных платежей — это неизбежный результат технологического прогресса и целенаправленных мер со стороны государства. И эта тенденция лишь усилится со временем. 

— С точки зрения регулятора, допустимо лишь усиление, но никак не ослабление контроля над денежным оборотом. Что касается теневого сектора экономики, то он по определению склоняется к наличным деньгам. Понятно, что достоверная статистика по такому обороту отсутствует. Наличные деньги пока не запрещают, но людей мягко отучают от их использования. Со стороны малого и среднего бизнеса это происходит в форме сокращения возможностей принять оплату и не отбить чек, — замечает Манжос.

Начальник управления анализа рынков «Открытие Брокер» Константин Бушуев соглашается, что тренд активного роста безналичных платежей будет сохраняться, но с периодами реакций. 

— И здесь скорее даже речь не о теневом секторе. Например, в этом году из-за массовых социальных выплат семьям и безработным наличная денежная масса в России по итогам ноября выросла на 30% по сравнению с 2019 годом, — отмечает Бушуев.

Елена Василева-Корзюк, начальник аналитического отдела «Ак Барс Финанс», уверена, что тренд продолжится как из-за удобства, так и на фоне законодательных инициатив. 

— Если сейчас платежи по карте должны принимать торговые точки и интернет-магазины с годовым оборотом от 40 млн рублей, то с 1 марта 2021 года порог понизят до 30 млн рублей, а с 1 июля — до 20 млн, — объясняет она.

Поддерживает коллег и Дмитрий Гизатуллин, автор стратегии АНТИ Мэин Стрим на Comon.ru. Он отмечает, что удобство пользователя перевешивает всякие недостатки. 

Система быстрых платежей – точно тренд

Система быстрых платежей, инициированная ЦБ, была запущена в промышленную эксплуатацию 28 января 2019 года. Она позволяет перевести деньги по номеру телефона вне зависимости от банка как отправителя, так и получателя. Удобство в том, что не нужно вводить реквизиты карты. 

— Переводы по СБП выросли фактически с нуля до сотен тысяч переводов в месяц. Но в целом это ещё скромные значения, потенциал быстрого роста в этом сегменте сохраняется. Тренд, который диктует ЦБ за счёт СБП, направлен на снижение общих транзакционных издержек в экономике, — считает Бушуев.

По мнению Пичугина, СБП точно стала трендом.

— Если даже замечательный Сбербанк присоединился к данному механизму, то что говорить и о других более мелких участниках рынка, для которых в этой системе одни только плюсы, — замечает основатель Frendex.

«Наличку пока не запрещают, но людей от нее отучают»

Гизатуллин добавляет, что СБП – это удобная, быстрая, технологичная и пока ещё дешёвая вещь. И по мере того как население всё больше будет знакомиться с её преимуществами, она вполне может стать долгосрочным трендом, если ещё не стала.

Директор по развитию и стратегическому планированию «НФК-Сбережения» Алексей Кузьмин в свою очередь считает, что вне зависимости от того, насколько успешным будем дальнейшее развитие СБП, само ее наличие – это уже положительный момент.

Напомним, что с момента запуска СБП для банков действовал льготный период – ЦБ не брал с кредитных организаций плату за операции в СБП. В этом году регулятор вновь обнулил тарифы для банков по переводам между гражданами — на период с 1 апреля 2020 года до 30 июня 2022 года. 

— Что же касается тарифов для граждан, то с 1 мая все переводы между ними через СБП на сумму до 100 тыс. рублей в месяц стали бесплатными. Если сумма переводов превысит этот предел, банки будут вправе брать комиссию до 0,5% от размера перевода, но не больше 1 500 рублей, — отмечала ранее в интервью KazanFirst заместитель управляющего Отделением-Национальным банком по Татарстану Диляра Хабибуллина.

Пичгуин считает, что ЦБ в дальнейшем не будет вводить комиссии для банков или граждан. Но нельзя исключать того, что может вырасти стоимость эквайринга для различных точек оплаты, поскольку спрос на эту услугу вырос.


Читайте также: У каждого татарстанца в среднем по две банковские карты


Comment section

Добавить комментарий

Войти: