«Гринте» от бизнеса: Вы, прикрываясь законами, занимаетесь рэкетом

чиновниками и представителями регионального оператора. Бизнесмены обрушили шквал недовольства в адрес компании за огромные платежи за вывоз мусора и призвали провести проверку.
В Торгово-промышленной палате Набережных Челнов состоялся круглый стол с
местными предпринимателями, чиновниками и представителями регионального
оператора. Бизнесмены обрушили шквал недовольства в адрес компании за огромные
платежи за вывоз мусора и призвали провести проверку.

Государство, организовав систему региональных операторов по обращению с ТКО, свило удавку для бизнеса. По меньшей мере для многих частных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у кого есть свои предприятия. А обслуживающий восток Татарстана регоператор «Гринта» этой удавкой усердно пользуется. Такой вывод напрашивается по итогам круглого стола, который прошел в деловом центре Торгово-промышленной палаты по Набережным Челнам и Закамью.

Цифры из области фантастики

Это был очень солидный круглый стол. Помимо представителей бизнеса и компании «Гринта», экспертов и юристов, в нем участвовали депутаты, представители политической «Партии Роста», в режиме онлайн наблюдали специалисты исполкома города. Круглый стол был созван потому, что в ТПП стали поступать многочисленные претензии на абсурдно завышенные счета за вывоз отходов от «Гринты».

«Гринте» от бизнеса: Вы, прикрываясь законами, занимаетесь рэкетом

На встрече высказались многие предприниматели.

— У меня в подчинении 36 объектов. Никогда проблем с вывозом мусора не было. Но если в прошлом году я заплатила за вывоз мусора порядка 180 тысяч рублей, то в этом году мне предстоит заплатить около 1 миллиона 200 тысяч. Утилизировать продукты питания мы не имеем права, все продукты по договору с поставщиками возвратные (то есть все нереализованные продукты не выбрасываются, их забирают поставщики. – Ред.). В отходах поддоны, картон и т.д. Больше одного контейнера в неделю, по нашим фактическим подсчетам, у нас не вывозили с одной «точки». В прошлом году средняя стоимость вывоза мусора была порядка 5 тысяч рублей (максимум), в этом году нам выставили счета на 32 тысячи, на 26 тысяч и так далее. За вывоз 4 контейнеров в месяц, — говорит Наталья Чекалинская, региональный руководитель торговой сети «Светофор».

Представитель компании-застройщика «Санрайз-Капитал», который возводит жилой комплекс «Санрайз-Сити», крайне удивлен расчетам тарифа.

— Если считать по нормативам, то в год мы должны вывозить мусора на 2,6 тысячи тонн. То есть 215 тонн в месяц! Это из области фантастики, — акцентирует он. — Чем руководствовались, когда определяли данный норматив?

Владелец базы отдыха «Агдаш» Интигам Досмамедов спросил, как в таких условиях работать сезонному бизнесу.

— На летнюю веранду насчитали 200 тысяч! Это годовой расчет, а веранда работает всего три месяца! Банкетные залы не работают месяцами иногда. Вы по нормативу рассчитываете и выставляете такие суммы, что просто закрывайся и не работай. Выставили почти на 400 тысяч сумму! Как ее платить? – негодует предприниматель.

Участники круглого стола подробно разобрали и разъяснили, почему получаются такие астрономически далекие от фактических объемов отходов счета за вывоз от «Гринты».

— Вот буквально на днях пришло письмо от Минприроды России, я его сейчас зачитаю, — начал глава ТПП Челнов Фарид Башаров.

В письме говорится, что утверждены правила коммерческого учета ТКО (они уже известны как 505-е правила), что плата за вывоз мусора определяется двумя способами: исходя из установленных нормативов и исходя из количества и объема контейнеров, установленных на контейнерной площадке там, где отходы образуются.

«Гринте» от бизнеса: Вы, прикрываясь законами, занимаетесь рэкетом

Далее в первую очередь генеральным директором «Гринты» Светланой Ярлыченко и ее специалистами было разъяснено следующее. Если клиент выбирает способ расчёта платы по количеству и объему контейнеров, то ему нужно иметь в виду, что контейнерная площадка должна быть. Она должна быть официально зарегистрирована, а количество контейнеров на ней определяет не клиент регоператора, не сам регоператор, а утвержденные СНиП, которые привязаны к нормативам. То есть не важно, сколько контейнеров реально нужно, у кого мусор образовывается, а важно, что сказано в СНиП! Но это еще не самое интересное. 

— Накопится в контейнере вот столько, — говорит владелец базы отдыха и большим и указательным пальцем показывает зазор сантиметров пять. — Они приезжают, забирают столько мусора, а в расчетах за вывоз учитывают весь объем контейнера!

Об этом же говорили и другие предприниматели. Мол, стоит на территории четыре контейнера, а за неделю заполняется всего один. Приезжают, забирают один, а насчитывают за четыре. А если захочешь платить по нормативам, то там счета вообще фантастические.

— Вот я просмотрел много обращений от предпринимателей, но вопрос одного из них у меня засел в голове. Он просто засел! Предприниматель спрашивает: «Почему я должен платить за воздух?!» — прокомментировал трактовку расчета «по контейнерам» Башаров.

— Но дело в том, что ни в одном нормативном документе не предусмотрен расчет платы по факту. Плату по факту мы не можем взять с тех, у кого мусор забираем, иначе нас накажут, — примерно так объяснила Ярлыченко и ее специалисты.

Предприниматели порылись в документах и нашли-таки способ оплаты «по факту».

— Прочитайте еще раз, как именно звучит там формулировка. Способ оплаты по массе отходов предусмотрен только для расчетов между операторами! – уточнила Ярлыченко. 

«Гринте» от бизнеса: Вы, прикрываясь законами, занимаетесь рэкетом

«Гринта» (и другие регоператоры) собирает отходы, привозит их либо оператору по захоронению на полигонах, либо оператору по переработке. И вот здесь расчет идет уже по-честному — по массе. Масса явно учитывается с точностью до грамма.

Предприниматели за круглым столом не верили своим ушам. Ведь получается, что государство придумало систему, с помощью которой вынуждает «капитанов» экономики, тех, кто своими налогами содержит весь административно-управленческий персонал государства (об этом напомнил Башаров), платить за воздух, когда сдаешь регоператору отходы. Участники круглого стола предлагали вывозить и учитывать контейнеры по мере их заполняемости. Но Ярлыченко отстаивала именно ту трактовку способа расчета платы, по которой получалось, что заполняемость контейнера не имеет никакого значения. Потому что опять-таки государство не предусмотрело для собственников мусора оплаты за вывоз по факту.

— Мы (Региональные операторы. – Ред.) прежде всего не монополисты! Давайте все-таки вот хотя бы за этим столом говорить, что мы не монополисты. Тарифы устанавливает Госкомитет по тарифам, нормативы утверждает правительство. Нас контролирует прокуратура, УФАС. Если даже я захочу сделать акцию (скидку), то не смогу — не имею права. Это, оказывается, дискриминация, – так элегантно перевела всю ответственность на государство Ярлыченко.

Оплачивать работу регоператору по факту

Затем вступил общественный представитель бизнес-омбудсмена в Челнах Андрей Балта.

— Вот сижу, слушаю. У меня складывается такое впечатление, что вы прикрываетесь законами. Вы, прикрываясь законами, занимаетесь узаконенным рэкетом! Мы как бизнесмены пытаемся договориться. Можно по факту оказываемых услуг оплачивать вашу работу. По факту — это же справедливо! — эмоционально взорвался Балта.

Ярлыченко «раскололась» до конца. 

— Почему «мусорная» реформа вообще началась? Да для того, чтобы снизить количество отходов! Одна из целей: снижение количества несанкционированных свалок. Если завтра будет разрешен третий способ: оплата по «факту», по заявке, по количеству образуемых отходов, то послезавтра начнутся манипуляции со стороны бизнеса! И мы увидим в оврагах, в лесах несанкционированные свалки. Потому что заявку регоператорам дадут один раз в месяц, а оставшиеся отходы будут куда-то вывозиться, — говорит она.

Башаров заверил, что в Челнах хорошие предприниматели.

— Они 30% бюджета города формируют, 50 тысяч рабочих мест, — только и нашелся что сказать в ответ Башаров.

Круглый стол собирали для того, чтобы найти какие-то решения, которые позволят и от свалок избавиться, и экономике не пострадать. Резолюция круглого стола еще в работе. Но некоторые предложения уже есть. И не просто предложения.

— Правительством Татарстана создана комиссия, определены предприятия по разным отраслям, куда эта комиссия будет выезжать четыре раза в этом году. Задача комиссии: оценить реальный объем образования отходов, чтобы на основании этих данных можно было установить реальные нормативы, — сообщил Башаров. 

«Гринте» от бизнеса: Вы, прикрываясь законами, занимаетесь рэкетом

Представитель компании «Меценат» Луиза Кудряшова предложила ряд действий: принять меры прокурорского реагирования по отношению к «Гринте» за нарушение закона о конкуренции; привести договор с клиентами в соответствие с Гражданским кодексом; обязать «Гринту» перевыставить счета и пересчитать плату по фактически выполненным объемам услуги; провести встречную проверку, сколько «Гринта» собрала ТКО и сколько утилизировала.

Сама Ярлыченко и ее специалисты не раз акцентировали внимание на том, что предпринимателям нужно правильно, корректно составлять заявки, потому что это позволит правильно рассчитать плату за вывоз отходов.

— К нам пришли представители базы «Закамье» и сказали, что, по их подсчетам, в этом году им придется заплатить нам 12 миллионов рублей, а это неподъемно. Мы вместе с ними пересчитали плату, и они заключили с нами договор. Плата оказалась сопоставимой с прежними годами, — привела пример руководитель отделения компании «Гринта» в Набережных Челнах.

Депутат Госсовета Татарстана Николай Атласов рассказал, что и в парламенте идет работа по улучшению системы оплаты за вывоз мусора.

— Я думаю, в конце года новые нормативы будут приняты, – приободрил бизнесменов в завершение встречи парламентарий.


Читайте также: Челнинцы должны отказаться от мусоропроводов, чтобы перейти на раздельный сбор отходов


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *