«Шәҗәрә не может служить подтверждением предоставления населению будущего Уфимского уезда вотчинных прав»

«Шәҗәрә не может служить подтверждением предоставления населению будущего Уфимского уезда вотчинных прав»
Казанские историки рассеяли заблуждения по вотчинному праву у башкир. Этот
этно-исторический концепт используется политтехнологами для навязывания татарам
северо-запада Башкортостана не свойственной им идентичности.

В разгар предпереписной дискуссии ученые-историки и журналисты Татарстана обнаружили, что оказывается некоторые группы башкирских историков и политтехнологов занимаются популяризацией одного весьма специфического этно-исторического концепта. Суть его заключается в том, что якобы башкиры на протяжении истории формировались в нацию через башкирские племена. А они якобы были зафиксированы в исторических документах и источниках (преимущественно родословные-шәҗәрә) потому, что после взятия Казани в 1552 году эти самые башкирские племена добровольно вошли в состав Русского государства и в благодарность от Ивана Грозного получили земельные наделы и вотчины.

Если интерес башкирских историков к этой исторической теме вполне объясним их профессиональными порывами, то башкирские политтехнологи в этом концепте видят прикладной идеологический инструмент. Дело в том, что в последние несколько лет (если не десятилетия) Башкортостан испытывает серьёзный отток населения из республики. По данным некоторых демографов и социологов, в 2020 году Башкортостан и вовсе перестал быть 4-х миллионной республикой, хотя данные Всероссийской переписи населения в 2021 году должны расставить все точки над i.

Миграционные потоки, понятное дело, устремляются в Москву, Санкт-Петербург, Казань. Также мужское населения южных и юго-восточных районов Башкортостана отправляется на заработки в Сибирь и Северные территории страны.

На этой почве историки исписали громадное количество литературы, провели множество исследований, опубликовали десятки книг и статей по вотчинному землевладению, тем самым дав уже политтехнологам академическую платформу для идеологической работы.

Отсюда татары Башкортостана сформировали научный и общественный запрос уже к казанским историкам (в частности, к исследователям Института истории Марджани), чтоб ты проверили исторические изыскания башкирских историков относительно вотчинного права.

Вместе с этим, широкий исторический материал, который показывает, что начиная с 17 века в Русском государстве не только башкирыбашкирцы владели с разрешения царя землёй (наделами), но что и татары обладали вотчинными правами, может стать полезной для современников исторической отсылкой. Она укрепит их современные представление и понимание, что значит быть хозяевами своих территорий и как за них нести ответственность. Более того, есть сведения, которые показывают, что вотчинные права были также и у других народов Поволжья — чуваши, марийцы, удмурты, мордва и так далее.

Вот поэтому институт истории Марджани и организовал Всероссийскую научную конференцию «Формирование и развитие этносоциальных групп народов Волго-Уралья и Западной Сибири в XVII-XIX веках». Директор Института истории Радик Салихов отметил, что проблема вотчинного землевладения казанскими историками слабо изучена. А это приводит к некоторым проблемам в современности.

«Шәҗәрә не может служить подтверждением предоставления населению будущего Уфимского уезда вотчинных прав»

— Слабая разработанность данной тематики порой приводит к неким казусам, когда мы видим определенные манипуляции в СМИ, возможно, в среде неких публицистов. Манипуляции с категориями сословность, этничность, с категориями вотчинного права, что порой приводит к непониманию и некоторым разногласиям, — говорит директор Института истории. 

С докладом о современном состоянии исторических исследований по проблематике вотчинного права выступил руководитель Центра изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков Института истории имени Марджани Радик Исхаков. По его словам, в башкирской историографии действительно господствует тезис, что башкиры получили свои земельные наделы не после падения Казани в 1552 году и вхождения в состав Русского государства в 1554-1557 годах, а ещё во времена Золотой Орды. 

— Современные башкирские исследователи продолжают придерживаться взглядов, что институт вотчин у предков башкир сложился в период Золотой Орды и был подтвержден Иваном Грозным после присоединения территории Приуралья к Московскому государству в 1554-х 1557-х годах. Переговоры об особых правах башкирцев с царским наместником в Казани Горбатым-Шуйским сначала вели представители северо-западных племен башкирцев, затем центральных, потом восточных и юго-восточных. В 1557 году состоялось посольство в Москву, где завершились переговоры с русскими. Башкирцы получили жалованную грамоту от царя Ивана Грозного на земли. Так практически одномоментно по мнению уфимских исследователей предки башкир стали вотчинниками огромных земельных наделов в Приуралье, — пересказывает кратко представления башкирских историков ученый.

Далее спикер берётся за критику этих выводов исследователей.

— На сегодня не выявлено ни жалованных грамот, ни иных грамот, а также документальных свидетельств периода правления Ивана Грозного, подтверждающих предоставление населению будущего Уфимского уезда вотчинных прав. Как, впрочем, и фактов заключения иных договоров между башкирцами и русской администрацией, осуществление описания межевания земель и другие мероприятия, необходимые для фиксации прав на земельные наделы.

Единственным косвенным свидетельством, подтверждающим правовые отношения между Московской администрацией и башкирцами в сфере землепользования являются башкирские родословные-шәҗәрә. В них, частности, отмечается, что царём Иваном Грозным в башкирские жилища были посланы переписчики для установления норм ясачной повинности и описание земли.

Исходя из этой информации башкиры делают вывод, что уже за это время была сформирована башкирская поземельная волость на основе родоплеменной структуры. А также составление ясачной книги, которой были внесен земельные владения и ясак башкирцев. На наш взгляд, данный вывод строится на весьма слабой доказательной базе. Необходимо учитывать, что шәҗәрә — это специфический источник, составленный на основе народных приданий и фольклоров. Как и в других источниках, сконструированных на основе народной исторической памяти, в шәҗәрә фиксируются хронологические наложения (ошибки, неточности) и одновременно события абсолютно разных эпох, — рассуждает Радик Исхаков.

«Шәҗәрә не может служить подтверждением предоставления населению будущего Уфимского уезда вотчинных прав»

Историк добавляет, что при анализе содержащихся в родословных информации, требуется критический подход. Сложно допустить, что ещё до строительства Уфимской крепости и появления в крае царской админитсрации было возможно проведения такой сложной операции, как описание земель на огромной территории Приуралья.

По мнению Исхакова, данные в родословных, скорее всего, относятся к середике 17 века, что с первой половины этого века и началась законодаельная регламентация замельных отношений по Уфимскому уезду. Тогда начинаются появляться жалованные грамоты к различным племенам Волго-Уралья, которые в последующем войдут в состав башкирского этноса, а затем и башкирской нации.

— Жалованные грамоты предоставлялись не только башкирцам, но и другим этносоциальным группам местного населения. Предоставленные родов, ставших впоследствии башкирскими, в документах на самом деле таковыми не фиксируются, — говорит казанский историк. 

Он также рассказывает, что вотчинное право было не только у башкир.

— Так в Соборном уложении 1649 года в качестве субъектов, на которых распространялся запрет на продажу вотчинных и поместных земель в Уфимскому уезде, наряду с башкирством, названы князья, мурзы, татары, мордва, чуваши, черемисы, вотяки и русские помещики. Такова картина 17 века, — резюмирует ученый.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: