«Шәҗәрә не может служить подтверждением предоставления населению будущего Уфимского уезда вотчинных прав»

Казанские историки рассеяли заблуждения по вотчинному праву у башкир. Этот этно-исторический концепт используется политтехнологами для навязывания татарам северо-запада Башкортостана не свойственной им идентичности.

В разгар предпереписной дискуссии ученые-историки и журналисты Татарстана обнаружили, что оказывается некоторые группы башкирских историков и политтехнологов занимаются популяризацией одного весьма специфического этно-исторического концепта. Суть его заключается в том, что якобы башкиры на протяжении истории формировались в нацию через башкирские племена. А они якобы были зафиксированы в исторических документах и источниках (преимущественно родословные-шәҗәрә) потому, что после взятия Казани в 1552 году эти самые башкирские племена добровольно вошли в состав Русского государства и в благодарность от Ивана Грозного получили земельные наделы и вотчины.

Если интерес башкирских историков к этой исторической теме вполне объясним их профессиональными порывами, то башкирские политтехнологи в этом концепте видят прикладной идеологический инструмент. Дело в том, что в последние несколько лет (если не десятилетия) Башкортостан испытывает серьёзный отток населения из республики. По данным некоторых демографов и социологов, в 2020 году Башкортостан и вовсе перестал быть 4-х миллионной республикой, хотя данные Всероссийской переписи населения в 2021 году должны расставить все точки над i.

Миграционные потоки, понятное дело, устремляются в Москву, Санкт-Петербург, Казань. Также мужское населения южных и юго-восточных районов Башкортостана отправляется на заработки в Сибирь и Северные территории страны.


На этой почве историки исписали громадное количество литературы, провели множество исследований, опубликовали десятки книг и статей по вотчинному землевладению, тем самым дав уже политтехнологам академическую платформу для идеологической работы.

Отсюда татары Башкортостана сформировали научный и общественный запрос уже к казанским историкам (в частности, к исследователям Института истории Марджани), чтоб ты проверили исторические изыскания башкирских историков относительно вотчинного права.

Вместе с этим, широкий исторический материал, который показывает, что начиная с 17 века в Русском государстве не только башкиры\башкирцы владели с разрешения царя землёй (наделами), но что и татары обладали вотчинными правами, может стать полезной для современников исторической отсылкой. Она укрепит их современные представление и понимание, что значит быть хозяевами своих территорий и как за них нести ответственность. Более того, есть сведения, которые показывают, что вотчинные права были также и у других народов Поволжья - чуваши, марийцы, удмурты, мордва и так далее.

Вот поэтому институт истории Марджани и организовал Всероссийскую научную конференцию «Формирование и развитие этносоциальных групп народов Волго-Уралья и Западной Сибири в XVII-XIX веках». Директор Института истории Радик Салихов отметил, что проблема вотчинного землевладения казанскими историками слабо изучена. А это приводит к некоторым проблемам в современности.

- Слабая разработанность данной тематики порой приводит к неким казусам, когда мы видим определенные манипуляции в СМИ, возможно, в среде неких публицистов. Манипуляции с категориями сословность, этничность, с категориями вотчинного права, что порой приводит к непониманию и некоторым разногласиям, - говорит директор Института истории. 

С докладом о современном состоянии исторических исследований по проблематике вотчинного права выступил руководитель Центра изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков Института истории имени Марджани Радик Исхаков. По его словам, в башкирской историографии действительно господствует тезис, что башкиры получили свои земельные наделы не после падения Казани в 1552 году и вхождения в состав Русского государства в 1554-1557 годах, а ещё во времена Золотой Орды. 

- Современные башкирские исследователи продолжают придерживаться взглядов, что институт вотчин у предков башкир сложился в период Золотой Орды и был подтвержден Иваном Грозным после присоединения территории Приуралья к Московскому государству в 1554-х 1557-х годах. Переговоры об особых правах башкирцев с царским наместником в Казани Горбатым-Шуйским сначала вели представители северо-западных племен башкирцев, затем центральных, потом восточных и юго-восточных. В 1557 году состоялось посольство в Москву, где завершились переговоры с русскими. Башкирцы получили жалованную грамоту от царя Ивана Грозного на земли. Так практически одномоментно по мнению уфимских исследователей предки башкир стали вотчинниками огромных земельных наделов в Приуралье, - пересказывает кратко представления башкирских историков ученый.

Далее спикер берётся за критику этих выводов исследователей.

- На сегодня не выявлено ни жалованных грамот, ни иных грамот, а также документальных свидетельств периода правления Ивана Грозного, подтверждающих предоставление населению будущего Уфимского уезда вотчинных прав. Как, впрочем, и фактов заключения иных договоров между башкирцами и русской администрацией, осуществление описания межевания земель и другие мероприятия, необходимые для фиксации прав на земельные наделы.

Единственным косвенным свидетельством, подтверждающим правовые отношения между Московской администрацией и башкирцами в сфере землепользования являются башкирские родословные-шәҗәрә. В них, частности, отмечается, что царём Иваном Грозным в башкирские жилища были посланы переписчики для установления норм ясачной повинности и описание земли.

Исходя из этой информации башкиры делают вывод, что уже за это время была сформирована башкирская поземельная волость на основе родоплеменной структуры. А также составление ясачной книги, которой были внесен земельные владения и ясак башкирцев. На наш взгляд, данный вывод строится на весьма слабой доказательной базе. Необходимо учитывать, что шәҗәрә - это специфический источник, составленный на основе народных приданий и фольклоров. Как и в других источниках, сконструированных на основе народной исторической памяти, в шәҗәрә фиксируются хронологические наложения (ошибки, неточности) и одновременно события абсолютно разных эпох, - рассуждает Радик Исхаков.

Историк добавляет, что при анализе содержащихся в родословных информации, требуется критический подход. Сложно допустить, что ещё до строительства Уфимской крепости и появления в крае царской админитсрации было возможно проведения такой сложной операции, как описание земель на огромной территории Приуралья.

По мнению Исхакова, данные в родословных, скорее всего, относятся к середике 17 века, что с первой половины этого века и началась законодаельная регламентация замельных отношений по Уфимскому уезду. Тогда начинаются появляться жалованные грамоты к различным племенам Волго-Уралья, которые в последующем войдут в состав башкирского этноса, а затем и башкирской нации.

- Жалованные грамоты предоставлялись не только башкирцам, но и другим этносоциальным группам местного населения. Предоставленные родов, ставших впоследствии башкирскими, в документах на самом деле таковыми не фиксируются, - говорит казанский историк. 

Он также рассказывает, что вотчинное право было не только у башкир.

- Так в Соборном уложении 1649 года в качестве субъектов, на которых распространялся запрет на продажу вотчинных и поместных земель в Уфимскому уезде, наряду с башкирством, названы князья, мурзы, татары, мордва, чуваши, черемисы, вотяки и русские помещики. Такова картина 17 века, - резюмирует ученый.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
ПОДРОБНЕЕ В СЮЖЕТЕ: 82 материала в сюжете

Перепись населения

В этом году проведут 12-ый в истории России подсчет жителей.

9 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Вотяк
Хорош уже, кому это вообще интересно?
0
3
Ответить

Зайпан
Вот проблем больше нет у историков, чем разбирать что же там было в 1649 году
2
4
Ответить

Петя
@Зайпан Это из работа, пускай занимаются. Вам то что?
6
2
Ответить

Альфредо
Суету нанести охота, подумали башкиры ))
5
1
Ответить

ЛДПР
Ух вы какие...ахахахаха...чем тут местные занимаются...
0
2
Ответить

суас
не плохо бы,обсудить проблемы простого народа,в современных реалиях.на кой нам 17, 18,19,20 век,если живём в 21веке,как в средневековье?проблемы сегодняшнего дня, нужно решать.
2
0
Ответить

Psevdonim
@суас Историки занимаются своей работой, современные проблемы решают другие люди
0
0
Ответить

Антибашкиризатор
47 томник башкирских ,,ученых" стала макулатурой.
0
2
Ответить

нету
@Антибашкиризатор антитатаризатор?
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite