Ильсур Метшин: Казань была и остается городом большого научного потенциала

В последние годы в столице Татарстана особое внимание уделяют развитию молодых ученых. Начиная со школы стараются пробуждать интерес подростков к различного рода наукам.

Мэр Казани Ильсур Метшин на традиционном деловом понедельнике порассуждал о развитии науки в Казани. Он отметил, что был период, когда наука в стране оказалась по вниманию на периферии, но сегодня государство наращивает возможности в этой сфере через увеличение финансирования национальных проектов (инициировал президент России Владимир Путин. - Ред.) федеральных вузов.

- Казань была и остается городом большого научного потенциала, - отметил Метшин. - Десятки имен казанских ученых навсегда вошли в историю. Их вклад в науку ценят во всем мире. Такие имена, как Лобачевский, Бутлеров, Вишневский, Завойский, Зинин, у всех на слуху.

В столице Татарстана реализуются меры поддержки для молодых ученых. Среди них конкурсы на соискание именных стипендий мэра Казани, премии имени Завойского и премии Арбузова за выдающиеся исследования в области фундаментальной и прикладной химии. Популяризация науки проходит в образовательных учреждениях, начиная со школ и подростковых клубов. Там доступны бесплатные занятия по науке и исследовательским темам. Работают кружки по авиамоделированию и робототехнике. Реализуется проект «Яндекс.Лицей». На бесплатных курсах обучают программированию, решают прикладные задачи, создают приложения с графическим интерфейсом. На сегодня в проекте принимают участие семь школ: IT-лицей КФУ, гимназия №102, лицей-интернат №2, гимназия-интернат №4, лицей №131, лицей им. Лобачевского КФУ, лицей №145. С детьми и подростками занимаются преподаватели вузов, профессиональные разработчики, школьные учителя и студенты старших курсов технических специальностей. 

Особое внимание научной сфере уделяется в Год науки и технологий. В течение него в Казани пройдет более 150 международных и всероссийских научно-практических конференций. В образовательных учреждениях города проводятся Дни науки, научно-практические конференции, интерактивные уроки и мастер-классы. Такие, как, например, всероссийский открытый урок «Наука и ты!», в котором приняли участие 140 тысяч 718 детей. С марта во всех учреждениях проходит инвентаризация и реставрация именных научных музеев, мемориалов и памятников.

К мероприятиям привлекают и детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, в феврале для них прошли городские соревнования по авиамоделированию. 

В Год науки и технологий в КНИТУ-КХТИ и в КГМУ прошли всероссийские олимпиады, на которых казанские студенты продемонстрировали высокий уровень знаний и заняли лидирующие позиции. Еще часть крупных международных и всероссийских конференций прошла на базе Казанского федерального университета.

В конце июля на озере Кабан запускается лекторий. На первой лекции 26 июля эксперты в сфере виртуальной дополненной реальности расскажут, как новые технологии делают жизнь лучше и почему компьютерные очки - не только развлечение. В течение лета также планируются лекции, посвященные беспилотному будущему, роботизации труда и искусственному интеллекту.

Мероприятия к Году науки включают в себя также увековечивание памяти прославленных ученых. В этом году в канун Дня российской науки в главном корпусе КНИТУ-КХТИ был открыт памятник выдающемуся ученому, академику, ректору Казанского химико-технологического института с 1964 по 1988 год Петру Кирпичникову. А с 26 апреля по 2 мая также прошла акция по благоустройству захоронений деятелей науки Татарстана. Были приведены в порядок 60 могил на Арском и Самосыровском кладбищах Казани.

- Наше влияние как муниципалитета на сферу науки достаточно ограничено. Тем не менее мы очень активно взаимодействуем с нашими вузами, вузовской молодежью, - отметил глава города. - И что очень важно, мы создаем достойные условия в наших школах, подростковых клубах по месту жительства. У детей нужно пробуждать интерес к науке со школьной скамьи. Сегодня в школах современное оборудование, лаборатории, которые позволяют эффективно вести образование. Там все чаще встречаются вузовские преподаватели. Мы очень поощряем связь школ с вузами. Есть и новые площадки. Это те же культурные центры - такой мощный локомотив, который мог бы вывести на новый уровень эту работу, а также наше общественное пространство. 

Такое усиленное внимание дает свои плоды. В Татарстане наблюдается положительная динамика по количеству стобалльников на ЕГЭ. В 2017 году в республике их было 126, в 2018-м - 192, в 2019-м - 199, в 2020-м - 225 и, наконец, в 2021-м - 256. В Казани 125 выпускников стали стобалльниками, из них семеро получили 100 баллов одновременно по двум предметам. Другим достижением является то, что в Казани средний школьный балл за ЕГЭ по русскому и математике оказался выше, чем в среднем по России. Если в Казани средние баллы за ЕГЭ по русскому языку и математике составили 74,5 и 60,39, то по России - 71,4 и 55,1 соответственно.

Средний балл за ЕГЭ по русскому языку остался примерно на уровне прошлого года: 74,57 против 74,61 в 2020-м. В то же время показатель выше, по сравнению с 2019 годом, когда он составлял 74,16. А вот по математике средний балл за ЕГЭ выше, чем годом ранее, но ниже, чем в 2019-м. Так, в 2019 году он составлял 64,01, в 2020-м - 58,45, в 2021-м - 60,42. 

Но по некоторым предметам результаты ЕГЭ были ниже, чем в прошлом. В их числе физика, литература, география, обществознание, история, немецкий и французский языки.

Стал известен также рейтинг лучших школ Казани по итогам ЕГЭ-2021. Он выглядит следующим образом:

Топ-10. Русский язык

1. Частная школа «Елена-Сервис»

2. Инженерный лицей КНИТУ-КАИ

3. Лицей №131

4. Лицей Лобачевского

5. Лицей-интернат №7

6. Гимназия №2

7. IT-лицей КФУ

8. Гимназия №122

9. Гимназия-интернат №4

10. Гимназия №19

Топ-10. Математика

1. Лицей №131

2. IT-лицей КФУ

3. Инженерный лицей КНИТУ-КАИ

4. Лицей-интернат №2

5. Лицей Лобачевского

6. Гимназия №7

7. Частная школа «Елена-Сервис»

8. Гимназия №27

9. Гимназия №175

10. Школа №68.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
5 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Женя
Если не только побуждают интерес подростков к науке но и финансируют -это прекрасно.
0
0
Ответить

Анна
@Женя Финансы то может и есть, но много ли доходят до научного сотрудника?
0
0
Ответить

Катя
какие достойные условия созданы в школах для пробуждения интереса к науке?
0
0
Ответить

Марина
у кого можно узнать, как попасть в такую школу, которые вошли в рейтинг лучших?
0
0
Ответить

Алия
Если бы все выделяемые деньги доходили бы до учёных, то и открытий было бы больше, а не так что великие учёные или изобретатели живут в нищите
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite