«Уличный театр дает свободу. Наши рамки намного шире, чем в драматическом»

Актеры альметьевского коллектива «Легкие крылья» в интервью KazanFirst рассказали, чем провинциальные города лучше столицы и насколько сложно создать труппу будучи нефтяниками.

Редакция KazanFirst продолжает серию интервью о культурной жизни в Альметьевске. Предыдущий спикер - актер драматического театра Рафик Тагиров поделился своим опытом работы на сцене. В этот раз о своей деятельности рассказали артисты уличного театра «Легкие крылья». Это сплоченные, немного необычные в силу своей профессии ребята, которые захотели отвечать на вопросы только всей компанией, и вот что из этого получилось. 

- Расскажите, как появился ваш театр?

Арина: Однажды случилась такая ситуация, мне друг скинул афишу, где было написано, что идет набор на кастинг. Мы пришли на него и увидели Анну, это как раз режиссер спектакля, который мы сейчас репетируем – «Этно».  Случилось так, что «Татнефть» захотела, чтобы в Альметьевске появился уличный театр. У нас как раз набрали людей на кастинг, отобрали подходящих. Это были обычные люди. Мы начали заниматься с приглашенными педагогами из Санкт-Петербурга, Москвы, даже Аргентины. Таким образом у нас появился театр. 

- Кто был инициатором?

Арина: Инициатива была внутри «Татнефти». До этого у нас в городе ежегодно проходил День нефтяника, и как-то к нам пригласили уличные театры. Руководству «Татнефти» понравился этот формат, они захотели, чтобы у нас был свой такой театр. Это было в 2017 году. 

Жанна: Вообще родоначальником был старейший театр в России «Странствующие куклы господина Пэжо» из Санкт-Петербурга. Все началось с их легкой руки. 

- Как набиралась команда?

Жанна: К нам приехал Олег опять же из «кукол господина Пэжо», директор этого тетра. Он устроил кастинг. Всех осматривали, в итоге отобрали восемь человек в труппу. Потом у нас началось более профессиональное обучение. Для постановки спектакля «Этно» мы ездили на целый месяц в Санкт-Петербург и уже на базе «Странствующих кукол» ставили его. В этом нам помогал режиссер их театра Анна Шишкина

- У вас профессиональные актеры?

Жанна: Из профессиональных актеров здесь только я, все остальные – это люди, которые очень любят театр. Но постепенно мы становимся профессионалами, изучаем историю театра, не только уличного, а вообще мирового. Смотрим разные фильмы, мюзиклы, изучаем всевозможных режиссеров, ходим на разные постановки. В тех городах, в которых мы бываем, мы обязательно стараемся попасть на какую-нибудь постановку. Часто это бывает в Казани. 

Арина: То есть образование как таковое есть только у Жанны. Все остальные ребята у нас нефтяники, учатся в АГНИ. Высшее образование есть у всех, только не профильное. 

- Почему вы решили заняться именно уличным театром? В чем его специфика?

Салават: Уличный театр дает свободу. Конечно, есть какие-то рамки, за которые ты не можешь выходить, но эти рамки намного шире, чем в драматическом театре или в цирке. В драматическом театре приходят люди и они уже готовы посмотреть на тебя. А так ты выходишь на улицу и они не ожидают такого. Получается, это ты приходишь к ним в гости. Зритель – это простой прохожий. 

- А какой была ваша первая постановка? Как вы готовились к ней? 

Жанна: Первой постановкой был спектакль-променад «Албасты». Мы приезжаем в каждый город и находим место, которое будет некой щелью между мирами. То есть мы работаем с самим городом, встраиваем нашу историю туда. 

Первый спектакль нам поставила тоже Анна Шишкина. Готовились уже на карантине, нам давали мастер-классы через Zoom. Мы смотрели фильмы, обсуждали их, делали практическую часть. Когда карантин уже начал немного расслабляться, мы начали потихоньку собираться все вместе. 

- Вы сказали, что театр появился в 2017. Как получилось, что первый спектакль готовился только во время карантина?

Ришат: До этого в театре существовало что-то вроде студии, куда приходил каждый желающий и обучался тому, чему хочет. Из этих ребят режиссеры отбирали себе определенную кучу людей и ставили либо цирковой номер, либо еще что-то. Например, у нас есть «Однажды в цирке», это клоунада, мы там не участвуем, но участвуют другие ребята из нашего театра. Это другая труппа, у них совсем другая база. Также студия делала разные спектакли на День нефтяника. Был «Корабль дурлаков» - выходец из «кукол господина Пэжо». Их много, и все они разные. 

Жанна: Грубо говоря, все всегда готовилось ко Дню нефтяников. Примерно за месяц к нам приезжали разные педагоги, в том числе и иностранные, набирали себе группу людей из наших актеров и ставили спектакль. Этот спектакль долго не жил, он был поставлен только на День нефтяников, ну и еще может быть куда-то изредка выезжал. А сейчас у нас есть стабильная база, появилась профессиональная труппа. У труппы клоунов тоже уже есть свои спектакли. 

Арина: К нам из Аргентины приезжал Локо Бруско. Он нам преподавал сценические движения, пластику, очень много дал нам. Мы много работали с внутренней энергией. Вместе с ним поставили перфоманс, который показали в 2017 году на городском пляже. Он нам давал базу уличного театра, он сам уличный артист, баскер, то есть работает на улице один, не в коллективе. 

- А почему решили позвать человека из Аргентины? В Татарстане не хватает хороших режиссеров?

Арина: Во-первых, он очень давно работает на улице, это достаточно пожилой человек, ему около 50 лет, может даже больше. Таких людей, как он, в мире мало. Также он является хорошим другом театра «Странствующих кукол господина Пэжо». Они не первый год работают вместе с ним, часто приглашают его в Россию. Поэтому как хорошего педагога по базе уличного театра они пригласили его. И вообще уличный театр как жанр вышел из Европы. Лучше, чем европейские артисты, в данной области нет. Это прекрасно, что у нас есть такая возможность учиться у них. Да, есть российские уличные театры, их достаточно много, причем очень хороших, мы учимся и у них. Но когда есть возможность пригласить зарубежных артистов – это прекрасно. 

Жанна: Вот почему мы постоянно говорим про театр «Странствующих кукол господина Пэжо». Просто это самый старинный уличный театр в России. Учимся у лучших. 

- Как развивался театр после первого спектакля?

Арина: Дальше был небольшой застой, потому что тогда не было руководителя. У нас есть директор театра Гульназ Рашидовна Ханнанова, но она появилась не сразу. В самый первый год мы остались, грубо говоря, одни, потому что данный проект перестал жить после Дня нефтяника, ведь все делалось для него. Потом, ближе к лету, когда начался новый сезон, у нас появилась Гульназ, и мы начали движение в сторону более профессиональных постановок и работы. 

- Участвовали ли вы в каких-то конкурсах?

Жанна: Мы очень часто участвуем в разных конкурсах, каждое лето мы приезжаем на разные фестивали, которые проводятся в России. Так как мы молодой театр, то нам пока на старейшие фестивали уличных театров очень сложно пробиться. Они тщательно осматривают все постановки. Но сейчас мы наконец-то добились статуса пока единственного профессионального уличного театра в Татарстане. На нас начали обращать внимание, конечно, не без помощи «Странствующих кукол» опять же. Это радует. Сейчас мы ездим гораздо больше, чем ездили раньше.

Эльвира: От имени театра наш директор Гульназ Рашидовна пишет гранты и благополучно несколько уже выиграла. Благодаря им наш спектакль «Этно» поездит по нескольким городам Поволжья.  

- Как часто вы проводите кастинги? Могут ли к вам попасть простые люди, которым нравится театр?

Жанна: Да, у нас сейчас идет набор. От 15 лет к нам могут прийти и мальчики, и девочки. Потихоньку мы уже сами начинам обучать их. Желающие есть, но не скажем, что прям стоит очередь, потому что это дело каждого: кто-то хочет идти в театр, кто-то нет. 

Эльвира: Кастинги как таковые не проходят у нас часто. Вот совсем недавно был объявлен набор в студию театра. По мере поступления заявок уже осматривались желающие, человек пять к нам пришло. Кто когда мог, тогда и приходил, показывал свой номер, либо просто представлялся и в дальнейшем их уже приглашали на наши занятия. 

Жанна: Нужно заполнить Google-форму, потом уже директор звонит сама и приглашает. 

- Где в основном вы выступаете? Только летом или круглый год?

Жанна: Мы выступаем на улице, в различных городах. Вот сейчас у нас потихонечку начинается гастрольный тур, мы начинаем с Казани. 10 июня поедем туда. Недавно мы ходили в наш парк «Здоровье» и выступали для жителей Альметьевска. Это такая немного спонтанная история.

Эльвира: Еще забыли упомянуть, что зимой была новогодняя кампания и, по-моему, 20 дней жители Альметьевска могли нас наблюдать на разных площадках города. Мы показывали спектакль «Полярная сказка» возле штаб-квартиры «Татнефти» на площади «Каракуз», были проходные перфомансы на других площадках города. 

- Много ли зрителей вы собираете?

Арина: Это зависит, конечно, от погодных условий. Если дождь, мало кто остается смотреть спектакль, только самые стойкие. А так, обычно площадь собирается. Выступаем даже в дождь, а зимой до минус 15 градусов. Дальше нам уже становится жалко людей, они стоять не будут, замерзнут. Дело в том, что мы-то скачем, прыгаем, поем и машем руками, двигаемся на морозе, а они-то стоят. Больше всего людей собирают фестивальные мероприятия, которые много афишируют. Люди знают, что в это время вот в том-то месте будет проходить спектакль. А если выступление происходит спонтанно, то тут уже как получится. 

Жанна: Этой весной мы открыли для себя еще один формат, для уличников это не свойственно. Мы приглашали зрителей, которые хотели прийти, и делали квартирники. У нас их прошло уже два. Там собиралось где-то человек сорок, была огромная запись, кого-то мы ставили в резерв. Я хочу сказать, что жители Альметьевска очень любят нас, и мы им за это благодарны. 

- А насколько альметьевцы интересуются театром?

Арина: У меня вот есть друзья, которые постоянно приходят именно на наши постановки, пишут, спрашивают, где мы. Альметьевцы вообще любят театр.

Жанна: В этом плане здесь очень прокаченный зритель. У нас прекрасный драматический театр.

Эльвира: В драмтеатре, кстати, очень подняли уровень сознания у горожан и тем самым и нам как-то облегчили жизнь. 

Жанна: Для нас большая гордость, что актеры драматического театра приходят к нам на спектакли, смотрят, комментируют, дают свою оценку. И они приглашают нас на свои премьеры. Мы очень дружны. 

- Что в целом вы думаете о культурной жизни Альметьевска?

Роман: Культурная жизнь в Альметьевске очень развита, у нас очень много различных мероприятий, большая работа проделывается. В городе бурлит творческая стезя. Люди, если хотят этим заниматься, если хотят ходить на концерты, то они ходят. У нас очень много приезжает различных исполнителей, духовые и симфонические оркестры. Они приезжают два-три раза в месяц и люди с большой любовью приходят на эти концерты. Мы получаем в нашем провинциальном городе все то, что даже нельзя получить в столице. Там проживает 20 миллионов человек, а у нас 100-150 тысяч, но при 150 тысячах к нам очень много приезжают. Нам проще прийти на концерт, не нужно бронировать билеты за два-три месяца. Все желающие могут попасть на концерты и фестивали и даже поучаствовать самим. Даже в нашем уличном театре не такая большая конкуренция, все потому, что в городе не так много людей. У нас каждый может проявить себя, каждый может насладиться культурой и творчеством города. 

- Хватает ли городу площадок для творческой реализации молодежи?

Арина: На самом деле площадок хватает. У нас прекрасные скверы, парки, тут очень много пространств, которые спонсируются «Татнефтью». Я точно знаю, что есть одна детская театральная студия, вот наш уличный театр, драматический театр, подростковые клубы, в ВУЗах есть кружки. 

Роман: Очень много хореографических коллективов, вокальных студий. Дети занимаются в маленьких студиях, как в платных, так и бюджетных. Есть телешколы, мультшколы. Недавно вот открылся общественный центр «Алмет», где есть и музей, и небольшие студии, где занимаются анимацией, создают видео. Центров и площадок, где работают с молодежью, в городе много. 

- Что репетируете сейчас?

Жанна: Сейчас мы репетируем спектакль «Этно» и готовимся к поездке на XV Международный театральный фестиваль «Науруз».

- А дальше как планируете развиваться?

Жанна: У нас впереди еще одна постановка. Не знаю, можно ли об этом говорить или нет, но мы готовим еще одну бомбу, которой в России еще точно нет, и в сентябре она бомбанет. Мы ее явим миру, это будет премьера на Дне нефтяника в Альметьевске. 


Читайте также: «Танцы - это узкая направленность, а в мире столько всего интересного, с чем можно детей познакомить»


Понравился материал? Поделись в соцсетях
4 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Мария
Ребята молодцы, сразу видно что увлечены своим делом занимаются этим от души. Надеюсь что у них дальше все будет получаться и желаем новых творческих высот!!!
1
0
Ответить

Тиль Олдмен
Пандемия внесла свои коррективы, но не отчаиваемся! Все будет хорошо обязательно!!!
0
0
Ответить

Житель
А интересно они собираться посетить Казань?
0
0
Ответить

елена волкова
из альметьевска бежать надо, а не развивать этот ущербный город..
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite