ЛИАЗы вышли в Челны: новый виток транспортной реформы или те же «грабли»?

На дорогах автограда начали курсировать 40 московских автобусов, но обслуживают они лишь два маршрута. Для остальных пока носятся «маршрутки».

На городские маршруты в Челнах вышли большие автобусы. Автоград получили 40 ЛИАЗов на безвозмездной основе «по договоренности мэра Наиля Магдеева и правительства Москвы». На днях транспортные средства уже «обкатали» маршруты №22 и №26, на которых им предстоит работать.

- Проведем обкатку, проверим техническое состояние на линии, все характеристики, после чего приступим к перевозке наших горожан, - рассказал первый заместитель руководителя исполкома города Илья Зуев.

Спору нет: появления больших автобусов горожане ждали с нетерпением. Некоторые категории граждан - мамы с колясками, маломобильные - после предыдущей итерации реформы (банкротства «Электротранспорта» и изъятия 190 НЕФАЗов лизинговой компанией КАМАЗа за долги) и вовсе оказались в некоей транспортной блокаде. На трамваях добраться можно не во все точки Челнов, а «маршрутки» не всегда удобны. Стоит ли уже сейчас прыгать от радости? Пожалуй, что нет, и вот почему.

Маршрутная сеть

Несмотря на то, что большие автобусы де-факто на улицах Челнов появились, обслуживать они будут ровно два маршрута: №26 и №22. Оба они достаточно протяженные - 40,9 и 43 км. Но оба большей частью пролегают по проспекту Мира и хоть и «ныряют» в Замелекесье и поселок ЗЯБ, оставляют «за бортом» такие оживленные магистрали, как проспект Московский, Сююмбике и Чулман. Другими словами, воспользоваться удобствами комфортных транспортных средств сможет ограниченное число горожан.

При этом не изменится и существующая маршрутная сеть, обслуживаемая «маршрутками» «Пассажирских перевозок». Другими словами, возникнет та же проблема, с которой столкнулся в свое время «Электротранспорт», - более медлительным автобусам придется соперничать за пассажиров с юркими «газельками». Хотя в этот раз о конкуренции говорить не приходится - контракт и 40 ЛИАЗов получили все те же «Пассажирские перевозки».

Оптимистичный контракт

Тендер на обслуживание маршрутов №26 и №22 на ближайшие три года был разыгран в начале февраля 2021 года. Максимальная цена составляла 1 085 рублей, однако «Пассажирские перевозки» взялись выполнить работу за 1 050 рублей. Согласно документации, подрядчик обязуется выполнить работы, связанные с «осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам по маршрутам», а заказчик - предоставить «в безвозмездное пользование транспортные средства в количестве 40 единиц». Сама цена для подобных контрактов вполне обычна, а вот автобусный парк «бонус» получают, конечно, далеко не все перевозчики.

Упрощая, администрация города передает «Пассажирским перевозкам» 40 ЛИАЗов, полученных от правительства Москвы. Компания в свою очередь перевозит пассажиров и собирает с них плату, которая, согласно расчетам, в сумме за три года составит 1,7 млрд рублей. Сумма весьма серьезная, однако на перевозчика возложена обязанность выплачивать зарплаты и обслуживать транспорт, на что, все по тем же расчетам, уйдет практически та же сумма - разница составит как раз 1 085 рублей.

Интересно, что в «ноль» перевозчик выйдет только в случае, если перевезет при тарифе в 25 рублей почти 68,5 млн человек за три года. Что в результате простейших арифметических вычислений приводит к цифре в 63,4 тысячи человек в сутки. При том, что даже докризисные значения для города составляли около 90-95 тысяч перевезенных горожан ежесуточно. А о том, что автобусы не заполняются, уже заявлял и генеральный директор «Перевозок» Николай Тятюшкин. По его словам, не редка ситуация, когда водитель «на бак изъездил, а на полбака заработал». Челнинцы же, даже если уберут «маршрутки», пересядут в трамвай, а те же ЛИАЗы не на что будет ремонтировать и заправлять. Что наводит на еще одну причину возможного провала «транспортной реформы».

Мотивация перевозчика

Работать в убыток бизнес себе позволить не может. Потому что при таком раскладе бизнеса очень быстро не станет. Да, автобусы «Пассажирским перевозкам» достались фактически даром. Но ЛИАЗами надо управлять, а значит, надо платить водителям. Автобусы нужно страховать, за них нужно платить налог, заправлять, ремонтировать, смазывать, менять им шины. Если заглянуть все в те же расчеты по тендеру исполкома Челнов, за три года компании предстоит «инвестировать» в этот «подарок» более 1,7 млрд рублей. А это чуть ли не пятая часть годового бюджета города.

Решится ли коммерческая структура на такие «вливания» в условиях, когда прибылью даже и не пахнет? Вопрос риторический. Следовательно, ожидать стоит либо роста тарифа на перевозки, причем весьма ощутимого, либо попыток экономить. Последнее неминуемо приведёт к тому, что автобусы будут разваливаться и исчезать с маршрутов в непиковые часы, водители станут жаловаться на низкие зарплаты и передвигаться от остановки к остановке с черепашьей скоростью в надежде набрать полный салон и отбить затраты на топливо. А, скорее всего, в ход в подобной ситуации будут пущены обе стратегии. Словом, через полгода-год вполне можно ожидать повторения судьбы «Электротранспорта» и нового витка жалоб горожан в духе «ждал час и уехал на такси» и «автобусы разваливаются на ходу».

- Приобрести автобусы - это только один шаг. Необходимо организовать их эффективную работу. Если она будет организована как работа НЕФАЗов, то долго они не продержатся. Автобусы большой вместимости были заведомо поставлены в невыгодные условия в сравнении с микроавтобусами, которые фактически не давали им работать. Городские власти намерены передать большие автобусы главному городскому перевозчику, который явно не заинтересован осуществлять на них перевозки. Уже не раз заявлял, что он намерен наглядно показать низкий уровень пассажиропотока для этой техники. И это понятно: частному перевозчику нужна прибыль любой ценой, ему глубоко наплевать на качественное обслуживание горожан, - заявляет депутат городского Совета депутатов Татьяна Гурьева.

Депутат предлагает «кардинально решить» вопрос с «маршрутками». Направление мысли, как утверждают урбанисты, верное, однако сейчас это звучит несколько утопично. Рынок пассажирских перевозок в Челнах фактически мертв, и попытка решить вопрос нахрапом может и вовсе привести к коллапсу всей транспортной системы.


Читайте также: Ильшат Фардиев - в шатком положении, «Акибанк» - под прицелом Центробанка


Понравился материал? Поделись в соцсетях
5 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Мария
Работать в убыток бизнес себе позволить не может. Потому что при таком раскладе бизнеса очень быстро не станет. Да, автобусы «Пассажирским перевозкам» достались фактическим задаром.
4
0
Ответить

Перевозчик
Почему все снова недовольны? Все хотели большие автобусы, они из получили. Вот нашему народу не уродишь!!! А что надо было сделать то по вашему?
1
1
Ответить

Виктор
@Перевозчик Приобрести автобусы - это только один шаг. Необходимо организовать их эффективную работу. Если она будет организована, как работа НЕФАЗов, то долго они не продержатся.
3
0
Ответить

Ангел
Я правильно понимаю, что это автобусы списаны с Москвы, которые проработали там 100 лет и вот они у нас в Челнах, в республике Татарстан, в республике, которая очень прогрессивная богатая, верно. ?!
5
0
Ответить

Павел
@Ангел мы им туда современные электробусы, а они нам в ответочку солярочные
3
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite