однако на деле это если не невозможно, то крайне маловероятно.
«Партия пенсионеров за социальную справедливость» – как видно даже по названию — «отраслевая», которая защищает интересы конкретного социального слоя. Хотя партия и является одной из наименее ярких на политической арене, все же она активно участвует во всех возможных электоральных процессах. Думские выборы не стали исключением.
По данным ЦИК РФ, общефедеральную часть списка Партии пенсионеров возглавили председатель центрального совета партии Владимир Бураков, а также его заместители Владимир Ворожцов и Андрей Широков. В составе списка – 277 кандидатов.
Партия пенсионеров имеет право участвовать в выборах без сбора подписей в связи с наличием у них по итогам прошлых выборов фракций в 12 региональных парламентах.
В программе партии, датированной 2017 годом, по большому счету не содержится ничего экстраординарного. На первом месте, понятно, манифест против пенсионной реформы – это практически кредо партии. Стоят и иные задачи — решение экономических проблем, реформы систем здравоохранения, образования и социальной адаптации. Но в целом экономика, промышленная политика, ЖКХ и прочее в программе откровенно вторично. Партия пенсионеров практически полностью концентрируется на проблемах именно людей пожилого возраста, так что программа ожидаемо однобока.
Руководитель татарстанского отделения партии Виталий Смирнов в разговоре с журналистом KazanFirst подчеркнул, что политическая повестка партии целиком и полностью основана на запросах избирателей.
– Каких-то отдельных целей на этих выборах у нас в Татарстане нет. Наша задача – максимально содействовать достижению главной цели – формированию фракции Партии пенсионеров в Госдуме, — утверждает собеседник.
Виталий Смирнов отметил, что у нас в стране много проблем – они есть и в здравоохранении, и в образовании, и в пенсионном обеспечении, и в экономике, и т.д. Однако, по его мнению, классифицировать, ранжировать их как ключевые или не ключевые вряд ли будет правильно.
– Если не решить, допустим, проблем с образованием и медициной, то лет через десять заниматься, например, экономикой и финансами будут больные неучи. Или малограмотные доходяги. С понтами немереными, выращенными на тучных нивах ютуба и тик-тока, — высказывает мнение собеседник.
Он подчеркнул, что главное – это законы, в России нужно срочно принимать много жёстких законов, которые обеспечат быстрый рост экономики.
По его словам, формат работы с избирателями на этих выборах будет довольно традиционным – пикеты, встречи, дебаты на телевидении и радио. Следует отметить довольно неожиданный факт – у татарстанского отделения Партии пенсионеров есть свой Телеграм-канал.
– Какие-то дорогостоящие ресурсы агитации, естественно, вряд ли сможем использовать. Поставить штук 50 баннеров в Казани мы, ясное дело, не сможем. Мы рассчитываем преодолеть необходимый барьер в целом по России. Естественно, разброс по регионам будет значительным, – поделился Смирнов.
Пока же следует отметить, что в «новейшей» истории партии самым громким инфоповодом стало то, как уборщица поселковой администрации Марина Удгодская победила на выборах главы поселения в Костромской области. Она представляла именно Партию пенсионеров. Сомнительно, что ее принадлежность хоть на что-то влияла в этой истории, но факт остается фактом.
Ответственный секретарь Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ Андрей Большаков считает, что никаких революционных итогов от данной кампании ждать не следует.
– Когда в отдельных публикациях отдельных СМИ появляются сообщения, что 5%-ный барьер запросто проходят «Новые люди» или «Пенсионеры России» – это не что иное, как политические технологии. Реально могут пройти в Госдуму РФ, по данным всех основных социологических центров РФ, только 4 парламентские партии, которые были представлены и в предыдущем составе. «Пенсионеры России» являются партией-спойлером для КПРФ, «Справедливой России» и участвуют во всех выборах разного уровня. Но обычно серьезных успехов не добиваются, – напоминает эксперт.
По его словам, пенсионеры предпочитают голосовать за парламентские партии.
– Понятно, что тема пенсионной реформы в ближайшие годы будет болезненной и наиважнейшей для россиян. Многие аналитики от экономики прогнозируют «отмену пенсий», второе повышение пенсионного возраста где-нибудь в 2030 году. Поэтому находится много политических сил, которые пытаются эту тему оседлать, в том числе и на всероссийских выборах. Но 2-3% – это предел Партии пенсионеров на общероссийских выборах, если только не случится мощная пиар-кампания в канун выборов или перед самым их началом. Но, судя по всему, таких кампаний не предвидится, – прогнозирует собеседник.
Политолог Руслан Айсин утверждает, что пик политической популярности Партии пенсионеров давно прошел.
– Это было еще в середине 2000-х годов, когда партия только зарождалась и волна интереса к ней была связана с монетизацией льгот. В последующем партия, которая набрала вход, была успешно влита в «Справедливую Россию» Миронова, а именно под него и создавалась эта партия, которая была обозначена Сурковым как «вторая нога партии власти». Потом, по сути говоря, партия пенсионеров хоть и реанимировала свой бренд, но уже не представляла той силы, которой она была в середине-конце 2000-х годов, – напоминает собеседник.
По его словам, вообще любые партии, которые претендуют на некую отраслевую ограниченность, имеют свою нишу, но редко добиваются каких-то успехов.
– Идея о том, что за Партию пенсионеров будут голосовать пенсионеры, на самом деле не очень правильная, даже, я бы сказал, не очень умная с политтехнологической точки зрения. Все потому, что пенсионеры хотя и являются наиболее электорально активной частью нашего населения, имеют свои политические предпочтения. Они не голосуют сугубо потому, что в названии партии есть наименование «пенсионеры». Они голосуют за разные структуры – «Единую Россию», КПРФ, за ЛДПР кто-то голосует. Есть среди них и либеральный электорат, особенно среди интеллигенции. Поэтому у Партии пенсионеров большой перспективы нет, – рассуждает Айсин.
Он убежден, что попытка эксплуатировать тему снижения пенсионного возраста тоже вряд ли имеет какие-то реальные перспективы по той простой причине, что на этой теме «протаптываются» все, кому не лень, – среди системной и несистемной оппозиции.
– Поэтому эта тема не новаторская. Более того, избиратель захочет отдать свой голос той политической силе, в которой он видит реальную мощь или потенциал к тому, чтобы реализовать его запрос. И если он видит, что партия маленькая, что у нее практически нет шансов пройти в Госдуму, то вряд ли он будет отдавать ей свой голос, понимая, что он просто пропадет, – считает эксперт. – Других фишек у Партии пенсионеров нет, как нет и какой-то стройной идеологии. Идеология, которая была у Партии жизни Миронова: «Мы за хорошую жизнь» – это тоже абсолютно не политическая программа. Говорить «мы за все хорошее, против всего плохого» – это достойно всяких похвал, но в политике это не прокатывает. Серьезный популизм – это тоже большое искусство, серьезная политтехнологическая работа, тем более что наш избиратель уже искушен.
Comment section