справляться с текущими проблемами, но и выстраивать отношения с ТАИФом. А
сменщик Рустама Калимуллина окажется под повышенным вниманием из-за близости к
Казани.
По итогам завершившихся недавно выборов в Госдуму в Татарстане осиротели Нижнекамск и Высокогорский район. Их руководители, Айдар Метшин и Рустам Калимуллин, ушли заседать в нижнюю палату парламента, и теперь встает вопрос о том, что же будет происходить на этих землях. Как-никак это третий по величине город республики, а также столичный пригород с активно развивающейся застройкой.
Касательно Нижнекамска: на посту главы города нужен не только толковый управленец, но и тот, кому придется в известной степени находить компромисс в мощном корпоративном лобби. Одной из главных экономических и политических сил в городе издавна был ТАИФ. Недавно корпоративные мужи и вовсе пытались взять власть в городе. Мы писали об этом ранее, но вкратце напомним эту историю.
Перед последними выборами в Горсовет Нижнекамска ТАИФ выдвинул 16 человек, покусившись на половину состава совета. Более того, компания переманила заммэра Эльвиру Долотказину, которая не только обладала большим влиянием, но и в целом отвечала за работу Горсовета. Инициировали этот процесс Руслан и Тимур Шигабутдиновы, за что получили по шапке от отца Альберта Шигабутдинова за свои неуемные амбиции. На фоне разгневанного Кремля, разумеется. Конфликт запинали ногами под диван, но ни амбиции бизнесменов, ни претензии Метшина к недостаточным вложениям в город и социалку никуда не делись.
Сейчас же ситуация дополнилась еще и тем, что ТАИФ слился с федеральным гигантом – СИБУРом. Об этом мы тоже ранее писали.

— Многих эта сделка удивила, потому что это глобальные изменения, которые пока не произошли. Я, как и большинство нижнекамцев, об этой сделке знаю из СМИ, из комментариев, которые даёт руководство нашей республики. Как сказал наш президент Рустам Минниханов: «Это только во благо», поскольку сырьевая составляющая СИБУРа очень мощная. Те инвестиционные проекты, которые были начаты, завершат. Во всяком случае, соглашением эти намерения предусмотрены. Мы очень рассчитываем, что в вопросе социальном с СИБУРом будут положительные изменения, – отмечал Метшин.
Если в плане развития бизнеса, увеличения налоговых поступлений и прочего все замечательно, то как это повлияет на городскую политику, остается только гадать. С одной стороны, у СИБУРа очень хорошо развита социальная ответственность, да и все начатые ТАИФом проекты он обещал завершить. С другой стороны, рычагов влияния у объединенных промышленников может стать даже больше, хотя и не сразу. А на фоне ухода опытного и влиятельного градоначальника Метшина считаться с ними придется, можно сказать, новобранцам.
Здесь крайне логично ожидать, что к кандидатуре нового главы Нижнекамска будет повышенное внимание. Несмотря на то, что слияние ТАИФа и СИБУРа одобрило руководство Татарстана, контроль над одним из крупнейших городов республике важно сохранить. Так что и совсем уж неопытного на этот пост не поставят – у нового главы будет серьезная поддержка сверху. Однако найдется ли человек, который сможет не только успешно решать вопросы с корпоративными мужами в дорогих пиджаках, но и выполнять все остальные мэрские функции, включая социальную поддержку населения, развитие города, улучшение экологии, на которую постоянно жалуются, решение транспортных проблем и т.д?

И не стоит забывать, что Нижнекамск – это крупный индустриальный, культурный и спортивный центр республики. Население там стабильно растет с 2009 года (за исключением незначительного падения в 2015-м). Кроме того, в Нижнекамском районе расположен один из крупнейших в России центров нефтехимической, нефтеперерабатывающей и энергогенерирующей промышленности, на который приходится 23% всей татарстанской промпродукции и около 30% экспорта. И ведь руководство Татарстана не привыкло к тому, что развитие и благополучие сменяется депрессией. Тем более важно держать лицо сейчас, когда встал вопрос о расширении полномочий президента России по снятию губернаторов, а также запрета на бесконечные переизбрания глав регионов.
На данный момент, по неофициальным данным, мэром может стать один из трех человек. Первый – глава Муслюмовского района Рамиль Муллин. Нижнекамск ему не чужд — он несколько лет работал замом Айдара Метшина (а потом работал в команде опять же Метшина, но Ильсура – мэра Казани). За восемь лет работы в Муслюмовском районе он показал себя весьма неплохо – прежде всего по линии благоустройства.
Два других кандидата – представители ТАИФа (а точнее, «Нижнекамскнефтехима»): замгендиректоры Родион Булашов и Руслан Гатин. Последний является выходцем из аппарата президента Татарстана. Долгое время он работал в команде Марса Бадрутдинова в Управлении по вопросам антикоррупционной политики.

Что касается Высокогорского района, то здесь все не так драматично, но все же близость столицы республики (а также тот факт, что ранее районом руководил Рустам Минниханов, – филонить не получится) заставляет сомневаться, что руководителя наберут по объявлению. Высокая Гора – это район с развитым сельским хозяйством и современной промышленностью. Здесь производят водку и ликеро-водочные изделия, поликарбонатные листы и строительный кирпич, а также ремонтируют сельскохозяйственную технику. В последние годы в муниципалитете ведется активная жилищная застройка.
К тому же Высокогорский район находится в фокусе внимания татарстанских элит, что тоже не делает работу здесь легкой. Как и тот факт, что в последнее время довольно часто фигурирует в заголовках СМИ в связи с какими-либо происшествиями (автоаварии, нападения собак, пожары, транспортные проблемы).
Основные претенденты на пост главы (опять же, по неофициальной информации) – гендиректор «Татагролизинга» Азат Зиганшин и директор Сабинского аграрного колледжа Закиржан Бикмухаметов. Кстати, последний – из команды Калимуллина, так что уже по факту бывший глава может в какой-то мере поддержать «наследника».
Comment section