Ильдар Гильмутдинов: Нельзя допускать подростков к контенту, который призывает к самоубийству или пользованию оружием

как он оценивает современное состояние системы образования
Депутат Госдумы от Татарстана рассказал, как он оценивает современное состояние
системы образования, каковы перспективные направления ее развития и что нужно
сделать для обеспечения безопасности в школах.

Гостем программы «Татарстан Онлайн» стал депутат Госдумы, первый заместитель председателя комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов. Парламентарий поделился своими мыслями о проблемах и перспективах сферы образования. 

— По каким-то позициям после того, что было в советское время, мы сдали, — высказался спикер. — Главный человек в школе, в системе образования — это педагог. Начиная с 90-х годов мы в какой-то мере перестали это понимать. Причины такой ситуации понятны. Это и низкие зарплаты, и другие возможности заработка. Педагоги востребованы во всех других отраслях. Особенно мужчины, многие из которых ушли в административную работу. Впоследствии эта ситуация привела к тому, что лучшие выпускники, абитуриенты перестали поступать в педагогические вузы.

Раньше, считает Гильмутдинов, профессия педагога была очень престижной. Но после развала СССР она потеряла свой престиж. И в педагоги стали идти те, кому не удалось поступить в другие вузы. Кроме того, полностью перекроили систему школьного воспитания. Комсомольские и пионерские организации ушли в прошлое, а достойной альтернативы им так и не было предложено.

— Сейчас возвращается понимание, что необходимы наставники, вожатые — люди, которые работали бы в этом направлении, — подчеркнул депутат.

Ильдар Гильмутдинов: Нельзя допускать подростков к контенту, который призывает к самоубийству или пользованию оружием

Появились и новые вызовы, которые кардинально изменили систему образования. Одним из них стал Единый государственный экзамен, введенный в 2002 году. По этому вопросу специалисты до сих пор не могут прийти к общему знаменателю.

— Уже 19 лет мы обсуждаем ЕГЭ. Одни говорят, что давайте его отменим и вернем, как было раньше, чтобы все экзамены сдавали — и в школе, и при поступлении в вузы. Есть позиция и дальше совершенствовать Единый государственный экзамен, чтобы избежать метода тыка, когда ребята пытаются случайно ответить и забывают о необходимости других предметов. У нас понимание есть, о чем тут нужно подумать, — говорит Гильмутдинов.

Вместе с тем, как отметил народный избранник, какие-то практики СССР вполне могут перениматься в отдельных случаях, как и все остальные лучшие примеры обучения разных стран и периодов. 

— Все изучают современные возможности совершенствования системы образования. Берут лучшее из прошлого, перенимают опыт из других стран. Система образования очень консервативна, непросто внедрить новизну, но, тем не менее, мы смотрим в прошлое и стараемся учесть все лучшие возможности настоящего, — отметил спикер.

Так, например, одной из успешных практик СССР была отработанная методика подготовки кадров для вузов. Дети и педагоги еще со школы знали, кто будет учиться на преподавателя.

— Нам нужно учитывать эти подходы и сформировать хорошую федеральную и республиканскую программу, нацеленную на комплексный подход подготовки кадров, — убежден парламентарий. — Это не просто собрать лучших и пригласить вузы, а еще и создать условия, мотивировать.

Спикер также поделился своими соображениями о том, как конкретно нужно стимулировать молодых людей идти в педагогические вузы. Он перечислил следующие мотивационные меры:

— увеличение зарплаты учителям;

— повышенная стипендия для студентов (такая мера уже практикуется — некоторые студенты педагогических вузов получают по 15 тысяч рублей);

— обеспечение молодых учителей жильем в сельской местности;

— увеличение количества практических занятий;

— совершенствование методик обучения;

— создание возможности работать учителем после трех курсов обучения.

Ильдар Гильмутдинов: Нельзя допускать подростков к контенту, который призывает к самоубийству или пользованию оружием

За последние пять лет в сфере образования произошло немало изменений в положительную сторону. Так, в частности, несколько лет назад при формировании бюджета страны была заложена программа поддержки регионов в строительстве школ и детских садов. После этого субъекты и сами стали активно выделять деньги на такие нужды. Со следующего года планируется запустить федеральную программу капитального ремонта школ. Для Татарстана она станет неплохим подспорьем в связи с растущей потребностью населения в новых школах и детских садах, за которой порою трудно бывает угнаться. По словам парламентария, республика может похвастаться достаточно высокими темпами строительства образовательных учреждений. Даже пандемия не оказала на них существенного влияния. 

— Татарстан, как ни один другой регион, в первых рядах строит школы и детсады и ремонтирует их, ясельные группы появляются, — подчеркнул Гильмутдинов. — Нам нужно еще увеличить темпы. И как на федеральном, так и на республиканском уровне мы это сделаем, чтобы снять вопрос двух смен. Больше 100 школ в республике учатся в 2 смены. Если мы сейчас не будем этим заниматься, некоторые школы могут вообще перейти на третью смену.

Еще одним позитивным изменением стал федеральный закон о горячем питании. Благодаря ему в Татарстане начался ремонт столовых почти двухсот школ и поднялся вопрос о повышении зарплаты поварам. Зарплатами сотрудников образовательных учреждений занимаются региональные власти. По мнению Гильмутдинова, им нужно активнее прорабатывать этот вопрос при распределении средств. Он считает, что 70% зарплаты учителей должны быть базовой постоянной, еще 30% идти от региональных надбавок, в том числе доплаты за стаж. Этим вопросом занимается рабочая группа в Госдуме. После повышения доходов преподавателей, по мнению Гильмутдинова, вырастет и зарплата других сотрудников школ.

Народный избранник также рассказал, в чем он видит слабые места современной системы образования. По мнению депутата, сейчас в школах отодвигается на задний план элемент воспитания. В то время как это важнейшая составляющая образовательного процесса. И функцию воспитания наиболее полно реализовать можно только при очной форме обучения. Кроме того, важно, чтобы педагоги понимали, как правильно работать с детьми.

— Воспитывать можно только на позитиве, — отметил спикер. — Только на хорошем. На отрицательном, на негативе воспитывать невозможно, нельзя этого делать.

Ильдар Гильмутдинов: Нельзя допускать подростков к контенту, который призывает к самоубийству или пользованию оружием

Еще одной проблемой современной сферы образования является тот факт, что родители в последнее время стали проявлять излишнюю активность и вмешиваться в процесс обучения. Если они считают, что по отношению к их ребенку предъявляются неправомерные требования, то они сразу поднимают шум или высказывают недоверие учителю.

Более того, зачастую родители пытаются даже диктовать педагогам то, по каким программам те должны заниматься. По мнению Гильмутдинова, это в корне неправильно. Школы имеют полное право сами устанавливать образовательные программы. Однако, как отметил спикер, далеко не в каждой из них руководство помнит об этом.

Для того, чтобы улучшить работу системы образования, по мнению депутата Госдумы РФ, нужно:

1) Мотивировать детей, а не заставлять их «зубрить».

2) Больше заниматься с детьми в возрасте до пяти лет, готовить кадры для дошкольного образования. Поскольку в этот период ребенок очень хорошо усваивает новую информацию. По словам Гильмутдинова, до пяти лет ребенок может даже овладеть несколькими языками. Нужно, чтобы у нас были обучающие игровые методики и воспитатели, владеющие ими.

3) Вернуть в школы медсестер и медкабинеты. Уделять внимание подготовке врачей для работы в образовательных заведениях.

4) Сократить объемы отчетности, которая отвлекает учителей непосредственно от образовательного процесса.

5) Уменьшить количество проверочных работ. Депутат Госдумы отметил, что такую задачу они уже поставили перед Рособрнадзором.

Ильдар Гильмутдинов: Нельзя допускать подростков к контенту, который призывает к самоубийству или пользованию оружием

Одним из самых животрепещущих вопросов в связи с трагедией в казанской гимназии №175 стала тема защищенности школ. По мнению Гильмутдинова, для ее обеспечения важно закрепить ответственность за безопасность за учредителем.

— Учредителем школ являются муниципалитеты либо региональные или федеральные органы власти, — пояснил спикер. — И они должны предусмотреть формирование бюджетов образовательных организаций, в том числе средства на обеспечение безопасности. И должен быть определенный стандарт по стране для обеспечения безопасности. 

Гильмутдинов вместе с другими депутатами выступает с такой инициативой еще с 2012 года. Недавно он уже в третий раз направил в правительство свой законопроект о возложении ответственности за безопасность в школе на учредителя.

Вопрос об антитеррористической защищенности требует комплексного подхода. Необходимо обращать внимание и на воспитание в семье и в школе, и на работу психологических служб, и на пользование интернетом. Отдельный акцент спикер сделал на последнем пункте.

— Нужно не допускать подростков к контенту, который призывает к самоубийству, пользованию оружием, к порнографии, — считает Гильмутдинов. — Интернет при всех своих позитивных сторонах имеет минусы, которые мы должны отследить, а также максимально изъять эти негативные аспекты влияния на подрастающее поколение. Насколько нам это удастся? Это очень сложный вопрос. Тем не менее этим тоже нужно заниматься. Вместе с родительским сообществом, специалистами, психологами. Нельзя сказать, что мы примем какой-то закон и все изменится.

Ильдар Гильмутдинов: Нельзя допускать подростков к контенту, который призывает к самоубийству или пользованию оружием

Во время эфира затронули также тему целевого набора в педагогические вузы для привлечения кадров в сельские школы. Зачастую их учащиеся оказываются в чем-то ущемлены, потому что из-за нехватки педагогов учителя иногда ведут не свои предметы.

— Мы пытаемся искать пути решения этого вопроса. Вот придумали программу «Земской учитель». Но, наверное, и этого недостаточно, — высказался Гильмутдинов. — Сейчас ищем другие варианты. Закон о механизме целевого приема и обучения у нас в полной мере не работает. Наши исполнительные структуры, министерства не отработали, я считаю, всю необходимую нормативно-правовую базу. Целевой прием идет, а потом не едут. Расторгают контакты, даже возвращают объем стипендии. Кроме того, на целевой прием иногда поступают по блату. И вузы жалуются, что приходят ребята с более низкими баллами, забирают места. Мне больше импонирует целевое обучение. Когда уже после 1,2 курса нужно заключать контракты и продумать так, что дальше ты не сможешь учиться, если не подпишешь целевой контракт.

Гильмутдинов остановился и на вопросе изучения родных языков. У некоторых сложилось такое мнение, что этот предмет не является обязательным, поэтому его можно не включать в образовательный процесс. Однако это неверно. Вместе с тем каждая школа сама определяет количество часов на родный язык. Родителям дается возможность выбора изучаемого языка.

В некоторых школах Татарстана все предметы, за исключением точных, таких как математика, физика, химия, ведутся на родном языке с 1-го по 11-й класс. Такая практика, по словам парламентария, является вполне успешной.  

В ходе разговора спикер выделил следующие задачи в преподавании родных языков и предметов на них:

1) Узаконить переводные учебники. Пока они не внесены в федеральный реестр, а значит, не обладают статусом учебников.

2) Разработать контрольно-измерительные материалы для тех, кто хочет сдавать экзамены на родном языке. Школы не виноваты в дефиците таких материалов, отметил спикер. Это недоработка и депутатов, и руководителей в сфере образования.

3) Подготовить программы, которые бы дали возможность школьнику в любой точке земного шара, где он находится, изучать родной язык. Такие как, например, «Ана теле» ( в переводе «Язык матери». — Ред.). Эта программа, которая функционирует уже несколько лет, позволяет изучать татарский язык. Ее аналогов для других языков пока, к сожалению, не разработано.

4) Проработать вопрос о проведении Олимпиады по родному языку.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *