Ислам в Волжской Булгарии был куда сильнее распространён, чем христианство в Киевской Руси

как формировалась этническая общность предков татар. Свои выводы и тезисы он подкрепляет как данными археологических исследований
Доктор исторических наук Искандер Измайлов рассказывает, как формировалась
этническая общность предков татар. Свои выводы и тезисы он подкрепляет как
данными археологических исследований, так и письменными источниками.

В конце XVIII века в исторической науке сформировались две концепции, объясняющие, кто же такие на самом деле булгары и современные татары.

Первая концепция — булгарская.

— Булгарская концепция происхождения современных татар влияло на понимание становления средневекового этноса. По этой концепции булгары появились вместе с волнами булгарских миграций в 8 веке, хотя в последнее время появились уже некоторые тенденции, в частности у языковеда Мирфатыха Закиева о том, что татары жили тут с незапамятных времен, чуть ли не со времён каменного века. Но это экзотические представления, — говорит историк Искандер Измайлов.

Но суть этой концепции в том, что булгары, переселившиеся на территории Среднего Поволжья, стали формировать этническую общность и на территории Волжской Булгарии было завершено формирование народа, который практически неизменно продолжал существовать и в XIX веке, и фактически до начала XX века. И под воздействие советской пропаганды начала 20-ых годов XX века булгарская общность превратилась в татарскую. Этой концепции придерживалась значительная часть историков. Некоторые следуют ей до сегодняшнего дня.

Ислам в Волжской Булгарии был куда сильнее распространён, чем христианство в Киевской Руси

Вторая концепция — татаристская.

— В противовес первой теории существовала и другая, которая делала акцент на том, что булгары были небольшой общностью, небольшим государством. Они в период Золотой Орды были или ассимилированы, или прошли аккультурацию, или вытеснена в другие регионы. И современные татары являются наследниками вот этих переселенцев из Средней Азии или Закавказья, и с булгарами имеют мало общего. Многие исследователи, которые рассматривали этногенез башкир или чувашского народа, отмечали, что вот эти самые булгары-язычники бежали в разные стороны. Кто в Приуралье, кто в Окско-Сурское междуречье. И там они стали основой для формирования чувашского или башкирского народа или оказали влияние на удмуртский народ, — рассказывал лектор.

Измайлов обе эти концепции считает «двумя сторонами одной и той же медали». А суть этой «медали» — определенная вульгаризация или материализация этнических процессов. Сторонники той или иной концепции придерживаются позиции, что этнические процессы — это какие-то массовые переселения народов, а этносы раз сформировавшись, уже не претерпевают серьёзные изменения.

По словам Измайлова, нельзя представлять этнические процессы механически, как историю «кочующих масс людей». Этот процесс более сложный, чтобы его понимать, нужно соотносить археологические данные с письменными.

Ислам в Волжской Булгарии был куда сильнее распространён, чем христианство в Киевской Руси

Например, известно, что в Средние века повсеместно, во всех государствах тогдашнего мира, в том числе и в Волжской Булгарии религия играла всё пронизывающую роль. Религия определяла образ жизни, культуру питания, отношение к чужакам, бытовые нормы поведения. Благодаря исламу (как, впрочем, и христианству) податная часть населения любого средневекового государства понимала, что является частью большого мира.

Поэтому если тогда основная масса, например, Киевской Руси себя считало крестьянами, то есть производное от слова «христианин», то в Волжской Булгарии податная часть населения относило себя к мусульманам (бесермянам).

В Средние века государства не занимались языковой политикой. Поэтому тогда язык каждого общества был делом этого самого общества. Но вместе с этим были процессы формирования общегородских койне (общий язык, возникающий в результате смешения нескольких диалектов или языков — Ред.). В тоже время в той же Волжской Булгарии языком религии был арабский, языком поэзии — персидский. При этом правящая элита вообще могла разговаривать на своём языке или диалекте.

Измайлов задаётся вопросом: «А что сообщается в письменных источниках, кем сами себя считали булгары?». И отвечает на это однозначно: «Мусульманами». Причем, мусульманская идентичность в булгарах явно превалировала. Более того, можно говорить, что в мусульманской идеологии булгар были ревностные, охранительные ноты. Булгары были озабочены вопросом «чистоты веры».

Ислам в Волжской Булгарии был куда сильнее распространён, чем христианство в Киевской Руси

Например, европейский авторы Гильом Рубрук оставил такое описание волжских булгар: «Эти булгары — самые злейшие сарацины, крепче держащиеся закона Магометова, чем кто-нибудь другой».

Такую рьяность в исповедовании ислама булгарами Измайлов объясняет тем, что они ощущали себя оторванными от остальной мусульманской ойкумены, контактировали с языческими историческими сообществами. Поэтому булгары и держались крепкой своей веры.

В пользу особого отношения булгар к исламу говорят многие археологические данные. Например, в захоронения и в местах раскопок булгарских городов отсутствуют кости свиней. Волжские Булгары совсем не употребляли в пищу свинину. Единственным место, где были обнаружены кости свиньи, например в Билярском городище — это место жительства некоего русского ремесленника.

— Если мы сравним с территорией Руси, где христианство начинает распространяться примерно в это же время, то на Руси нет такого единообразия в погребении как в Волжской Булгарии. Хотя на Руси церковная организация была не менее сильной. Там в погребениях людей само положение тел неустойчиво. В то время как в Волжской Булгарии была единая законоведческая практика захоронения. Ислам в Волжской Булгарии был не просто распространён, но он поддерживался всей мощью государства, которая выработала какой-то свой канон и строго этого придерживалась, — рассуждал Измайлов.

По его слова, к концу XI — началу XII веков всё население Волжской Булгарии было без исключения мусульманским, то есть уже сформировалась единая этноконфессиональная общность.

В тоже время, есть археологические данные, которые показывают, что правящая элита Волжской Булгарии себя идентифицировала именно как булгары, у которой были свои знаки власти и идеологемы с мифологемами, которые подчеркивали её уникальность на фоне всего мусульманского сообщества Булгарии.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *