«Праймериз позволяют заранее почувствовать настроение избирателей и их потребности»

«Праймериз позволяют заранее почувствовать настроение избирателей и их потребности»
Редакция KazanFirst продолжает обсуждать с экспертами итоги предварительного
голосования партии «Единая Россия». Вполне закономерно, что среди представителей
разных политических сил нет единого мнения относительно оправданности этого
механизма. Оценки разнятся от полезной практики до некорректности.

Праймериз «Единой России» завершились, и совсем скоро татарстанцы узнают, сколько кандидатов будут баллотироваться в Госдуму РФ от республики. Между тем сама процедура предварительного голосования не так одозначна, как может показаться, поскольку единого мнения нет даже в самой правящей партии. 

Депутат Госсовета РТ от «Единой России», проректор по научной работе Казанского инновационного университета имени В. Г. Тимирясова Игорь Бикеев считает, что институт праймериз имеет очень большие перспективы, поскольку позволяет будущим кандидатам заранее почувствовать настроение избирателей, их потребности. А для политических сил, которые праймериз организуют, процесс позволяет понять, кто из участников наиболее успешен, кто лучше взаимодействует с аудиторией и вызывает положительный отклик у людей. Он напомнил, что основная задача политических партий – это борьба за лидерство, за представительность в органах власти.

– Я оцениваю результаты праймериз положительно, потому что мы видим, что в числе лидеров оказались лица, представляющие, скажем так, наиболее важные социальные отрасли. Это в какой-то степени оттиск интересов граждан – здравоохранение, образование и так далее. То есть в принципе праймериз достигли той задачи и на федеральном уровне, и на уровне регионов, которая ставилась самой партией. Это внутрипартийная процедура, она не является принятой у других политических сил, – добавил собеседник.

«Праймериз позволяют заранее почувствовать настроение избирателей и их потребности»

По его мнению, шансы на то, что другие партии тоже запустят механизм праймериз, есть, потому что в любом случае в какой-то момент нужно думать о преемственности поколений, о том, насколько программные положения партии соответствуют запросам избирателей, насколько политические лидеры соответствуют запросам партийной массы, не оторвались ли они от рядовых членов партии.

– Мы видим, что подобного рода процедуры представлены во многих странах и во многих политических партиях. Здесь самое главное, чтобы было обеспечено честное, объективное обсуждение, голосование и принятие решений. Сама по себе идея, я считаю, является положительной, – убежден Бикеев.

При этом он уверен, что для праймериз подходят только массовые партии, поскольку необходимо определять лидеров общественного мнения внутри организации.

– Если партия микроскопическая, то там проводить праймериз, наверное, и смысла нет. А вот крупные партии, которые имеют отделения, наполненные членства, где присутствуют дискуссии, отбор мнений, наверное, ближе к этому, – поделился депутат.

«Праймериз позволяют заранее почувствовать настроение избирателей и их потребности»

А вот действующий депутат Госдумы от Татарстана Фатих Сибагатуллин считает результаты праймериз некорректными. Он напомнил, что еще до начала предварительного голосования СМИ начали утверждать, что по Приволжскому району пройдет Илья Вольфсон.

– Но СМИ не учли, что в моем округе все религиозные организации были за меня. Мне написали религиозные деятели трех районов из семи – Мамадыш, Рыбная Слобода и Сабы. В этом округе 325 мечетей. Умножить хотя бы на 60 человек – получается 18 тысяч. А у меня какой результат? 16. Что хотят, то и пишут, – негодует пока еще парламентарий. – Все офицеры были за меня, правоохранительные органы, прокуратура и суд тоже. Лаишевский район – мой, Рыбно-Слободский – мой, Мамадыш, сами знаете, мой. Елабуга – я семь лет работал там, так что он тоже мой. Начал я познавать мир в Балтасях и Кукморском районе, был председателем колхоза.

Более того, сам механизм праймериз Сибагатуллин считает ненужным и напоминает, что у других партий такой практики нет и никогда не было.

– Я сам в голосовании не участвовал, но утром [председатель «Единой России»] Дмитрий Медведев сообщил, что участвовали 10% избирателей. А что, разве 10% решают? У нас с каких пор менее 50% начали решать? – недоумевает собеседник. 

По мнению Ильи Вольфсона, «Единая Россия» проводит праймериз уже несколько лет как раз для того, чтобы у избирателей во всех районах была возможность увидеть разных людей, задать им вопросы и сделать свой выбор единого кандидата от партии.

– Нам всем хочется верить, что наши идеи полезны и интересны для жителей и что они поддерживают именно нас. Так это или нет, показывает голосование, в данном случае за единого кандидата. Процесс голосования предельно прозрачен и понятен – все избиратели регистрировались через сайт госуслуг (голосование шло неделю) или лично приходили и голосовали на избирательных участках. Это реальные люди, которым небезразлично, кто будет представлять «Единую Россию» в ходе думских выборов, – считает Вольфсон.

Он подчеркнул, что для него принципиально заниматься улучшением качества жизни людей.

– И это не только благотворительность, хотя только за прошлый год мне удалось помочь множеству людей, в том числе – приобрести квартиру для нуждающихся мамы и ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, по моей инициативе и при моей финансовой поддержке в прошлом году была проведена экореабилитация и благоустройство озера Марьино, создан самый длинный мурал в Казани по эскизу, за который проголосовали жители, реконструировано футбольное поле на территории школы-интерната №4 для детей с ДЦП. В этом году мы успели подарить Казани скульптурную композицию «Яратам» – как вы догадываетесь, она посвящена первой любви, – рассказал собеседник.

Встречаясь с людьми, читая их обращения, политик видит, что многие частные вопросы не решаются из-за несовершенства законодательства, из-за отсутствия механизмов исполнения законов.

– Это можно и нужно исправить, но сделать это можно только на уровне Госдумы РФ, – заявил он. 

«Праймериз позволяют заранее почувствовать настроение избирателей и их потребности»

Еще один татарстанский парламентарий, руководитель «Справедливой России» в РТ Альмир Михеев утверждает, что главные характеристики прошедших праймериз – это предсказуемость и управляемость.

– Сам по себе институт внутрипартийного голосования (а именно так я считаю правильным называть этот процесс на русском) я оцениваю положительно. Но, как и многие заимствования в нашей стране, внутрипартийное голосование превратились в карго-культ – с отличными от страны происхождения целями и сутью, – сказал Михеев.

По его мнению, если в США это действительно механизм выявления сильнейших внутри партии, то «Единая Россия» превратила это в инструмент легитимации списка. Причём список формируется не выборщиками, а всё так же «спускается» по вертикали сверху.

– Да, безусловно, внутрипартийное голосование – отличная дополнительная возможность для привлечения внимания к партии и кандидатам, – заявил главный эсер Татарстана. – Конечно, я рад, что достойным людям нашлось место в списке партии. Я очень поддерживаю кандидатуру Айрата Закиевича Фаррахова, отрадно, что он находится в шаге от того, чтобы возглавить партийный список. В бытность его министром здравоохранения Республики Татарстан я имел с ним пересечения по работе. Отношусь к нему с глубочайшим уважением за ту работу, которую он сделал для республиканского здравоохранения. До настоящего момента, к сожалению, ни у кого в Татарстане не получилось воспроизвести его стиль управления и масштабов результатов его работы, соотносящихся с условиями, которые у него были.

Касательно применения механизма в партии «Справедливая Россия» — Михеев идею поддерживает как весьма положительную и был бы рад ее появлению.

– Ни для кого не секрет, я предполагаю возглавить региональный список партии «Справедливая Россия» на выборах в Госдуму. И был бы готов принять вызов от любого члена партии. Готов в честной борьбе доказать своё право возглавлять список или достойно проиграть, поскольку, как я всегда говорил, в выборах для меня на первом месте не персональный интерес, а продвижение партии и ее программы, – напомнил собеседник.

Однако он уверен, что сегодня институт политических партий в целом настолько дискредитировал себя в России, что в этих условиях призывать избирателей делать выбор, не прибегая к админресурсу, невозможно.

– Что, в общем, и показало проведённое внутрипартийное голосование – информации о том, как именно добивались высокой активности, более чем достаточно, – отмечает Михеев. – В дальнейшем, с восстановлением доверия к институту политических партий, люди сами будут готовы и заинтересованы в участии во внутрипартийном голосовании. Но сейчас этот процесс не нужен и не естественен ни для одной российской партии.

Депутат Госсовета Татарстана от ЛДПР Эдуард Шарафиев согласен с коллегой в том, что результаты праймериз были предсказуемы.

«Праймериз позволяют заранее почувствовать настроение избирателей и их потребности»

– Я не могу давать оценок самой процедуре праймериз с точки зрения их чистоты и уровня организации – это дело журналистов и профессиональных экспертов. Но если говорить о роли праймериз для самой «Единой России», то это прежде всего репетиция мобилизации бюджетников и аппарата партии. К сожалению, по итогам предварительного голосования мы опять не увидели в числе победителей молодёжи, – посетовал депутат.

Касательно применимости праймериз у ЛДПР, он считает, что позаимствованная из США процедура в российском (единороссовском) исполнении большего доверия не вызывает.

– Поэтому я не думаю, что ЛДПР будет использовать такую процедуру. В нашей партии за 30 лет выстроена собственная эффективная система воспитания и отбора достойных кандидатов на все уровни выборов — от муниципальных депутатов до президентских. С учетом этого также отмечу, что фракция ЛДПР в Государственной Думе является самой молодой. Поэтому нам нет необходимости заимствовать западные пиар-штучки, с помощью которых единороссы имитируют демократию при внутрипартийных выборах, – заявил Шарафиев.

Депутат Госсовета РТ от КПРФ Артем Прокофьев рассказал, что его партия использует испытанную временем процедуру, которая применяется уже многие десятилетия. Это поэтапные обсуждения в подразделениях партии, начиная с первичных, потом местных, региональных, затем идут обсуждения в кадровой комиссии и в Центральном комитете, а впоследствии Съезд партии осуществляет выдвижение кандидатов.

– Это многоступенчатая система обсуждения, и мы считаем, что она проверена практикой и на сегодняшний день в наибольшей степени отвечает вызовам времени. Это лучше, чем то, как проходят праймериз. Партия «Единая Россия» искусственно инкорпорировала западный опыт. Но проводятся они, по нашей оценке, еще менее честно, чем сами выборы, – добавил собеседник.

При этом Артем Прокофьев полагает, что какие-то элементы голосования или опросов могут появиться и в КПРФ, но на сегодняшний момент партийцы не видят в этом необходимости.

Глава ТРО «Коммунисты России», депутат Казгордумы Альфред Валиев в свою очередь так же высказывает мнение, что к механизму праймериз у него есть вопросы.

«Праймериз позволяют заранее почувствовать настроение избирателей и их потребности»

– Если они проводят кастинг своих кандидатов, то почему не внутри партии, за счёт своих ресурсов, без привлечения бюджетников и госслужащих? И потом, на каких основаниях «Единая Россия» использовала избирательные участки? Праймериз – это калька с американской избирательной системы, – говорит собеседник.

Валиев добавляет, что в их партии кандидаты «выдвигаются из числа партийцев, реально работающих на земле, и в никаких подобных праймериз» коммунисты не нуждаются. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: