«Татарский театр традиционен, и новые направления, которые приходят с режиссерами извне, обогащают его»

«Татарский театр традиционен
В интервью KazanFirst актер Альметьевского драматического театра Рафик Тагиров
рассуждает о рождении исскуства в глубинке, куда стремятся попасть даже
выпускники столичных ВУЗов.

Альметьевск развивается с каждым годом и это касается не только нефтяной промышленности, но и искусства. Герой этого интервью Рафик Тагиров работал в местном театре еще с тех пор, когда у заведения даже не было собственного помещения. Он поделился своим опытом и взглядом на культурную жизнь в нефтеграде и предсказал, есть ли у театра будущее. 

— Рафик Рустамович, как начался ваш путь в театральное искусство?

— Я родился в маленькой деревушке Нижний Арбаш Кукморского района, окончил восьмилетнюю школу. Мои родители – учителя. Чтобы получить среднее образование, нужно было ходить пешком десять километров по полю в поселок Ныртинского совхоза. После школы отец сказал: «До армии у тебя, сынок, должна быть любая профессия». Он хотел, чтобы я поступил в Васильевский автотранспортный техникум, приучал к технике как мужчину. При этом оба деда работали лесниками. И был вариант поступить в лесхоз-техникум.

Как-то прочитал в газете объявление о наборе в театральное училище. Мы в каждой деревне, в каждом ученическом коллективе ставили спектакли, инсценировки, скетчи — занимались художественной самодеятельностью. А тут – театральное училище в Казани. Я тогда и подумать не мог, что на актера учатся. Для такого мальчика из глуши это было что-то новое. И я поехал в 1981-м году в Казань и поступил. Окончил в 1985-м. Профессия у меня уже была, просьбу отца выполнил. Хотя это было и не совсем то, что он предлагал.

— Родители не были против?

— Абсолютно нет. Они тоже восприняли это с живым интересом. С наших краев там же отучился ныне покойный заслуженный артист Республики Татарстан Николай Юкачев, он работал в Камаловском театре в Казани.

Молодость прошла в Казани, с 15 до 19 лет жил там и тянулся туда. Родители хотели, чтобы у меня было высшее образование. Хотел в исторический, но поступил на филологический факультет КГУ (нынешний Казанский (Приволжский) федеральный университет), учился заочно.

«Татарский театр традиционен, и новые направления, которые приходят с режиссерами извне, обогащают его»

— Получается, изначально была любовь к сцене?

— Думаю, да. В нашей деревенской школе была прекрасная библиотека. В то время все же учились, интернета не было. Читали мировую литературу, татарскую, русскую. Родители к этому тоже причастны, были подписки на журналы «Казан утлары», «Роман-газета», «Вокруг света». Отец для меня специально выписывал «Юного техника».

— Почему именно Альметьевск? Были варианты работать в других городах?

— Здесь прошла творческая молодость: получились хорошие роли, работали с интересными режиссерами, собрался сплоченный коллектив. Менять уклад не хотелось. Хотя варианты были. 

— Какой была самая лучшая ваша роль?

— Каждая роль дает отражение. Из последних постановок хочется сказать о роли в спектакле «Микулай» молодого хакасского режиссера Мараса Чеббура. Этот спектакль участвовал в театральной премии министерства культуры РТ «Тантана», и я победил в номинации «Лучшая мужская роль». Герой постановки – кряшен, единственный человек, оставшийся в своей родной деревне. Это моноспектакль, то есть я играю там один. Мы работали над этой постановкой два месяца, не все шло легко, но итог получился достойным, я считаю.

У этого режиссера был еще один моноспектакль «Старик и море» в Хакасском театре, где сыграл заслуженный артист России Виктор Коков. Наше руководство познакомилось с Марасом на театральном фестивале «Науруз» в Казани. Потом мы поехали на фестиваль национальных театров «Федерация» в Грозный, снова увидели там Мараса. Тогда наш директор Фарида Багисовна уже думала о том, чтобы поставить в театре спектакль по пьесе «Микулай». И они договорились о сотрудничестве.

«Татарский театр традиционен, и новые направления, которые приходят с режиссерами извне, обогащают его»

—  А были ли у вас неудачные роли?

— Есть некоторые роли, которые я не воспринимаю восторженно. Мешают штампы. Роль можно выстроить, но есть такие, от которых не получаешь большое удовлетворение.

— Какую пьесу репетируете сейчас?

— Работаем над пьесой «Утренняя фея» («Та, которую не ждут») испанского драматурга Алехандро Касона. Режиссер – известный Сергей Потапов из Якутии, который ставит по всему миру. Он – лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска». Рады, что посчастливилось поработать с ним.

Вообще Фарида Багисовна часто приглашает именитых режиссеров со своим почерком, это как глоток воздуха, открывает новое. Мы и за границу выезжали со своими спектаклями и концертными программами. В 2014 году со спектаклем «Ромео и Джульетта» мы получили гран-при Фестиваля театров малых городов. Это очень серьезный конкурс, участвуют 200-300 малых городов по России. Первое место для Альметьевского театра, мне кажется, – это уровень. Спектакль поставил Искандер Сакаев, он работал в Санкт-Петербурге и сегодня там художественный руководитель в камерном драматическом театре «Левендаль». Первой его постановкой здесь была «Ашик-Кериб» по Лермонтову. Мы с этим спектаклем объездили почти половину России, участвовали в фестивалях.

Обычно татарский театр традиционен, и новые направления, которые приходят с режиссерами извне, обогащают любого актера, любую труппу. У нас талантливая молодежь, горжусь ею. Мощнейшее старшее поколение, которое получило огромный опыт от Хусаинова Гали Каримовича. В 70-е годы Альметьевский театр был на высоком уровне. Большой вклад сделали Рустам Абдуллаев, Закия Туишева, Камиль Валиев. Традиции остаются, не теряются с новым постановками, и театр идет вперед. В последние годы наши спектакли номинируются в премии «Золотая маска».

— К слову о талантливой молодежи. В соцсетях пишут, что в Альметьевске скучно, молодежи нечем заняться. Ходит ли она в театр?

— К великому сожалению, очень редко. Интернет, телевидение, на все можно сослаться, и на политику. Может и есть внешние проявления патриотизма, но на этом все заканчивается. Национальный вопрос беспокоит многих представителей различных народностей России. Ограничения в отношении родного языка меня волнуют. Однажды на Фестивале театров малых городов, куда приезжают представители различных национальных театров, у меня возникла мысль: «Мы такие разные, но такие красивые, как полевые цветы. Если нас собрать, получится замечательный букет».

Признаюсь, что очень люблю свой народ. Но мало кто знает историю татар, не гордится этим, нет внутреннего духа, который был раньше. В семье никто не будет учить родным языкам, потому что сегодня многие работают с утра до ночи, заниматься детьми некогда. Поэтому молодежи на татарских спектаклях немного. Может их не тянет к искусству.

«Татарский театр традиционен, и новые направления, которые приходят с режиссерами извне, обогащают его»

— А опишите альметьевского зрителя – какой он?

— Это татарский зритель, который переезжает из деревень. Они чистые татары, которые любят театр. Их не так много, но они постоянно приходят.

— Что в целом вы думаете о культурной жизни в Альметьевске?

— Благодаря «Татнефти» в городе проводятся презентации книг, развивается проект «Культурная среда». Не знаю, как там во Дворце культуры, но есть и хорошие танцевальные коллективы. Например, «Freestyle» Максима Апраксина.

— Хватает ли городу площадок для реализации творческого потенциала той же молодежи?

— Я редко встречаюсь со студентами. Действует музыкальный колледж, в котором есть и театральное отделение. Насколько знаю, и в АГНИ (Альметьевский государственный нефтяной институт) существуют театральные коллективы. Недавно в городе появился уличный театр «Легкие крылья». Он, конечно, не стал неким носителем национального духа, как мы его представляли. При этом они ставят постановки по мотивам татарских мифов и сказок. Но для сегодняшней молодежи театральный мир неинтересен. 

— Привлекателен ли Альметьевский театр для начинающих актеров? Или они все-таки предпочитают крупные города?

— Думаю, привлекателен. По окончании театрального училища, Казанского института культуры, мне кажется, многие хотят попасть в Альметьевский театр. Мы работаем в экспериментальных жанрах, с известными режиссерами.

— Есть ли у Альметьевского театра какие-то планы по развитию, может, ожидаются какие-то изменения, внедрение новых форматов?

— Театр всегда в движении. У нас много интересных спектаклей разных жанров, форматов, для разных возрастов. Иногда зритель сидит на сцене, и мы там же играем, или зритель сидит на сцене, а мы – в зале. 

— Будь у вас возможность что-то изменить в культурной жизни города, что бы вы сделали в первую очередь?

— Трудный вопрос. Наверное, для этого у меня не хватит образования и сил. Нужно быть лидером, показать себя, чем-то удивить, многое уметь и знать. У меня нет способностей руководителя. И я немного лентяй.

«Татарский театр традиционен, и новые направления, которые приходят с режиссерами извне, обогащают его»

— Каким вы видите свое дальнейшее развитие в профессии? Есть какие-то задумки?

— Развитие для актера – это хороший режиссер и достойная пьеса. Надеюсь, что наше руководство будет приглашать таких же режиссеров, и театральная жизнь в Альметьевске будет продолжаться в том же духе.

— Как считаете, не вытеснит ли кино театр в будущем?

— У меня есть опыт работы в кино, снялся в фильме «Мулла» режиссера Рамиля Фазлиева. Он сыграл главную роль, сам из атнинского театра. Критики удивились, что в Татарстане сделали такое кино. Но театр – это другое, это живое общение. Он тоже развивается: потихоньку продвигаются пластический театр, визуальный. Думаю, в любом случае театр будет жить.


Читайте также: «Танцы — это узкая направленность, а в мире столько всего интересного, с чем можно детей познакомить»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *