Ленар Ахметов: Челны располагают к развитию искусства

почему считает Челны - белым городом
Новый председатель Союза художников автограда в интервью KazanFirst рассказал,
почему считает Челны — белым городом, что думает о проекте «Мастеровые» и чем
его зацепила яблоня Марата Билялова.

Челнинский Союз художников представил нового председателя правления — 39-летнего Ленара Ахметова. Он сменил на посту Факиля Гайфутдинова, который возглавлял организацию 11 лет. В интервью KazanFirst молодой председатель рассказывает о начале работе в изобразительном искусстве, почему не влился в общество московских художников, что комментирует строительство новых объектов в Челнах, раскрывает важность связи между поколениями «железного» и «информационного» века и значимость национальной стилистики в автограде.

Ленар Замилевич, хотелось бы для начала с вами познакомиться. Расскажите, как вы пришли в мир изобразительного искусства?

— Знакомство с изобразительным искусством началось с художественной школы благодаря моему учителю Мадияру Хазиеву в 1996 году. Я до сих пор вспоминаю первую нашу встречу: он в комнатке-учительской рисует по фантазии зимний пейзаж. Одно из самых ярких моих впечатлений. А предыстория, почему именно художка, такова: я увлекался панк-роком, и из-за моего интереса родители боялись, что я начну принимать наркотики или алкоголь. Они предложили мне попробовать себя в изобразительном искусстве. Тогда моя тетя как раз занималась у Мадияра Шариповича. Она показала свои работы, я их увидел и подумал: «Надо же какие крутые можно делать вещи!». Таким образом, я соскочил со скользкой и опасной дорожки, и пришел в изобразительное искусство в 14 лет. Но такой возраст считался поздним: обычно в художки отдают еще маленькими детьми. До этого я занимался спортом – греко-римской борьбой, и в какой-то момент почувствовал, что мне нужно еще что-то – этого мало. И вот нашел себя в художественной школе.

С чего началась ваша выставочная деятельность? Какие картины вы впервые представили?

— Первая выставка прошла в 1999 году, когда я учился на втором курсе института. В основном это были зарисовки шариковой ручкой. В то время я общался с Виктором Сынковым, ходил к нему в мастерскую. Именно он вдохновил меня своим примером: у него лихо так получались эти рисунки. Он делал их горы — настолько было плодотворное искусство по-настоящему и от сердца. Под впечатлением я решил попробовать. Моя первая выставка была в центральной городской библиотеке, тогда они находились еще в старом здании. Помню, тогда управляла отделом Людмила Яковлева. Она очень тепло встречала художников. Библиотека и по сей день остается уютным и добрым местом для начинающих художников — там до сих пор проходят выставки. 

Ленар Ахметов: Челны располагают к развитию искусства

— В каких техниках вам нравилось работать?

— У меня есть разные периоды. Если взять начало 2011 года, там серия работ с рок-музыкантами, а стиль был ближе к поп-арту. Позже начал делать уже графические рисунки, сделанные под старые фотографии, некая винтажная графика, серия фантомов. Потом у меня была серия линейных и минималистичных зарисовок. Позже увлекся работой на стекле. Это уже последняя серия, которой в данный момент увлечен, — голографические картины. 

Вы всегда жили в Челнах? 

— С 2003 по 2006 годы жил в Москве и работал в ландшафтной компании «Палисад». Я рисовал проекты от руки, то есть занимался графикой больше проектировочного плана. У нас была команда из выпускников Московского архитектурного института во главе с преподавателем Вячеславом Лабзиным, известным архитектором и художником. Что интересно, он каждые выходные самолетом летал в Альметьевск и лично контролировал строительство коттеджей. 

В 2006 году я вернулся в Челны. Какой-то период я здесь жил, преподавал проектирование в ИНЭКО. Причем мои студенты так повзрослели, сами стали художниками, дизайнерами. У нас все связи сохранились. Москва если так посмотреть, это такой мегаполис. И в этом постоянном потоке, я очень остро почувствовал свою национальную идентичность. Мне очень хотелось услышать татарскую речь, почувствовать это гостеприимство — чашка чая с друзьями за столом. А потом произошла такая ситуация: приехала Альфия Ильясова с проектом «Кочующие свитки». Я пришел на выставку, встретил Мадияра Шариповича, Хамзу Шарипова, Рината Насырова, бывшего главного архитектора Челнов, Альфию Ильясову, из Удмуртии были художники — Юра Лобанов, автор герба флага Удмуртии, мой очень близкий друг. И когда я попал в среду своих друзей, то почувствовал, насколько был там одинок и оторван от этой среды. У меня не получилось влиться в общество московских художников: приходилось много работать, это была потогонная система, потому что снимая квартиру, я не мог остановиться. Параллельно, конечно же, рисовал и именно графикой увлекся в Москве. Этот город в какой-то степени повлиял на мой почерк. И эта встреча стала для меня переломной – я почувствовал, что мне надо возвращаться на родину. На следующий день написал заявление об увольнении, и уехал в Челны. 

В 2012 году я переехал в Казань, чтобы работать в клубе художников «Кинетик Макс». Бизнесмен Максим Борисов увлекался искусством и захотел сделать на базе дизайнерской студии клуб художников. Он проработал где-то год, но за это время мы смогли создать проект «Марка», в котором собрали около 70 работ, в том числе и международные: одну привезли из Египта и одну из Финляндии. Рисунки были сделаны под формат марок, только в большом размере. С этой выставкой мы прокатились по разным городам: Челны, Казань, Ижевск, Уфа и Елабуга. Причем в каждом из них присоединялись художники, которые привносили что-то новое в проект. Смотря на коллекцию сейчас, очень сильно чувствуется временное пространство в экспозиции: появились сотовые телефоны на картинах, другие предметы, которых не было, когда проект стартовал. Сейчас у нас более 100 работ. Клуб исчез, а проект продолжается, живет.

Я вернулся после закрытия клуба в Челны, но эти проекты продолжал: не бросил, взял на себя ответственность, доводил до конца. И по итогу получилось так, что выставки можно проводить где угодно. Например, самая недавняя прошла в Зеленодольске.

— После возвращения что вы можете сказать о развитии изобразительного искусства в Челнах?

— Наш город очень творческий. У людей желание творить идет изнутри. Челны располагают к развитию искусства: здесь нет такого бешеного ритма, как в Москве, есть возможность остановиться и подумать. Также город тесно связан с природой: рядом Кама и лес. Плюс мы находимся на стыке столкновения степи и леса: со стороны Удмуртии у нас — лес, а со стороны Альметьевска идет степь. Это уникальное расположение. Тут еще удобный транспортный узел: отсюда одинаково можно доехать до Ижевска, Уфы и Казани. Челны находятся по серединке. В город часто привозят талантливых художников и картинная галерея активно работает: проходят выставки и начинающих, и опытных мастеров.

В современных тенденциях заметно активное развитие digital-art. Я бы хотел внести инициативу со своей стороны, чтобы художники цифрового искусства могли выставляться в городе и развивать экспериментальные виды искусства. Например, Данил Ахметшин, один из ярких представителей молодого поколения художников, старается творить в этом направлении. 

Художник — это человек мира. Если он талантлив, то будет таким и в небольшом городе, и в столице. Уехать всегда проще всего. Да, надо путешествовать, но нельзя забывать, где твоя родина. И в принципе, тот облик горда, который есть, формируется благодаря его жителям. Возможности в Челнах есть: Совсем недавно челнинцы распробовали различные мастер-классы, на которых любой может заняться искусством. Таких мероприятий сейчас масса в городе.

Почему вы решили попробовать себя в роли председателя правления городского Союза художников?

— Так получилось, что более молодого поколения художников нет. Мне сейчас 39 лет, я художник среднего возраста, все остальные постарше. Сейчас нужно принимать современные тенденции, обновляться, делать новое. Взять тот же digital-art: художники старшего поколения как искусство его рассматривать не будут. Но жизнь вносит свои коррективы. Я за то, чтобы это обновление произошло. 

Еще одна причина: у Союза художников очень большой долг по жилищно-коммунальным услугам, и этот вопрос надо как-то решать, причем решать конструктивно и оперативно. Суть в том, что с художниками из Союза я знаком с 1999 года, многие из них мои близкие друзья. Союз стал родным домом, в стенах которого я формировался.

Ленар Ахметов: Челны располагают к развитию искусства

А чем сейчас занимаются художники Союза? 

— В данный момент художники продолжают работать в мастерских. Процесс идет, несмотря на любые обстоятельства: Мадияр зарисовки какие-то делает, Хамза Шарипов планирует новую серию работ.

Придя в Союз, хотите ли вы в нем что-то изменить?

— У меня есть сильное желание, создать в Союзе секцию «Художественная фотография», чтобы  профессиональный уровень рос и при этом фотографы тоже имели право выставляться на различных площадках. Плюс секция «Современных видов искусства»: стрит-арт, digital-art и видео. 

Наша основная цель — организация выставок, поддержка старшего поколения и молодёжи, появление диалога между ними. Именно этот вопрос сейчас стоит очень остро. Я родился в «железном веке» — 80-е, 90-е– это пластиковый век, сейчас век информационный. Важно, чтобы люди железного века и информационного смогли как-то договориться между собой. Кроме того, нужно тесно сотрудничать с администрацией, как это было раньше. Она открыта к диалогу.

Также городу не хватает музея с постоянно действующей экспозицией с картинами. Вот скажем, галерея современного искусства в Казани. У них на первом этаже постоянно действующая экспозиция, а остальные этажи сменные. Городу нужен челнинский «Эрмитаж», потому что галереи все у нас в основном сменные. Хотя если заглянуть в запасники, то там собрано все самое ценное, что было создано в городе раньше. Но это все в запасниках. Хорошо было бы, если бы люди смогли их увидеть. Ведь есть очень много художников, которых, к сожалению, уже нет с нами, но они по-своему уникальны, их искусство интересное. Почему бы его не показывать?

Согласна с вами. Ленар Замилевич, насколько я знаю, вы занимались проектированием и реализацией частных, общественных интерьеров. Расскажите подробнее об этом.

— Когда я работал в Союзе художников, была компания «МАРКА», которая занималась изготовлением архитектурных макетов для Нижнекамской ТЭЦ и энергетического университета в Казани. И для нашей ТЭЦ макет строили, причем, как сейчас помню, делал мини-версию деаэратора двойного назначения. Совершенно уникальное оборудование, которое есть в нашей ТЭЦ, и мы его создали в разрезе для наглядности. Также занимались реализацией интерьеров и экспозиции в музее истории города.  Еще я расписывал потолок в ЗАГСе. Недавно делал роспись в бульваре «Дежа Вю». Так или иначе, в городе есть много работ, как напоминание о том, что создали и улучшили.

Ленар Ахметов: Челны располагают к развитию искусства

Вот с учетом вашего прежнего опыта, будет ли Союз художников как-то взаимодействовать с местными архитекторами? Тем более, в Челнах нет главного архитектора.

— Нам необходимо взаимодействовать с архитекторами. У города есть свой облик, но он еще развивается. Наша задача в том, что если появляется стрит-арт, он должен проявляться в разных стилях. Чем разнообразнее будет, тем лучше. Например, Ханов сотрудничал с Ринатом Насыровым, главным архитектором. И вот результат – бульвар Энтузиастов. Сейчас это фишка и эталон нашего города.

А вы сами как человек как оцениваете архитектуру и внешний облик Челнов?

— Мне очень нравятся районы новостроек — 65 комплекс. Здесь много кирпичных домов близких к модному сейчас стилю лофт: в архитектуре используется декоративный кирпич и панорамное остекление. Эти дома сильно отличаются от зданий построенных раньше.

Челны – это город неба, здесь его огромное количество. Я думаю, что зданиями можно его где-то уплотнить. У нас очень много горизонтали, а хочется вертикали. К примеру, сейчас строят новый жилищный комплекс «Междуречье». Я создавал макет этого проекта для компании «МАРКО» 12 лет назад. Тогда проекты заморозились из-за финансового кризиса и реализовывать их начали сейчас. Лично наблюдаю за тем, как это все происходит и радуюсь, что не зря этот макет делал. «Междуречье» может стать новым прекрасным местом на ГЭСе. На сегодняшний день старый город благодаря набережной начал трансформироваться. Процесс идет: я вижу, что город развивается. 

Есть здания, которые, по вашему мнению, портят вид города?

— Знаете, я даже затрудняюсь ответить. Я вижу стилистические временные моменты в городе. И мне не хотелось бы, чтобы старые здания закатывали в композит. Необходимо сохранить их аутентичность, путем хорошего косметического ремонта. Таким образом,  люди смогут сказать: «Ага, это здание эпохи застройки. Посмотрите на мэрию – это олицетворение брутального конструктивизма своей эпохи, так как использовался ракушечник». Мне очень нравится территория мэрии в сочетании с площадью.

 Если в целом посмотреть, у нас в очень образцовом и порядковом состоянии город. Он зеленый, мы утопаем в зелени. У меня друзья из Финляндии приезжали, и сравнивая Челны с Казанью, отметили, что город такой зеленый. Челны им очень понравился. 

Это сравнение дорогого стоит. А если посмотреть на мой вопрос с другого ракурса. Возможно, вы слышали о том, что часть горожан нередко выступает против выбора цветов для фасадов во время проведения капремонта. Исполком в этом году решил пойти навстречу и выслушать мнение местных архитекторов. Что вы думаете об этой ситуации в целом?

— Когда их только закрашивали, фасады были очень яркие, кричащие. И это казалось диким. Сейчас, если вы обратите внимание, эти краски выгорели. Так что такого диссонанса среди горожан уже не возникает. Думаю, в какой-то степени природа все равно делает свое дело. Солнце все равно съедает этот пигмент, делая бледным. У меня тоже было отторжение поначалу, но постепенно я заметил, что цвет выгорел, и все стало гармоничным. Вот если бы они покрасили изначально бледно, то краска просто выцвела бы, и смысл красить эти фасады тогда? Сейчас этих разговоров стало гораздо меньше. А сотрудничество исполкома с архитекторами говорит о демократичности, что очень хорошо. Получается, что каждый из нас в городе может быть художником Челнов. На сегодняшний день коммуникация между человеком и властями налажена лучше как никогда. У меня уже была встреча с руководителями исполкома. Они открытые и готовые к сотрудничеству. Более того, у нас уже есть планы совместной работы. 

Расскажите поподробнее о ваших планах.

— Я бы хотел видеть больше национальной идентичности. Чтобы приезжая в Челны, человек понимал, что это татарский город, что мы находимся в Татарстане. Нужен национальный знак или орнамент на фасаде. Не просто рисунок на отвлеченные темы, а что-то из традиции. Или создать синтез традиции и современности. Сейчас от Союза исполкому нужны более конкретные и конструктивные предложения. Также нужно умение уступить друг другу, для результативного диалога.

Ленар Ахметов: Челны располагают к развитию искусства

Поняла вас. Кстати, в Челнах буквально на днях появился новый мурал художника Марата Билялова. Он нарисовал яблоню на фасаде дома, хотел отразить тему плодородия. Что вы думаете о таком виде искусства?

— Довольно жизнеутверждающий мурал. Мне понравилось. Само по себе дерево на фасаде является природным элементом, плюс по цвету все очень гармонично. Лично хотел бы поблагодарить Марата за то, что он делает в городе. Вот он, конкретный примерного, что человек в одиночку меняет облик города. За ним, конечно, стоят люди, но, тем не менее, на фасаде работает он. Я бы хотел с Маратом более тесно работать. Сейчас он сам по себе, Союз тоже, а нужно объединяться. Мне очень импонирует то, что он делает.

— А как вы относитесь к уличному искусству в целом? 

—  Уличное искусство не должно быть вандализмом. Оно должно создаваться на высоком уровне: хорошими материалами, на подготовленной поверхности. Главное — передать позитивный посыл. Как раз сейчас в городе наступает эпоха стрит-арта. Мы к этому подошли – в Челнах появились прекрасные рисунки на фасадах. И в данный момент я не вижу каких-то пролетов в стрит-арте — все приемлемо и неприятных ощущений не возникает. 

К примеру, в Казани, в середине нулевых, мы проводили фестиваль стрит-арта. И там был резонансный момент — некоторые рисунки создавались на хайпе. На одном таком фасаде была нарисована женщина с бараньей головой. Да, один раз ты увидел, удивился и пошел дальше. Но другое дело, когда ежедневно перед глазами этот рисунок – возникает неприязнь, отторжение. Вскоре посыпались жалобы со стороны жителей домов, потому что им тяжело жить с таким изображением на фасаде. Именно из-за этого важна деликатность. Это общественное пространство, оно затрагивает свободу других людей. Художник должен учитывать этот момент, что он рисует не только себя, что это влечет за собой ответственность. Уличное искусство должно быть современным, с учетом архитектуры, тенденций, и национальной идентификации. Также хочется отметить, что у нас в городе нет ни одного граффити с национальным колоритом Татарстана.

Развито ли тогда вообще уличное искусство в Челнах?

— У меня ощущение, что оно только-только начинает появляться в Челнах. Взять те же муралы на фасадах, они появились недавно. Но их появление радует. Раньше было ощущение, что этого вида искусств не хватает. Одними квадратами на фасадах уже не отделаешься. Думаю, время само подсказало и подвело к этому. Ведь если они появились – значит, в этом есть потребность. И эта тенденция будет дальше расти. 

У меня когда-то была мысль, что Челны — город галерея. У нас белый город – значит, это холст, и он просит изображений, красок. Могу предложить одну идею, чтобы комплекса можно было различать по рисункам на фасадах. В Челнах, как в фильме «С легким паром», нередко можно зайти не в тот дом. И данное решение может придать изюминку городу. «Дом с яблоками» — и сразу понятно, 53 комплекс.

Интересное решение. Ленар Замилевич, а вы не следили за обсуждением проекта реконструкции весьма значимого для города здания драмтеатра «Мастеровые»? Что вы думаете об этом проекте?

— Думаю, архитектор в какой-то степени права: идентификации, что это театр действительно не возникает. Она сделала очень грамотное замечание. Здание еще в процессе строительства, поэтому это можно учесть, исправив тем самым ситуацию. Что хорошо – стилистически здание подходит нашему городу. Дизайны зданий «Мастеровых» и ЗАГСа находятся в таком гармоничном диалоге, что не возникает противоречий. Также могу отнести к плюсам площадь, которая увеличится. Взять, например, парковочные места: человек приедет на личном автомобиле, оставит на парковке, насладится спектаклем и потом спокойно уедет без каких-либо проблем. Или же может выйти и прогуляться по парку. 

— А как вы относитесь к набережной имени Табеева? Что думаете о планах по застройке компанией «Талан»?

— С набережной у меня возникают позитивные ощущения. Чувствуется тенденция к развитию, но в тоже время чего-то не хватает. Каких-то малых архитектурных форм. Я там прошелся, и мне показалось, что там отсутствует искусство, хоть и ощущается современная тенденция. Я бы хотел увидеть на набережной различные зоны с композициями, где можно просто присесть и созерцать панорамные виды. Проблема в том, что негде даже присесть, нет места. Но выглядит проект интересно. Есть только одно «но»: жилые и общественные пространства нежелательно строить рядом друг с другом. Представьте, люди живут там, и ближе к вечеру на улице веселятся, шумят, включают громко музыку. В данной ситуации было бы хорошо в сторону набережной построить отдельную зону отдыха, чтобы вся «движуха», которая там появится, не мешала людям жить.

А как вам мечеть Джамиг?

— Это уже совершенно новая трактовка: подобных мечетей ни в Казани, ни в Уфе нет. Здание очень хорошо смотрится. Мне очень нравится, что она современная. Единственное, может возникнуть противоречие со зданием мэрии. Думаю, нужно было найти хотя бы один соединительный стилистический элемент. К примеру, тот же ракушечник на фасаде, только с подачей в виде орнамента.

Ленар Ахметов: Челны располагают к развитию искусства

Вы затронули Уфу и Казань. Насколько я знаю, вы ещё активно работаете с Удмуртией. Чем по-вашему отличаются Челны от остальных городов с точки зрения искусства?

— У нас основная тенденция – это искусство авангардного плана. Если посмотреть на сам город, он состоит из кубиков, весь угловатый и квадратный. Передовое авангардное искусство оно живет в Челнах. Казань — более классическая, но там и среда совсем другая. В Удмуртии например, больше работают с натуральными материалами. Лес для них — это священное, а дерево — это связь с Богом. 

Последний вопрос. Что самое первое вы хотели бы сделать на новой должности? Возможно, уже есть какой-то проект, который хотите реализовать?

— Самым первым будет решение основной проблемы — это долги по ЖКХ. Нужно начать искать решения, путем или обращения к президенту художников, или сотрудничества с отделом культуры. Сейчас я планирую занять очередь в картинной галереи для выставки нашего Союза Художников, чтобы проект реализовался. Сейчас вот закончится интервью, и я пойду в Картинную галерею. Также поступило предложение: сделать выставку в татарском драмтеатре. Основная моя задача — это максимально показать челнинцам всех художников союза и чтобы мы все дружно выступили в одном пространстве. Нам нужно объединиться, прежде всего. Раньше было сложно всех собрать:  каждый был сам по себе. Это думаю, будет хорошим жестом и началом для нас.


Читайте также: «Мой Ютуб-канал — это для меня особая миссия»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *