«Уличный театр дает свободу. Наши рамки намного шире, чем в драматическом»

чем провинциальные города лучше столицы и насколько сложно создать труппу будучи нефтяниками.
Актеры альметьевского коллектива «Легкие крылья» в интервью KazanFirst
рассказали, чем провинциальные города лучше столицы и насколько сложно создать
труппу будучи нефтяниками.

Редакция KazanFirst продолжает серию интервью о культурной жизни в Альметьевске. Предыдущий спикер — актер драматического театра Рафик Тагиров поделился своим опытом работы на сцене. В этот раз о своей деятельности рассказали артисты уличного театра «Легкие крылья». Это сплоченные, немного необычные в силу своей профессии ребята, которые захотели отвечать на вопросы только всей компанией, и вот что из этого получилось. 

«Уличный театр дает свободу. Наши рамки намного шире, чем в драматическом»

— Расскажите, как появился ваш театр?

Арина: Однажды случилась такая ситуация, мне друг скинул афишу, где было написано, что идет набор на кастинг. Мы пришли на него и увидели Анну, это как раз режиссер спектакля, который мы сейчас репетируем – «Этно».  Случилось так, что «Татнефть» захотела, чтобы в Альметьевске появился уличный театр. У нас как раз набрали людей на кастинг, отобрали подходящих. Это были обычные люди. Мы начали заниматься с приглашенными педагогами из Санкт-Петербурга, Москвы, даже Аргентины. Таким образом у нас появился театр. 

— Кто был инициатором?

Арина: Инициатива была внутри «Татнефти». До этого у нас в городе ежегодно проходил День нефтяника, и как-то к нам пригласили уличные театры. Руководству «Татнефти» понравился этот формат, они захотели, чтобы у нас был свой такой театр. Это было в 2017 году. 

Жанна: Вообще родоначальником был старейший театр в России «Странствующие куклы господина Пэжо» из Санкт-Петербурга. Все началось с их легкой руки. 

— Как набиралась команда?

Жанна: К нам приехал Олег опять же из «кукол господина Пэжо», директор этого тетра. Он устроил кастинг. Всех осматривали, в итоге отобрали восемь человек в труппу. Потом у нас началось более профессиональное обучение. Для постановки спектакля «Этно» мы ездили на целый месяц в Санкт-Петербург и уже на базе «Странствующих кукол» ставили его. В этом нам помогал режиссер их театра Анна Шишкина

— У вас профессиональные актеры?

Жанна: Из профессиональных актеров здесь только я, все остальные – это люди, которые очень любят театр. Но постепенно мы становимся профессионалами, изучаем историю театра, не только уличного, а вообще мирового. Смотрим разные фильмы, мюзиклы, изучаем всевозможных режиссеров, ходим на разные постановки. В тех городах, в которых мы бываем, мы обязательно стараемся попасть на какую-нибудь постановку. Часто это бывает в Казани. 

Арина: То есть образование как таковое есть только у Жанны. Все остальные ребята у нас нефтяники, учатся в АГНИ. Высшее образование есть у всех, только не профильное. 

«Уличный театр дает свободу. Наши рамки намного шире, чем в драматическом»

— Почему вы решили заняться именно уличным театром? В чем его специфика?

Салават: Уличный театр дает свободу. Конечно, есть какие-то рамки, за которые ты не можешь выходить, но эти рамки намного шире, чем в драматическом театре или в цирке. В драматическом театре приходят люди и они уже готовы посмотреть на тебя. А так ты выходишь на улицу и они не ожидают такого. Получается, это ты приходишь к ним в гости. Зритель – это простой прохожий. 

— А какой была ваша первая постановка? Как вы готовились к ней? 

Жанна: Первой постановкой был спектакль-променад «Албасты». Мы приезжаем в каждый город и находим место, которое будет некой щелью между мирами. То есть мы работаем с самим городом, встраиваем нашу историю туда. 

Первый спектакль нам поставила тоже Анна Шишкина. Готовились уже на карантине, нам давали мастер-классы через Zoom. Мы смотрели фильмы, обсуждали их, делали практическую часть. Когда карантин уже начал немного расслабляться, мы начали потихоньку собираться все вместе. 

— Вы сказали, что театр появился в 2017. Как получилось, что первый спектакль готовился только во время карантина?

Ришат: До этого в театре существовало что-то вроде студии, куда приходил каждый желающий и обучался тому, чему хочет. Из этих ребят режиссеры отбирали себе определенную кучу людей и ставили либо цирковой номер, либо еще что-то. Например, у нас есть «Однажды в цирке», это клоунада, мы там не участвуем, но участвуют другие ребята из нашего театра. Это другая труппа, у них совсем другая база. Также студия делала разные спектакли на День нефтяника. Был «Корабль дурлаков» — выходец из «кукол господина Пэжо». Их много, и все они разные. 

Жанна: Грубо говоря, все всегда готовилось ко Дню нефтяников. Примерно за месяц к нам приезжали разные педагоги, в том числе и иностранные, набирали себе группу людей из наших актеров и ставили спектакль. Этот спектакль долго не жил, он был поставлен только на День нефтяников, ну и еще может быть куда-то изредка выезжал. А сейчас у нас есть стабильная база, появилась профессиональная труппа. У труппы клоунов тоже уже есть свои спектакли. 

Арина: К нам из Аргентины приезжал Локо Бруско. Он нам преподавал сценические движения, пластику, очень много дал нам. Мы много работали с внутренней энергией. Вместе с ним поставили перфоманс, который показали в 2017 году на городском пляже. Он нам давал базу уличного театра, он сам уличный артист, баскер, то есть работает на улице один, не в коллективе. 

«Уличный театр дает свободу. Наши рамки намного шире, чем в драматическом»

— А почему решили позвать человека из Аргентины? В Татарстане не хватает хороших режиссеров?

Арина: Во-первых, он очень давно работает на улице, это достаточно пожилой человек, ему около 50 лет, может даже больше. Таких людей, как он, в мире мало. Также он является хорошим другом театра «Странствующих кукол господина Пэжо». Они не первый год работают вместе с ним, часто приглашают его в Россию. Поэтому как хорошего педагога по базе уличного театра они пригласили его. И вообще уличный театр как жанр вышел из Европы. Лучше, чем европейские артисты, в данной области нет. Это прекрасно, что у нас есть такая возможность учиться у них. Да, есть российские уличные театры, их достаточно много, причем очень хороших, мы учимся и у них. Но когда есть возможность пригласить зарубежных артистов – это прекрасно. 

Жанна: Вот почему мы постоянно говорим про театр «Странствующих кукол господина Пэжо». Просто это самый старинный уличный театр в России. Учимся у лучших. 

— Как развивался театр после первого спектакля?

Арина: Дальше был небольшой застой, потому что тогда не было руководителя. У нас есть директор театра Гульназ Рашидовна Ханнанова, но она появилась не сразу. В самый первый год мы остались, грубо говоря, одни, потому что данный проект перестал жить после Дня нефтяника, ведь все делалось для него. Потом, ближе к лету, когда начался новый сезон, у нас появилась Гульназ, и мы начали движение в сторону более профессиональных постановок и работы. 

— Участвовали ли вы в каких-то конкурсах?

Жанна: Мы очень часто участвуем в разных конкурсах, каждое лето мы приезжаем на разные фестивали, которые проводятся в России. Так как мы молодой театр, то нам пока на старейшие фестивали уличных театров очень сложно пробиться. Они тщательно осматривают все постановки. Но сейчас мы наконец-то добились статуса пока единственного профессионального уличного театра в Татарстане. На нас начали обращать внимание, конечно, не без помощи «Странствующих кукол» опять же. Это радует. Сейчас мы ездим гораздо больше, чем ездили раньше.

Эльвира: От имени театра наш директор Гульназ Рашидовна пишет гранты и благополучно несколько уже выиграла. Благодаря им наш спектакль «Этно» поездит по нескольким городам Поволжья.  

— Как часто вы проводите кастинги? Могут ли к вам попасть простые люди, которым нравится театр?

Жанна: Да, у нас сейчас идет набор. От 15 лет к нам могут прийти и мальчики, и девочки. Потихоньку мы уже сами начинам обучать их. Желающие есть, но не скажем, что прям стоит очередь, потому что это дело каждого: кто-то хочет идти в театр, кто-то нет. 

Эльвира: Кастинги как таковые не проходят у нас часто. Вот совсем недавно был объявлен набор в студию театра. По мере поступления заявок уже осматривались желающие, человек пять к нам пришло. Кто когда мог, тогда и приходил, показывал свой номер, либо просто представлялся и в дальнейшем их уже приглашали на наши занятия. 

Жанна: Нужно заполнить Google-форму, потом уже директор звонит сама и приглашает. 

«Уличный театр дает свободу. Наши рамки намного шире, чем в драматическом»

— Где в основном вы выступаете? Только летом или круглый год?

Жанна: Мы выступаем на улице, в различных городах. Вот сейчас у нас потихонечку начинается гастрольный тур, мы начинаем с Казани. 10 июня поедем туда. Недавно мы ходили в наш парк «Здоровье» и выступали для жителей Альметьевска. Это такая немного спонтанная история.

Эльвира: Еще забыли упомянуть, что зимой была новогодняя кампания и, по-моему, 20 дней жители Альметьевска могли нас наблюдать на разных площадках города. Мы показывали спектакль «Полярная сказка» возле штаб-квартиры «Татнефти» на площади «Каракуз», были проходные перфомансы на других площадках города. 

— Много ли зрителей вы собираете?

Арина: Это зависит, конечно, от погодных условий. Если дождь, мало кто остается смотреть спектакль, только самые стойкие. А так, обычно площадь собирается. Выступаем даже в дождь, а зимой до минус 15 градусов. Дальше нам уже становится жалко людей, они стоять не будут, замерзнут. Дело в том, что мы-то скачем, прыгаем, поем и машем руками, двигаемся на морозе, а они-то стоят. Больше всего людей собирают фестивальные мероприятия, которые много афишируют. Люди знают, что в это время вот в том-то месте будет проходить спектакль. А если выступление происходит спонтанно, то тут уже как получится. 

Жанна: Этой весной мы открыли для себя еще один формат, для уличников это не свойственно. Мы приглашали зрителей, которые хотели прийти, и делали квартирники. У нас их прошло уже два. Там собиралось где-то человек сорок, была огромная запись, кого-то мы ставили в резерв. Я хочу сказать, что жители Альметьевска очень любят нас, и мы им за это благодарны. 

— А насколько альметьевцы интересуются театром?

Арина: У меня вот есть друзья, которые постоянно приходят именно на наши постановки, пишут, спрашивают, где мы. Альметьевцы вообще любят театр.

Жанна: В этом плане здесь очень прокаченный зритель. У нас прекрасный драматический театр.

Эльвира: В драмтеатре, кстати, очень подняли уровень сознания у горожан и тем самым и нам как-то облегчили жизнь. 

Жанна: Для нас большая гордость, что актеры драматического театра приходят к нам на спектакли, смотрят, комментируют, дают свою оценку. И они приглашают нас на свои премьеры. Мы очень дружны. 

«Уличный театр дает свободу. Наши рамки намного шире, чем в драматическом»

— Что в целом вы думаете о культурной жизни Альметьевска?

Роман: Культурная жизнь в Альметьевске очень развита, у нас очень много различных мероприятий, большая работа проделывается. В городе бурлит творческая стезя. Люди, если хотят этим заниматься, если хотят ходить на концерты, то они ходят. У нас очень много приезжает различных исполнителей, духовые и симфонические оркестры. Они приезжают два-три раза в месяц и люди с большой любовью приходят на эти концерты. Мы получаем в нашем провинциальном городе все то, что даже нельзя получить в столице. Там проживает 20 миллионов человек, а у нас 100-150 тысяч, но при 150 тысячах к нам очень много приезжают. Нам проще прийти на концерт, не нужно бронировать билеты за два-три месяца. Все желающие могут попасть на концерты и фестивали и даже поучаствовать самим. Даже в нашем уличном театре не такая большая конкуренция, все потому, что в городе не так много людей. У нас каждый может проявить себя, каждый может насладиться культурой и творчеством города. 

— Хватает ли городу площадок для творческой реализации молодежи?

Арина: На самом деле площадок хватает. У нас прекрасные скверы, парки, тут очень много пространств, которые спонсируются «Татнефтью». Я точно знаю, что есть одна детская театральная студия, вот наш уличный театр, драматический театр, подростковые клубы, в ВУЗах есть кружки. 

Роман: Очень много хореографических коллективов, вокальных студий. Дети занимаются в маленьких студиях, как в платных, так и бюджетных. Есть телешколы, мультшколы. Недавно вот открылся общественный центр «Алмет», где есть и музей, и небольшие студии, где занимаются анимацией, создают видео. Центров и площадок, где работают с молодежью, в городе много. 

— Что репетируете сейчас?

Жанна: Сейчас мы репетируем спектакль «Этно» и готовимся к поездке на XV Международный театральный фестиваль «Науруз».

— А дальше как планируете развиваться?

Жанна: У нас впереди еще одна постановка. Не знаю, можно ли об этом говорить или нет, но мы готовим еще одну бомбу, которой в России еще точно нет, и в сентябре она бомбанет. Мы ее явим миру, это будет премьера на Дне нефтяника в Альметьевске. 


Читайте также: «Танцы — это узкая направленность, а в мире столько всего интересного, с чем можно детей познакомить»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *