«Оружейное лобби — это очень серьезно. Мы можем внести изменения в закон, но это ничего не даст»

парламентарии просят ввести более серьезные наказания за незаконный оборот наркотиков и отказ от принудительного лечения зависимых
Госсовет вновь призывает Госдуму ужесточить правила оборота оружия и повысить
возраст владения. Кроме того, парламентарии просят ввести более серьезные
наказания за незаконный оборот наркотиков и отказ от принудительного лечения
зависимых, а также ликвидировать анонимность в интернете.

Депутаты Госсовета РТ во время очередной сессии одобрили законопроект по ужесточению правил оборота гражданского оружия – эту и другие инициативы предложат рассмотреть Госдуме РФ. По словам председателя парламента Фарида Мухаметшина, блок законопроектов, касающийся оружия, наркотиков и деструктивной информации в интернете, рассматривается на волне трагедии, произошедшей в казанской гимназии №175. Он напомнил, что еще в 2018 году после керченской трагедии Татарстан внес инициативу об ужесточении норм оборота оружия, но тогда федеральные коллеги не прислушались к этому предложению. Если бы этот законопроект приняли, стрельбы в казанской школе могло не случиться, считает Мухаметшин.

Сущность законопроекта – устранение рисков

Член Комитета по законности и правопорядку Госсовета РТ Игорь Бикеев отметил, что оборот оружия создает опасность жизни людей.

Законопроект предлагает повысить с 18 до 21 приобретение газового оружия, огнестрельного гладкоствольного, длинноствольного оружия самообороны, спортивного оружия, охотничьего, сигнального, холодного клинкового, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой.

При этом требования не распространяются на граждан, проходящих военную службу, службу в государственных военизированных организациях, а также имеющих воинские или специальные звания либо классные чины юстиции. Они смогут покупать оружие до 21 года.

«Оружейное лобби - это очень серьезно. Мы можем внести изменения в закон, но это ничего не даст»

Инициатива также предусматривает возможность отдельных субъектов РФ снижать этот возраст. Это обусловлено особенностями образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, для которых охотничий промысел – это основной источник дохода.

Кроме того, предлагается давать разрешение на приобретение некоторых видов оружия повышенной опасности только после пятилетнего срока выдержки без происшествий и нареканий. За это время человек должен продемонстрировать свою благонадежность.

Игорь Бикеев отметил, что трагические события, произошедшие в Казани и Керчи, показали, какую общественную опасность может представлять оружие в ненадлежащих руках.

– Сущность законопроекта – устранение рисков, связанных с оборотом оружия, – отметил депутат. – Как в том, так и в другом случае оба стрелка не достигли возраста 21 года. К сожалению, данные деяния вызвали большой общественный резонанс, тиражируют модели агрессивного поведения в обществе, в первую очередь в подростковой среде. Данный законопроект – одна из мер противодействия незаконному применению оружия наряду с организационными, просветительскими и иными, поскольку главный спусковой крючок у человека в голове.

Президент Татарстана Рустам Минниханов сказал, что наряду с упорядочением оборота гражданского оружия нужно задуматься и об обороте боеприпасов (картечь и пули). Он обратил внимание, что Ильназу Галявиеву продали эти боеприпасы, хотя никаких причин на это не было. В этом есть определенная логика: если у человека нет ни подходящего оружия, ни тем более разрешения на его использование, то на каком основании он может купить такие патроны?

«Оружейное лобби - это очень серьезно. Мы можем внести изменения в закон, но это ничего не даст»

– Какой-то регламент должен быть и по боеприпасам, – подчеркнул Минниханов. – «Оружейное лобби» – это очень серьезно. Мы можем внести изменения в закон, но это ничего не даст. Только у нас количество оружия – 72 тысяч стволов. Но ведь нарезным оружием могут только очень профессиональные люди пользоваться.

Президент упомянул о хорошей советской традиции, что за человека должны поручиться другие владельцы оружия, причем они несут за это ответственность.

– Я не против охоты. Она должна быть, но должна быть цивилизованной. В том виде, в котором она есть, – это совершенно неправильно, – заявил он.

Минниханов предложил депутату Госдумы Ильдару Гильмутдинову, который будет представлять этот законопроект, обратить внимание на эти моменты.

Депутаты республиканского парламента поддержали разработанный законопроект единогласно.

Определенные изменения татарстанские парламентарии также инициируют в КоАП РФ в части ужесточения ответственности за нарушение правил хранения оружия и его ношения в пьяном виде. В частности, увеличится размер штрафов и появится возможность его конфискации. 

По словам зампредседателя парламентского Комитета по законности и правопорядку Александра Чубарова, сейчас нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов, ношение огнестрельного оружия в пьяном виде и т.д. влечет штраф от 500 до 5 тысяч рублей.

Законопроектом в целях повышения обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, общественной безопасности и профилактики правонарушений и преступлений с использованием оружия предлагается установить размеры соответствующих административных штрафов до пяти тысяч рублей.

Если оружие найдут у пьяного владельца, или если он откажется проходить медосвидетельствование, то оружие конфискуют.

«Оружейное лобби - это очень серьезно. Мы можем внести изменения в закон, но это ничего не даст»

Помимо этого татарстанские парламентарии одобрили обращение к премьер-министру России Михаилу Мишустину об ужесточении контроля над оборотом гражданского оружия. Отмечается, что наряду с изменениями на законодательном уровне корректировки требуют подзаконные нормативные правовые акты, определяющие порядок допуска граждан к получению оружия. В настоящее время проверка гражданина, претендующего на получение этого разрешения, ограничивается проверкой его нахождения на психоневрологическом учете.

Депутаты считают необходимым изменить действующий порядок медицинского освидетельствования. В частности, ввести обязательное прохождение претендентом на оружие углубленного психологического тестирования по аналогии с тем, как это делается при приеме на службу в правоохранительные органы.

– При сомнительных результатах указанного тестирования проверку психического состояния лица, претендующего на приобретение оружия, осуществлять комиссией врачей-психиатров и наркологов, а также врача-невролога, в компетенцию которого входит лечение и диспансерное наблюдение пациентов с начальными проявлениями эпилепсии и другими формами органических поражений головного мозга с судорожными пароксизмами, а также пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера с ранним началом, – сообщил Бикеев.

Также предлагается ввести обязательное обучение по безопасному обращению с оружием – не менее 6 академических часов с обязательной итоговой аттестацией.

Для обеспечения контроля за соблюдением законодательства депутаты призывают создать единую систему взаимодействия между правоохранительными органами и медицинскими организациями. Любые нарушения требований для владельцев оружия повлекут аннулирование лицензии.

Наркоманов нужно наказывать строже

В той же обойме по непонятной причине шли меры по ужесточению наказания за незаконный оборот наркотиков. Отметим, что информации о том, что Ильназ Галявиев принимал что-то запрещенное, не было. К тому же после заседания профильного комитета Госсовета парламентарии опровергли наличие связи между «оружейными» и «наркотическими» законопроектами. Тем не менее перед началом их рассмотрения на сессии Мухаметшин назвал их именно единым блоком.

«Оружейное лобби - это очень серьезно. Мы можем внести изменения в закон, но это ничего не даст»

– Поскольку преступления в сфере незаконного оборота наркотиков в основном относятся к категории тяжких и особо тяжких, уголовная ответственность за их совершение в большинстве случаев предусматривает достаточно длительные сроки лишения свободы, вплоть до пожизненного, – говорится в пояснительной записке.

Парламентарии сочли, что необходимо в обязательном порядке назначать ограничение свободы и штраф, поскольку до этого такое решение мог принимать только суд. Еще одно новшество – формулировка «в корыстных целях» – это касается случаев, когда продавец склоняет человека к употреблению наркотиков для последующего совместного употребления за его же деньги.

Также предусматриваются штрафы, аресты и общественные работы тем, кто злостно уклоняется от назначенного судом принудительного лечения. Один из парламентариев задал вопрос о том, как наркоман, по сути, больной человек, сможет выполнять общественные работы, и предположил, что сначала нужно его вылечить.

На это Фарид Мухаметшин жестко высказался в духе того, что такие люди заслужили наказание и никаких двойных стандартов здесь быть не может.

Интернет предлагают лишить анонимности

Третий блок вопросов касался контроля за распространением определенных типов информации в интернете и в соцсетях в частности. Так, в Госдуму направят законопроект с изменениями федерального закона об информации – депутаты хотят запретить распространение сведений о способах изготовления взрывчатых веществ и оружия в интернете.

Документ предлагает ввести в перечень видов материалов деструктивного характера информацию о способах и методах самодельного изготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также огнестрельного оружия. Напомним, в ходе обсуждения этого вопроса в профильной комиссии именно расплывчатость термина «деструктивная информация» вызвала серьезные претензии депутатов.

– В интернете беспрепятственно распространяется информация о способах и методах создания самодельных взрывных устройств, огнестрельного оружия, самостоятельного изготовления или переделки его основных частей, восстановления боевых свойств списанного оружия, что категорически недопустимо, – заявил председатель Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Айрат Зарипов.

«Оружейное лобби - это очень серьезно. Мы можем внести изменения в закон, но это ничего не даст»

Предлагается сделать наказуемыми сообщения, пропагандирующие вооруженные нападения на школьников в учебном заведении «при отсутствии призыва к совершению терактов с описанием и оправданием таких деяний», а также информацию, призывающую к нанесению себе телесных повреждений без суицидальных намерений – т.н. «селфхарм».

– Склонение к насилию, героизация лиц, совершивших преступления, призывы к насилию и нанесению вреда собственному здоровью несут угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, в первую очередь детей, их нравственному здоровью, – подчеркнул Чубаров.

Он добавил, что под деструктивной информацией понимаются любые фото-, видео-, аудио- и текстовые материалы, основным содержанием которых является «умышленное применение насилия в отношении граждан или нанесение вреда собственному здоровью либо признание указанных действий правильными, нуждающимися в поддержке и подражании».

Участники сессии одобрили текст обращения к спикеру Госдумы РФ Вячеславу Володину, где фактически призвали ликвидировать анонимность в интернете.

– В настоящее время наибольшую дискуссию вызывает закрепившееся в массовом сознании понимание «виртуальности» как чего-то анонимного, безнаказанного, что, в свою очередь, ведет к злоупотреблению свободой распространения информации, безответственному или откровенно деструктивному поведению в сети. Полагаем, что такая произвольная трактовка вступает в прямое противоречие с фундаментальными правами граждан, в том числе закрепленным в Конституции РФ правом на достойную жизнь и свободное развитие, а также с требованиями обеспечения правопорядка, интересами национальной безопасности, – зачитал текст обращения депутат Лутфулла Шафигуллин.

По мнению депутатов, интернет­-площадки могут целевым образом использоваться для распространения материалов деструктивного и противоправного характера, внедрения фейков, панических настроений, радикальных и экстремистских идей, направленных на дестабилизацию общественно-политической, социокультурной обстановки, межнационального согласия, координацию несогласованных массовых акций.

– Государственный Совет Республики Татарстан поддерживает мнение тех, кто выступает за постепенное движение к деанонимизации, к определению ответственности за распространение противоправного контента в Интернете, к легитимности, оперативности и соразмерности принимаемых мер.

«Оружейное лобби - это очень серьезно. Мы можем внести изменения в закон, но это ничего не даст»

При этом татарстанские парламентарии подчеркивают, что реализация подобного рода шагов ни в коем случае не должна приводить к ограничению базовых конституционных свобод, в том числе свободы слова, тем более что интернет является необходимым инструментом функционирования образования, науки, экономики, культурно-просветительского развития современного общества во всем мире.

Депутат от КПРФ Артем Прокофьев поставил вопрос о том, будут ли деанонимизированы татарстанские анонимные Телеграм-каналы, которые «шельмят» отдельных политиков. Кроме того, молодой коммунист выразил сомнение в том, что это происходит не без поддержки определенных представителей власти.

Шафигуллин объяснил, что на республиканском уровне сложно выстроить взаимодействие с такими крупными игроками, как Телеграм, тем более что в России отсутствует их представительство. Поэтому такой вопрос и выводится на федеральный уровень.

Мухаметшин в свою очередь пояснил, что речь идет о недостоверной и анонимной информации, о героизации преступлений.

– Чем быстрее снять эту информацию, тем лучше будет, – подчеркнул он.

Против этой инициативы проголосовал только один депутат – вероятно, это был Прокофьев.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *