«Зеленой» политики в России фактически нет, но если сменит цвет, она может появиться

которые сложно отличить друг от друга
В России две экологические партии, которые сложно отличить друг от друга, – они
слабые, незаметные и не имеют никаких перспектив на выборах в Госдуму. Однако
сама экологическая повестка имеет спрос, особенно в «ресурсных» регионах.

В нынешних выборах в Госдуму участвуют две экологические партии – «Зеленые» и «Зеленая альтернатива». Обе маленькие и незаметные, так что расскажем немного об обеих.

Партия «Зеленые» была основана в 1993 году главным государственным санитарным врачом «Госсанэпиднадзора»  Евгением Беляевым и министром «Минприроды России» Виктором Даниловым. Федеральный список кандидатов от «Зеленых» состоит из 232 человек, одномандатный – из 94 кандидатов. В общефедеральную часть списка вошли 10 кандидатов, среди них председатель партии Андрей Нагибин, а также два сопредседателя – Сергей Ревин и Сергей Шахматов.

В программе партии исключительно экологическая тематика, «социалки», экономики и прочего нет и в помине.

«Зеленая альтернатива» была основана в 2019 году экоактивистом Русланом Хвостовым. Федеральный список партии возглавили три девушки: певица Виктория Дайнеко, экоактивистка Соня Гудим и журналистка Ксения Качаева. Также в федеральный список вошли депутат Госсовета Коми Виктор Бетехтин и доктор экономических наук Александр Долгушин. Всего партия выдвинула список из 222 кандидатов, 34 одномандатника.

– Это наш первый опыт участия в выборах в Госдуму. Всего кандидаты делятся на 42 группы, которые охватывают всю территорию России. Основным нашим посылом, поскольку мы нишевая партия, является экология, – сказал Руслан Хвостов.

Между манифестами и программами двух партий сложно найти отличия — по сути, одно и то же написано разными словами.

Следует отметить, что в публичном пространстве ни та, ни другая партия практически не видна. Активисты участвуют в каких-то местечковых акциях, протестах, но по большому счету избиратели их не видят. Хотя в стране постоянно происходят какие-то экологические проблемы, партии фактически не смогли «поймать волну» и как-то закрепиться хотя бы на региональном уровне.

«Зеленой» политики в России фактически нет, но если сменит цвет, она может появиться

Можно вспомнить уже легендарный Шиес, борьбу за Куштау в Башкортостане, разлив нефти у Новороссийска и многое другое. Во многих регионах жители обеспокоены экологическими проблемами, но в политическую плоскость эта повестка так и не перетекла. Возможно, это связано с тем, что в каждом регионе проблемы совершенно разные и единое экологическое движение под общим актуальным лозунгом создать проблематично.

Опыт западных стран показывает, что на политическом уровне экополитика может быть очень мощной и актуальной. Однако размеры стран, и, соответственно, климат, и прочие экологические условия несопоставимы. Тем не менее у российского общества в целом начинает формироваться запрос на более осознанное отношение к экологии, так что есть вероятность, что через некоторое время заметная эколого-политическая сила появится.

Пока же обеим партиям сложно рассчитывать на успех на думских выборах. У них нет ни поддержки, ни ресурсов, ни внятной сети региональных штабов, ни публичной узнаваемости.

Ответственный секретарь Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ Андрей Большаков отметил, что из 14 партий, которые зарегистрированы на выборах в Госдуму РФ, достаточно заметную деятельность осуществляют 5-7 партий. И их количество постоянно сокращается.

– Например, «Патриоты России» вошли в состав «Справедливой России». Многие партийные проекты существуют в течение одной кампании и затем перестают работать. То есть это не более чем политическая технология. Наиболее популярны партии-спойлеры, которые должны оттягивать голоса, например, у КПРФ, – сказал собеседник.

«Зеленой» политики в России фактически нет, но если сменит цвет, она может появиться

Он напомнил, что экологическая проблематика была сильна в нашей стране в эпоху перестройки, но затем падение производства и экономики создало ситуацию, когда на первое место вышли партии, ратующие за радикальные идеи, эффективную социальную политику и прочее.

– Новый всплеск интереса в стране к экологической проблематике возник в 2010-2021 годах. Контекстом стало движение к «зеленой экономике» в западных странах и Китае. Но если правительственные структуры все время тормозят движение России в этом направлении, руководствуясь тем, что наша экономика во многом носит карбонатный характер и часть проектов в рамках «зеленых программ» нам просто не выгодны, то активные граждане в ряде регионов страны пытаются защитить ряд природных объектов, которые они расценивают как источники здоровья, выработки чистого воздуха, воды и прочего. Наиболее известным является движение в защиту озера Байкал, – отметил эксперт.

Большаков напомнил, что в прошлом году всю страну всколыхнули экологические протесты в Башкирии. К ним были вынуждены прислушаться и принять решения в пользу протестующих местные и федеральные власти. Но организовать мощную федеральную экологическую партию так и не получилось.

– Известно, что большинство партий-спойлеров брали приставку «экологическая». Поэтому о двух партиях, которые стоят в думском списке, известно очень мало. И скорее те, кто считает идею экологии приоритетной для РФ, вынуждены будут выбирать одну из двух партий в последний момент, и вряд ли основой тут будут какие-то рациональные аргументы. Поэтому в состав Госдумы эти две партии, скорее всего, не попадут. Об этом свидетельствуют данные социологические исследования, но в отдельных одномандатных округах люди могут проголосовать за кандидатов в депутаты, которые сделают экологическую проблематику своим приоритетом, – прогнозирует Большаков.

Политолог Руслан Айсин считает, что «зеленая» политическая повестка будет стремительнее и обширнее входить в нашу жизнь и в жизнь государства, потому что экология стала важнейшим фактором восприятия себя, своей жизни и будущего россиян.

«Зеленой» политики в России фактически нет, но если сменит цвет, она может появиться

– Если на Западе действительно экологическая повестка 70-80-х годов является серьезным фактором, то для нас это становится центральным сюжетом только сейчас. Это в первую очередь связано с изменением качества жизни, с урбанизацией населения и с пересмотром некоторых базовых вещей, то есть системы ценностей. Не секрет, что мы от Европы отстаем – и в технологическом смысле, и в некоторых гуманитарных знаниях, в философской мысли, например. Поэтому к нам многое приходит с опозданием. Потом СССР, Россия прошли темп индустриализации достаточно быстро, но постиндустриальный мир становится совсем другим. В том числе промышленные гиганты, государство стали все больше внимания уделять экологической теме. Тем более что она сейчас действительно актуальна в связи с тем, что повысились знания людей об окружающей действительности. Они стали массовыми по крайней мере – люди стали больше думать не только о физическом, но и о ментальном здоровье, а эти вещи, как известно, взаимосвязаны, – отметил Айсин.

Он напомнил, что Россия, по сути, является «легкими» Земли. Леса, которые произрастают в Сибири, обеспечивают планету необходимым кислородом и поглощают углекислый газ. Россия владеет самыми внушительными, наряду с Бразилией, запасами пресной воды – здесь находится крупнейший водоем пресной воды Байкал. Россия богата своими природными ресурсами, и россиян это начинает волновать — прежде всего тех, кто живет на этих территориях, – в Сибири, на Алтае, на Дальнем Востоке, на севере и юге нашей страны.

– Мы постоянно видим, как происходят какие-то экологические бедствия, поэтому так или иначе экологическая проблематика стоит. Но проблема в том, что она политически не концептуализирована, потому что у нее нет выразителя на политической арене, – говорит эксперт.

«Зеленой» политики в России фактически нет, но если сменит цвет, она может появиться

Он указывает, что эти две партии не имеют веса и достаточного авторитета. Возможно, по той причине, что сами люди у нас не готовы голосовать за зеленую партию.

– Например, в Германии «Зеленые» сейчас являются лидерами предвыборной политической гонки и не исключено, что их кандидат будет канцлером после ухода долгожительницы Ангелы Меркель. У нас это воспринимается немного несерьезно, что ли. Хотя экологическая тема, повторюсь, является сейчас базовой в восприятии человеком своей жизни, своего социального бытования. Здесь надо отметить, что у нас еще не сформировалась полноценная культура политического взаимодействия. Очень много популизма, но при этом партии не берут на себя ответственность и не являются реализаторами своих же девизов. Это очень сильно мешает продвижению идеологической повестки этих партий, – рассуждает собеседник.

Тем не менее он убежден, что в ближайшие 10-15 лет «Зеленые» будут набирать вес в России. Но для этого им нужно выйти за пределы политически очерченных тем, которые касаются сугубо экологических вопросов, чуть-чуть расширить и войти в поле социальной и экономической проблематики.

– То есть нужно увязать экологию, экономику и социальный статус человека, тогда, может быть, интерес к ним появится. Потому что узкоспециализированно наши люди не привыкли партии воспринимать, для них политика должна охватывать все, – резюмировал эксперт. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *