Эффект медиаполя: отличник Нагуманов, тихоня Иванов и аутсайдер Камаев

Эффект медиаполя: отличник Нагуманов
Аналитическое агентство «ПромРейтинг» представило
[https://promrating.ru/issledovaniya/issledovanie-media-effektivnosti-rukovoditelej-ministerstv-vedomstv-glav-gorodov-i-municzipalnyh-rajonov-respubliki-tatarstan-za-iv-j-kvartal-2020-goda/]
рейтинг медиаэффективности госслужащих Татарстана. А редакция KazanFirst
обсудила его итоги вместе с экспертами.

В условиях отмены традиционных массовых мероприятий руководители в Татарстане были вынуждены делать упор на привлечение внимания к своей работе в интернете. К такому выводу пришли эксперты агентства «ПромРейтинг», которые проанализировали медиаэффективность 100 госслужащих Татарстана за IV квартал 2020 года, то есть с 1 октября по 31 декабря. 

Топ-5 медиаэффективных руководителей

Эффект медиаполя: отличник Нагуманов, тихоня Иванов и аутсайдер Камаев

Ильсур Метшин, мэр Казани

Первую строчку рейтинга прочно удерживает мэр столицы Татарстана. И это даже при том, что индекс его медиаэффективности упал на 4 000 пунктов. Аналитики объясняют это снижением числа имиджевых мероприятий из-за ковидных ограничений. Кроме того, «минусами» градоначальнику обернулись свалки, отсутствие нормальных дорог в городских поселках, жалобы на школьное питание и общественный транспорт.

Марина Патяшина, руководитель Управления Роспотребнадзора Татарстана

Хороший скачок с шестого ( в III квартале) сразу на второе (в IV  квартале) место совершила главный санитарный врач республики. Руководитель татарстанского Роспотребнадзора вновь стала едва ли не главным ньюсмейкером ковидной повестки в республике. Набрать «позитивную массу» Патяшиной помогли и постоянные брифинги, часто обновляемая информация для СМИ и пользователей соцсетей, анонсирование антикоронавирусных мер и реагирование на запросы и участие в прямых эфирах.

Тимур Нагуманов, глава Альметьевского района

С десятого на третье место перебрался руководитель нефтеграда. Его «копилка» медиаэффективности росла вместе с количеством позитивных инфоповодов в районных и республиканских СМИ. Сами альметьевцы назвали Нагуманова спикером года. Чиновник умело разворачивает самые негативные истории в свою пользу, что тоже придает ему роста. Например, глава прибыл на место горящего дома в Альметьевске, где погиб человек, – изначально негативный инфоповод, профессионально обработанный администрацией, в конечном итоге сработал в позитив.

Илдус Нафиков, прокурор Татарстана

С седьмой на четвертую строчку переместился руководитель надзорного ведомства республики. На рост позиций в рейтинге повлияло позитивное освещение сразу несколько фактов, в числе которых задержание бывшего заместителя прокурора Нурлата, погашение долгов перед сотрудниками фирм-банкротов, проверка информации об отравлении школьников в Пестречинском районе, выезд на место пожара в Казани в бывшем здании КВЗ, где погибли пять человек, и проверка домов престарелых после пожара в Башкирии. Последний инфоповод был инициирован самим ведомством и освещался в региональных и второстепенных федеральных СМИ.

Рафис Хабибуллин, министр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Татарстана

Закрывает топ-5 медиаэффективных госслужащих главный спасатель республики. При этом негативные инфоповоды все чаще сказываются на его позиции в рейтинге, отмечают аналитики «ПромРейтинга». Здесь стоит вспомнить скандал с жалобой на пьянство начальника МЧС в Муслюмово, когда ведомство оставило эту информацию без официальной реакции, выступление самого же Хабибуллина за сокращение новогодних каникул, где на кучу негатива в комментариях соцсетей также не было позиции ведомства. Хотя, конечно, были и положительные темы. Например, благодаря пожарным извещателям из огня за пять лет спаслись 116 жителей Татарстана.

Топ-5 претендентов в аутсайдеры

Эффект медиаполя: отличник Нагуманов, тихоня Иванов и аутсайдер Камаев

Камиль Гилманов, глава Аксубаевского района

Открывает топ аутсайдеров глава Аксубаевского района Камиль Гилманов, который с 35-го места рейтинга упал на 100-е. Такое резкое падение аналитики объясняют сразу целым рядом факторов: это и крайне негативные инфоповоды на медиаплощадках разного уровня, полное отсутствие коммуникаций на открытых площадках, а также резкая критика действий администрации со стороны местных жителей в социальных сетях, например, за закрытие единственной общественной бани в районе, за плохое состояние дорог или нарушения по питанию в детсадах. Позитивные новости, регулярно публикуемые в районных СМИ, на ситуацию практически не влияют.

Габдулахат Хакимов, глава Атнинского района

Заметно скакнула вниз позиция главы и Атнинского района Габдулахата Хакимова, который с 32-го места упал на 73-е. Руководитель муниципалитета практически не упоминался в информационной повестке за период IV квартала, а формирование других позитивных тем в районных СМИ проводилось слишком слабо. Зато хорошо прогремели темы коррупционных нарушений у всех глав поселений района и факты убийств животных браконьерами района. Однако даже на эти ситуации местная администрация никак не отреагировала.

Сергей Иванов, председатель Государственного комитета Татарстана по туризму

Совершенно неожиданным на фоне других кажется падение в медиарейтинге Сергея Иванова, который с 21-го места перешел на 59-е. На это повлияло последовавшее за стагнацией туристической отрасли в период пандемии коронавируса снижение медийности Иванова и ведомства в целом. Отсутствие значимых инфоповодов и скептические оценки работы ведомства в комментариях СМИ и соцсетей укрепили главу госкомитета лишь на 59-й строчке рейтинга. При этом стоит отметить, что упоминаемость самого Иванова в СМИ, соцсетях и мессенджерах в два раза выше, чем всего ведомства в целом.

Анвар Закиров, руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Татарстану

Определяющим фактором падения в рейтинге с 45-го на 80-е место для Анвара Закирова стал рост негатива в соцсетях и мессенджерах. Здесь и жалобы казанцев на двойное списание долгов, и  очереди на прием в Казани, Челнах и Альметьевске, и никак не отмеченные коррупционные связи с ООО «Траст». Другие слабо выраженные позитивные инфоповоды, сгенерированные ведомством, распространение дальше чем в районных и республиканских СМИ не получили.

Родион Карпов, и.о. главы Ростехнадзора Татарстана

Заключает список аутсайдеров Родион Карпов, который с 48-го места скатился в 79-е. На перемещении вниз сразу на 31 позицию в рейтинге, по мнению аналитиков, сказались два взаимосвязанных фактора: это практически полное отсутствие генерируемых ведомством инфоповодов при наличии негативных тем. Например, задержание замруководителя исполкома Нижнекамска по причине его работы в Ростехнадзоре или история поимки инспектора Ростехнадзора за взятки. Помимо того что само управление Ростехнадзора по РТ практически не участвует в формировании инфоповодов, его руководитель не представлен ни на одной из медиаплощадок.

Топ-5 медиаНЕэффективных руководителей

Эффект медиаполя: отличник Нагуманов, тихоня Иванов и аутсайдер Камаев

Камиль Гилманов, глава Аксубаевского района

Возглавляет антилидерский список немедийщиков глава Аксубаевского района. Его резкое падение объясняется сразу целым рядом факторов: это и крайне негативные инфоповоды разного уровня, и полное отсутствие коммуникаций на открытых площадках, а также резкая критика действий администрации со стороны местных жителей в социальных сетях. Например, за плохую установку главной ёлки, которая упала, за закрытие единственной в районе общественной бани, за плохие дороги. Площадки распространения критики – социальные сети, региональные СМИ и мессенджеры. Позитивные новости, регулярно публикуемые в районных СМИ, на ситуацию практически не влияют.

Дмитрий Иванов, глава Чистопольского района

На итоговой позиции Дмитрия Иванова в рейтинге все больше сказываются негативные инфоповоды, приобретающие характер системных, уверены аналитики. Например, уже не первый квартал инфополе в Чистопольском районе сопровождают скандалы в социальной сфере. И хотя заметен и позитивно индексируется рост активности главы района в социальных сетях, множество локальных негативных инфоповодов на той же площадке остаются без внимания со стороны администрации. Например, история с задержанием «беременной» женщины полицией – сугубо негативный инфоповод, появившийся в социальных сетях, изначально не касался местных властей. Однако ярко выраженная критика действий силовиков в комментариях в пабликах обернула значимую долю негатива в сторону администрации Чистополя. С тем же акцентом тема была подана и в ряде федеральных и региональных СМИ, источником информации для которых стал именно видеоролик в соцсетях. Ответов со стороны администрации не последовало, как и реакции на случившееся в канун Нового года.

Фаил Камаев, глава Тукаевского района

Присутствующий уже на постоянной основе негативный информационный фон вокруг Тукаевского района и его главы который раз не позволяет Камаеву подняться выше 98-го места. Системные жалобы в социальных сетях и СМИ пока перевешивают действия администрации по усилению присутствия в медиаполе. Среди инфоповодов, повлиявших на позицию в рейтинге: уголовное дело против руководителя исполкома района, скандалы вокруг дороги в поселок Подсолнухи, где живут многодетные семьи, скандал с установкой вышки сотовой связи, огромная свалка медицинских отходов, которая пролежала месяц, — и это далеко не весь список «достижений» руководителя муниципалитета, которые тянут его ко дну антилидеров.

Эдуард Хиалеев, начальник Управления ФСИН РФ по Татарстану

Значительное (на 30 пунктов) падение в рейтинге главы УФСИН по Татарстану вызвано наличием негативных инфоповодов, связанных с работой ведомства и оставшихся без реакции со стороны Управления. Площадки распространения негатива – социальные сети, региональные и районные СМИ, а также мессенджеры. Стоит отметить и снижение активности ведомства в СМИ и соцсетях, а также практически полное отсутствие самого Эдуарда Хиалеева на данных площадках коммуникации. Самыми значимыми инфоповодами, повлиявшими на позицию в рейтинге, стало мошенничество в ИК-3 в Чистополе, скандал с поставками свинины в колониях Татарстана, пьяный сотрудник УФСИН в Зеленодольске, который разгромил припаркованные автомобили, пожар на крыше столовой в ИК-19 в Казани и ещё многое другое.

Рамиль Муллин, глава Муслюмовского района

Завершает список аутсайдеров среди управленцев Рамиль Муллин. В рейтинге на его позиции сказался целый ряд ситуативных негативных инфоповодов в районе, не сопровождавшихся реакцией администрации. Например, задержание местного чиновника по обвинению в финансовых махинациях на 88 млн рублей, скандал с пьяным начальником отдела МЧС района за рулем, наибольший в Татарстане рост смертельных ДТП. Основными площадками критики стали республиканские СМИ и мессенджеры. При этом локальных негативных инфоповодов заметно меньше.

Работа со СМИ хороша, когда есть что показать

Выяснить, насколько вообще важен показатель медиаэффективности для современных госслужащих, KazanFirst попытался с экспертами. Кроме того, мы обсудили и то, насколько в Татарстане развита работа чиновников в инфополе.

Эффект медиаполя: отличник Нагуманов, тихоня Иванов и аутсайдер Камаев

Человек, занимающий какую-либо ступень в иерархии госслужбы, должен быть заинтересован в том, чтобы показать товар лицом, то есть свою работу, уверен руководитель общественно-информационного центра КФУ, член Общественной палаты Татарстана Юрий Алаев.

— Те, кто более-менее понимают это, стараются и пресс-службы свои ориентировать, и какие-то инфоповоды создавать. Конечно, это важно. Но я бы не стал это переоценивать, потому что работа со СМИ хороша, когда есть работа. А если кроме мелькания в СМИ никакой работы нет, только имитация в лучшем случае, то скоро весь эффект сойдет на нет, — говорит он.

А вообще, добавляет наш собеседник, «если чиновники будут ориентироваться на кучу разных рейтингов, они буду просто раньше времени седеть».

— У них и без этого полно поводов для переживаний. Я бы не придавал этому большого значения, — пояснил он.

А вот руководитель агентства «Теория Дарвина» Владимир Кутилов, наоборот, убежден, что медиаэффективность любого политика или представителя публичной власти — один из важнейших косвенных показателей качества работы с людьми, жителями.

— Конечно, не все представители власти пока это понимают и верно оценивают значимость активной публичной работы. Но ситуация быстро меняется. Посмотрите на рейтинг и события последних месяцев — мы увидели в прямом эфире Инстаграма даже тех глав администраций, кого было сложно представить в роли стримеров, — замечает эксперт.  

В свою очередь депутат Госсовета Татарстана от ЛДПР Эдуард Шарафиев вообще считает, что некоторым чиновникам не следует увлекаться активностью в медиаполе и социальных сетях.  

— Им нужно заниматься своим делом, — считает парламентарий.

— А как мы узнаем, чем именно он занимается? — уточнили мы у собеседника.  

— Если чиновники будут хорошо работать на своих местах, то наша жизнь будет хорошей, оттуда мы и поймем их эффективность. Иначе мы будем видеть только их из каждого утюга, а не рост экономики и уровня жизни. В качестве примера вспоминаю Дмитрия Рогозина (генеральный директор госкорпорации «Роскосмос». — Ред.). Если бы он занимался непосредственно развитием ракетной индустрии, а не самопиаром — «Мы полетим на Луну, на Марс», мы бы давно улетели, а у нас все ракеты нет, — говорит политик.

Эффект медиаполя: отличник Нагуманов, тихоня Иванов и аутсайдер Камаев

Хотя в целом он поддерживает убеждение, что присутствие в социальных сетях для госслужащих — это показатель открытости и определенное окно коммуникаций с гражданами, но если это делается на постоянной основе, а не перед какими-то избирательными кампаниями.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *