В Челнах планируют в очередной раз перекроить транспортную систему — комплексно и стратегически

В Челнах планируют в очередной раз перекроить транспортную систему - комплексно и стратегически
Выведенные на маршруты большие автобусы не сильно снизили уровень напряжения
жителей. Мэр города Наиль Магдеев  заговорил о намерении убрать с улиц
маршрутки.

Власти Челнов радостно объявили о том, что на городские маршруты №22 и №26 наконец вышли 40 больших автобусов ЛИАЗ, полученных по договоренности мэра города Наиля Магдеева с правительством Москвы. В этом плане градоначальник свое обещание, данное после банкротства муниципального «Электротранспорта», сдержал — и даже трех лет ждать не пришлось, всего чуть больше года. Однако кардинально ситуацию в сфере общественного транспорта это не изменило — со стороны челнинцев продолжают поступать жалобы.

Часть горожан, к примеру, не очень поняли, почему «большие» автобусы пустили только по двум маршрутам, значительная часть которых проходит по проспекту Мира.

В Челнах планируют в очередной раз перекроить транспортную систему - комплексно и стратегически

— Объясните, пожалуйста, почему из четырех параллельных проспектов в приоритете проспект Мира? Я говорю о маршруте «Автостанция — ул. Шамиля Усманова». По проспекту Сююмбике полноценный прямой маршрут совершает только 35-я маршрутка. По Московскому проспекту — маршрутка №1, при этом он игнорирует остановку «Электротехников», — недоумевает Алсу Муллахметова.

— Понаблюдайте, битком едут 35-е «газели». Вам все свои проблемы пишут: как добраться, как влезть, выйти из автобуса, что проезжают мимо. А у вас один ответ: «Все ездит». А по факту ужас с проспектом Сююмбике, что бы вы ни писали. И то, что 40 автобусов пустили только по проспекту Мира, — это или ничего не понимают в пассажиропотоке, или какая-то другая цель. Вы не чувствуете общее возмущение? Все хотят, чтобы людям было удобно, а у вас стандартные ответы одинаковые, — добавляет Евгений Козлов.

Аналогичные жалобы на транспортные сложности поступали от жителей новых микрорайонов — 63, 64, 65. Здесь много социального жилья, соответственно, много семей с детьми. Однако большие автобусы здесь не курсируют, а дорога до ближайшей остановки трамвая может порой занимать 20-30 минут.

Возникают нарекания у горожан и к графику движения, особенно в вечернее время — перемещаться по городу после 20:00 на общественном транспорте крайне некомфортно.

— Вечером 30 марта, очень сильно замерзнув, мы так и не дождались автобуса 22-го маршрута и были вынуждены воспользоваться услугами такси. Доехали втроем за 45 рублей. Что поменялось после запуска 40 автобусов ЛИАЗ на маршрут? По моему мнению, пора жестко наказывать перевозчика! Такси везет за 45 рублей, а перевозчик ноет, мол, мало зарабатывает, повышает обязательную ежедневную сдачу денег для водителя. Кто не знает, сегодня она составляет от 3 500-4 000 рублей в день. С каждой маршрутки! Заправка идет за счет водителя, мойка тоже, а что останется, то и есть зарплата водителя! В таких условиях порядок не навести, жадность предпринимателей растет с каждым днем! Транспорт изношен, машины — старье, а мы все верим, что все образуется, — возмущается представитель общественной организации «Люди Татарстана» Сергей Изотов.

Обращения горожан, справедливости ради, в исполкоме не оставили без внимания. В администрации рассказали, что перевозчик по мере возможности начал обновление автобусного парка — на маршрутах всех проспектов курсируют МАЗы, автобусы марки «Газель Next CITY LINE» и King Long, оснащённые аппарелью и площадкой в салоне для размещения маломобильных групп жителей.

— Ведется работа по привлечению потенциальных инвесторов, в случае их заинтересованности будет проведен аукцион на право перевозки пассажиров по муниципальным автобусным маршрутам города, в том числе по проспекту Московский, где обязательным условием является наличие автобусов большой и средней вместимости, соответствующих техническим стандартам «доступная среда», — пояснили в мэрии.

В 63-м микрорайоне планируется запуск трамвайного движения, кроме того, в активно застраиваемых частях Челнов планируют пустить новые маршруты по мере заселения комплекса. А то, насколько водители выдерживают интервал движения, проверила лично руководитель управления информационной политики и по связям с общественностью исполкома города Римма Мухаметзянова.

В Челнах планируют в очередной раз перекроить транспортную систему - комплексно и стратегически

— Я лично проверяла работу автобусов утром и вечером и подтверждаю это фактами с указанием времени. Была на остановке «Молодежная». Напоминаю, что после 21 часа ожидание автобусов составляет до 30 минут, — пояснила представитель администрации, поделившись снимками с указанием времени, из которых можно сделать вывод, что примерно в течение 10-15 минут на остановке побывало несколько «маршруток» и один большой автобус.

И недовольство жителей какими-то моментами, и позицию властей можно понять. Первым, как водится, хочется все, сразу и, желательно, бесплатно. У вторых зачастую руки связаны законодательными и нормативными актами, а кроме того — кошельком. Однако похоже, что транспортную реформу в Челнах продолжат. И на этот раз подойдут к вопросу комплексно и стратегически. Для этих целей уже была создана рабочая группа с участием представителей КАМАЗа, российской корпорации ВЭБ.РФ и администрации, рассказал Наиль Магдеев.

— Мы вместе с КАМАЗом прорабатываем перспективы. Рабочая группа с нашей стороны, рабочая группа с КАМАЗа по поручению Сергея Когогина. Такие перспективы: в ближайшие годы мы все равно перейдем на автобусы большой и средней вместимости. Автобусы малой вместимости, которые сегодня работают, имеют единственное преимущество — скорость. Но автобусы большой вместимости имеют большую безопасность. Здесь кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Со временем автобусы малой вместимости уйдут в прошлое. Перспективы завтрашнего дня такие, — рассуждает глава города.

Конкретно в этом вопросе горожане, похоже, большей частью поддерживают позицию мэра. Согласно проведенному в социальных сетях опросу, идею о том, чтобы убрать с маршрутов автобусы малой вместимости, поддержали 68,14% опрошенных жителей Челнов. Против такой инициативы высказалось 16,7% респондентов. Около 15% челнинцев затруднились ответить или признались, что им все равно.

По данным издания «Вести КАМАЗа», рабочая встреча с представителями ВЭБ.РФ прошла еще в конце января 2021 года. В ходе заседания была презентована разработанная корпорацией презентация проекта реформы. Согласно этим предложениям, основой транспортной системы города станут трамваи. Также предполагается модернизация маршрутной сети, переход на безналичный расчет и брутто-контракты с перевозчиками, когда администрация будет рассчитываться с ними за работу, но забирать плату за проезд в бюджет.

Согласно представленным данным, в 2018 году из 117 млн перевезенных пассажиров только около 21% пользовались трамваями и муниципальными автобусами — основную долю рынка занимали частные перевозчики. По «базовому сценарию» реформы этот показатель должен быть увеличен до 58%, чтобы трамваи и городской транспорт перевозили 37 млн и 31 млн человек в год соответственно.

В Челнах планируют в очередной раз перекроить транспортную систему - комплексно и стратегически

Понятно, что добиться этого одним горячим желанием невозможно — нужны деньги. По предварительным расчетам, подобное изменение структуры рынка перевозок в Челнах обойдется примерно в 8,1 млрд рублей (4,5 млрд рублей — на инфраструктуру, 3,6 млрд рублей — на обновление подвижного состава).

— Для ВЭБ.РФ роль организации развития заключается в определении совместно с регионами правильной модели модернизации пассажирских перевозок. Мы убеждены, что реформа общественного транспорта должна быть комплексной. В нашем ежемесячном обзоре мы учитываем принятые и реализованные решения в городах страны сквозь призму их соответствия целевой модели развития пассажирских перевозок. Наш опыт и реализованные проекты в этой сфере подсказывают, что чем ближе модель общественного транспорта к целевой, тем выше экономические и социальные эффекты для города и его жителей. И тем ощутимее вклад в достижение национальных целей по улучшению качества городской среды, охране здоровья и благополучию людей, — отмечает руководитель проектного офиса по развитию общественного транспорта Группы ВЭБ.РФ Александр Кондрашов.

Пока на «тепловой карте» развития общественного транспорта Челны не слишком выделяются — единственным действительно значимым заявленным проектом является строительство новой трамвайной линии в микрорайоне «Замелекесье». Однако если властям города удастся раздобыть необходимое финансирование (а уж в чем в чем, но в «выбивании» средств на нужды Челнов Магдеев действительно многим даст фору — стоит только посмотреть на объем финансирования по федеральным программам на дорожные работы или строительство социальных объектов), то и комплексные решения могут быть внедрены в ближайшие несколько лет.

Согласно принципам организации работы общественного транспорта, которые публикует ВЭБ.РФ в своих ежемесячных обзорах, Челны, скорее всего, ожидает переход на брутто-контракты с перевозчиками, создание единого оператора системы общественного транспорта, внедрение гибкой тарифной политики (разовые билеты, абонементы, в том числе без лимита), внедрение интеллектуальных транспортных систем, а также обновление подвижного состава и маршрутной сети с большим акцентом на трамваи.


Читайте также: ЛИАЗы вышли в Челны: новый виток транспортной реформы или те же «грабли»?


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *