Произведения поэта Сейфа Сараи доказывают высокий уровень госуправления Золотой Орды

а также Караван-сараи. Хотя о средневековом государстве бытует стереотип как о стране дикарей.
Татарскую империю пронизывали информационные потоки: ямская система и торговые
пути, а также Караван-сараи. Хотя о средневековом государстве бытует стереотип
как о стране дикарей.

Произведения поэта Сейфа Сараи — подтверждение того, что Золотая Орда являлась развитым государством того времени. Масштабное делопроизводство отражает высокий уровень государственного управления и цивилизованности. К такому выводу пришёл старший научный сотрудник Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств Института им. Марджани Искандер Измайлов.


Наша справка

Поэт Сайфи (Сейфа) Сараи родился в 1321 году и жил до 1396 года. Известно, что он родился в городе Камышлы (где именно располагался этот город, историками пока не установлено, но по узбекским источникам это где-то в Хорезме). Сайфи Сараи жил и писал в столице Золотой Орды — Сарай-аль-Джадиде (территория Астраханской области). Его самые известные труды — поэма «Гулистан бит-тюрки», «Сухейль и Гульдурсун», «Ядкарьнамэ». «Сухейль и Гульдурсун» посвящён трагической судьбе возлюбленных – шахской дочери Гульдурсун и пленного золотоордынца Сухейля.


— Когда мы говорим о таких авторах высокой литературы, как Сейф Сараи, Хорезми, и целого ряда других, то мы не должны забывать, что это огромные вершины. И они не парят в небе, а опираются на землю, на низменность. Огромный пласт чиновников были образованны, в том числе образованны в арабском и тюркском языках. Для них требовалась эта литература. Она создавалась для ханов. Но читали её конечно же образованные слои общества. Не было бы этого образованного слоя населения в Золотой Орде, никто бы не читал и не писал эти произведения, — рассуждает ученый.

Произведения поэта Сейфа Сараи доказывают высокий уровень госуправления Золотой Орды

По словам Измайлова, древнерусская литература до XVII века не имеет светских произведений. До этого времени на Руси была только церковно-славянская литература. В то время как о произведениях Сараи можно сказать, что они светские. В них нет религиозности, которая в Средние века, как правило, пронизывала все сферы интеллектуальной жизни государств Евразии.  

— С середины XIV века начинается расцвет именно светской литературы на тюркском языке. Вот в чем заслуга Сейфа Сараи и таких, как он, авторов. Они стали писать на тюркском языке. До них языком поэзии обычно был фарси, — рассуждает историк.

О чем говорит существование такого рода литературы в Золотой Орде? Измайлов предлагает вспомнить самые распространённые стереотипы об Улус Джучи, которые сегодня можно обнаружить, например, в школьных учебниках.

— Из этих учебников следует, что прибегают какие-то дикари татаро-монголы в меховых шапках или в шёлковых халатах среднеазиатского типа и всех поголовно грабят. Ну, грабить, конечно, в Средние века можно было. Но награбишь ты один-два раза. После этого уже нечего будет грабить. А что нам говорит история? Монголы были умными людьми. И помощники, и советники у них в деле государственного строительства были опытные и хорошие, — рассуждает Измайлов.

Монгольская империя XIII-XIV веков представляла собой огромную территорию, где было много правителей-владетелей-наместников. И чтобы управлять этой системой, нужна была серьёзная делопроизводственная база. А без чего не может существовать документооборот? Без разветвлённой дорожной системы.

Произведения поэта Сейфа Сараи доказывают высокий уровень госуправления Золотой Орды

В Золотой Орде она называлась как ямская система — почтовые станции, где содержали разгонных ямских лошадей с местом отдыха ямщиков, постоялыми дворами и конюшнями.

— Дорожная сеть — это не просто протоптать дорожку в степи. Прежде всего через определенный промежуток времени должны быть какие-нибудь Караван-сараи. Но не это главное. Надо, чтобы вся эта система была обеспечена ямами, то есть местами, где гонец мог бы поменять или напоить лошадей. Впервые система была упомянута в одном из ярлыков русскому духовенству 1267 года. То есть к этому времени она уже была устойчиво настроенной, — добавляет Измайлов.

Например, дипломат Священной Римской империи, которому в XVI веке удалось попутешествовать по России, Сигизмунд фон Герберштейн оставил описание ямской системы российского государства, которое унаследовало её от Золотой Орды. Благодаря ей Герберштейн смог за 72 часа добраться из Великого Новгорода до Москвы.

Другим свидетельством высокого уровня государственного управления в Золотой Орде служит факт проведения там сразу после завоевания русских земель переписи населения. Перепись 1254-1259 годов монголами была проведена также в Русских княжествах.

Ещё одно доказательство развитого делопроизводства у армии бюрократов, для которых и писал Сайфи Сараи свои произведения, — это торговые пути.

Произведения поэта Сейфа Сараи доказывают высокий уровень госуправления Золотой Орды

Измайлов отмечает, что ямская система в Золотой Орде использовалась не только для управления Империей, для распространения информации из ханской ставки и обратно. Она также была востребована торговцами, которые настроили свою инфраструктуру — Караван-сараи.

Торговый оборот в Золотой Орде обязательно фиксировался в письменных источниках. Правда, не так много из них дошли до сегодняшних историков.

— Но мы знаем, что сохранились Венецианский и Кафинский архивы. Там есть деловые документы, которые показывают торговлю итальянских купцов с татарскими купцами. По этим письменным источникам можно «отзеркалить» информацию о практике торговли в Золотой Орде, — рассказывает ученый.

Таким образом, есть свидетельства, письменные источники и признаки письменной культуры и информационных потоков в Золотой Орде. Всё это было бы невозможно без многочисленного слоя образованных чиновников, для которых такие поэты, как Сайфи Сараи, писали светские произведения.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: