который, помимо прочего, унифицирует наименование глав регионов России. Рустам
Минниханов – единственный в стране президент, кроме Владимира Путина, так что
тихий демарш регионального парламента вполне закономерен. Но будет ли
результат?
Комитет Госсовета Татарстана по госстроительству и местному самоуправлению в ходе сегодняшней сессии рекомендовал не поддерживать федеральный законопроект, предусматривающий ликвидацию должности президента республики. Об этом сообщил глава комитета Альберт Хабибуллин.
Напомним, ранее в Госдуму РФ был внесен законопроект, который предусматривает, что высшее должностное лицо региона может называться только «главой субъекта Федерации». Согласно документу, законодательные региональные органы также не смогут содержать в своих названиях основу наименований федеральных органов власти.
Следует отметить, что негативный отклик на этот законопроект в республиканском парламенте завуалировали, так что в своем выступлении перед депутатами Хабибуллин больше напирал на другие недостатки документа. Так, он подчеркнул, что законопроект предоставляет федеральным органам исполнительной власти безусловное право участвовать в формировании органов исполнительной власти субъектов РФ. При этом речь идет не только о случаях осуществления региональными органами власти переданных федеральных полномочий, но и в случаях осуществления полномочий в рамках собственной компетенции, определенных Конституцией РФ.
По словам спикера, реализация положений законопроекта приведет регионы к фактическому отстранению от федерального законодательного процесса. Речь о том, что законопроект устанавливает 15-дневный срок для представления субъектами РФ отзывов на проекты федеральных законов по предметам совместного ведения. Авторы законопроекта не учитывают, что большинство региональных депутатов исполняют свои обязанности на непостоянной основе и заседания органов исполнительной власти проходят лишь раз в месяц.
Конечно, без пассажа об унификации наименований глав регионов страны не обошлось, но Хабибуллин об этом лишь вскользь упомянул, сказав, что это положение противоречит Конституции РФ.
Комитет рекомендовал «не поддерживать проект указанного Федерального закона в представленной редакции». При этом Хабибуллин предложил депутатам воздержаться от дискуссии, по крайней мере до тех пор, пока законопроект не примут в первом чтении. Его поддержал председатель Госсовета Фарид Мухаметшин, который не исключил, что депутаты вернутся к обсуждению законопроекта в дальнейшем.
Поскольку никакой дискуссии по этому важному вопросу в итоге не было, мы решили обратиться к представителям всех татарстанских парламентских партий с тем, чтобы они изложили свою позицию.
Депутат Госсовета от партии ЛДПР Эдуард Шарафиев в разговоре с журналистом KazanFirst заявил, что законопроект нарушает действующую Конституцию Татарстана.
– Понятно, что если закон будет принят, нам придется вносить изменения в действующее законодательство РТ, в том числе в Конституцию. Но это правовая коллизия, когда депутаты Госдумы принимают закон, который в конечном итоге меняет Конституцию субъекта, избранную всенародным голосованием на референдуме, – указал Шарафиев. – Поэтому Госсовет сегодня отрицательно проголосовал – мы законопроект не поддерживаем и призываем наших коллег, депутатов Госдумы от Татарстана занять такую же позицию и включиться в работу. Поэтому пока законопроект еще не принят, наша задача – сделать все, чтобы наш голос был услышан. Ведь мы говорим не только за Республику Татарстан, мы говорим за все субъекты РФ. Этим законом меняется очень много норм. Вообще, в принципе происходит покушение на 77-ю статью Конституции РФ.
По мнению парламентария, если этот закон будет принят без учета мнений и поправок, то Россию в целом сложно будет называть Федерацией.
– По сути, этим законом стираются многие положения, многие параметры. К тому же до 15 дней сокращается срок на внесение поправок и отзывов на те или иные законодательные инициативы, которые вносятся в Госдуму. Срок очень короткий, так как во многих субъектах парламенты работают на непостоянной основе, а ведь необходимо быстро собраться, в короткий срок изучить предлагаемый документ. Это очень сильно повлияет на качество законодательной работы в дальнейшем. Зачастую, когда она проходила сито и горнило региональных парламентов, появлялись рациональные предложения и замечания, которые в конце концов переходили уже в поправки, и законодательные нормы приобретали тот фокус, который необходим с учетом региональной специфики. Сейчас, если этот закон будет принят без поправок и если не будет услышан голос регионов, мы получим определенный правовой вакуум, который в дальнейшем будет сказываться на качестве принимаемых законов и качестве жизни наших граждан, – прогнозирует собеседник.
Глава татарстанских эсеров депутат Госовета РТ Альмир Михеев высказался весьма кратко, но емко.
– Нет приличного ответа на этот вопрос. Потому что честно – это сказать, что профукали экономику, а пытаемся держаться за титулование. Экономика – это базис, а политика – это надстройка. Так вот у нас только надстройка и осталась. ТАИФ кончился – Ростеху миллиарды дарим за пять минут, малый бизнес поддерживать не хотим — он умирает или бежит. В таких условиях только за иллюзию короны и остаётся держаться. И нам даже дадут это сделать. А республика за этот титул остатки экономики раздаст. Проект Татарстан закрывается. Бетте, – заявил Михеев.
Представитель КПРФ в татарстанском парламенте Фадбир Сафин заявил, что в рамках действующей российской Конституции то, как называть главу субъекта, – это полномочия самого субъекта.
– Поэтому мы и не одобрили законопроект, который уравнивает все субъекты. Сам по себе этот законопроект сужает компетенции субъектов РФ. Поэтому мы не согласовали законопроект. Мы считаем, что это неправильно, что у нас должен быть президент, – подчеркнул Сафин.
Он прогнозирует, что на следующей сессии, которая состоится в ноябре, уже будут дебаты по этому вопросу.
– Сегодня мы дискуссии открывать не стали, а просто отклонили законопроект. Мы свою позицию высказали – мы не согласны с этим проектом Федерального закона, – заявил он.
Мы также обратились за комментарием к четырем депутатам от «Единой России» (фамилии называть не будем), но все они под разными предлогами давать ответ отказались.
Политолог Руслан Айсин считает законопроект лишним.
– Есть такое понятие в политологии, как «излишние полномочия». Так вот Федеральный центр пытается эти излишние полномочия на себя взвалить, окончательно лишив регионы субъектности, малейшей самостоятельности даже политической, на уровне принятия решений местного, локального значения. Для большой, густонаселенной страны такой подход губителен. Это приводит как минимум к управленческому кризису, разлому и к тому, что страна начинает неравномерно развиваться, ее перекашивает, – считает Айсин. – Действительно, есть сильные регионы, есть экономически слабые, есть регионы, где политическая элита имеет прочные позиции, есть те, где она вообще не имеет голоса. Но в целом большая страна требует многовекторности подходов, потому что нанизать такую страну на один шест нереально. Тяжело один и тот же подход применять к Якутии, Смоленской области, Чечне и к Магадану. Это очевидно.
По его мнению, этот законопроект как минимум не продуман, а как максимум – несет в себе серьезные издержки.
– Ведь получается, что Москва забирает полномочия, тем самым берет на себя всю ответственность и говорит регионам, что мы сами все будем решать, а вы сидите тихо-смирно. Получается, что инициативы снизу, на местах, ждать не приходится. Соответственно, управлять из центра таким большим пространством так же не представляется возможным. И страна постепенно, как во времена позднего Советского Союза, скатывается в большой кризис. Но никто этого признавать не хочет, все рапортуют о том, что «всё хорошо, прекрасная маркиза». А по факту мы получаем неконтролируемый кризис и галопирующие проблемы, – рассуждает эксперт.
В этой ситуации он видит то же самое – федерализм, который есть на бумаге, по факту уже не существует.
– Татарстан – последний по факту регион, который эти принципы федерализма, регионализма отстаивал, говорил о том, что страна не может развиваться по одному лекалу, субъекты должны иметь и свой голос, и свое право, и свою субъектность. Все-таки федерация подразумевает равноправие всех ее членов. И содружество субъектов, собственно говоря, образует тело Российской Федерации. Само по себе понятие «генеральный центр» в федерации выглядит как нонсенс, потому что все субъекты равны, но есть центральная власть. Здесь опять-таки республика поняла, что если дальше идти по этому пути, то это может привести к очень нехорошим последствиям. Собственно говоря, борьба за наименование президента, за то, чтобы иметь хотя бы малейшие управленческие права, – это борьба за ответственность. Ведь Татарстан продемонстрировал, что он ответственный регион, что он умеет выходить из любых сложных ситуаций, что он экономически, социально, имиджево хорошо развивается. То и дело руководители государства об этом говорят, подчеркивают этот факт, так зачем же Москве сейчас ломать эту конструкцию – не очень понятно.
Руслан Айсин считает, что этим жестом Госсовета Татарстан говорит о том, что он не согласен и не приемлет ту излишнюю централизацию, которая может привести к слому.
– Я люблю использовать один образ: если на один гвоздь вешать все, рано или поздно этот гвоздь вместе со штукатуркой выскочит из стены. Здесь то же самое: сверхцентрализация – это один гвоздь, на который навешиваются все проблемы. Хотя есть огромная стена, по которой можно рассредоточить их, ослабив давление на одну точку, – указал Айсин. – Но мы любим наступать на одни и те же грабли, так что это просто повторение тех исторических ошибок, которые были раньше. Поэтому Татарстан в этом смысле предупреждает, что излишняя сверхцентрализация проблем не решает, а их множит. И здесь, на мой взгляд, Москва должна прислушаться. Другой вопрос, что там царят другие политические настроения. Они связаны с желанием усилить политическое давление, политическое представительство Москвы. По их разумению, это может разрешить множество экономических, социальных и политических проблем, которые есть в стране.
Тем не менее эксперт полагает, что Москва должна прислушаться к здравому голосу Татарстана и пересмотреть этот закон.
Доктор политических наук профессор КФУ Сергей Сергеев считает, что обсуждение на уровне законодательных собраний субъектов федерации (хотя обсуждения в собственном смысле слова не было, но ответ-то был, реакция-то была) – это самая первая, предварительная стадия прохождения законопроекта.
– Отрицательный отзыв Госсовета Татарстана, если знать отношение региональной элиты к названию должности «президент», на этой стадии вполне предсказуем, – рассуждает Сергеев.
По его мнению, нельзя исключить, что в нынешней ситуации, если подобных отрицательных ответов будет не один и не два, Федеральный центр решит отложить данный законопроект. Это можно будет считать временной победой, но не столько региональной элиты Татарстана, сколько региональных элит.
– А если отрицательных отзывов, кроме отзыва татарстанского Госсовета, не будет, а политическая воля продвинуть данный законопроект не уменьшится, то нынешнюю позицию по президентству республиканская элита отстоять не сможет. И вряд ли будет проявлять упорство, если увидит, что дело уже решено, – убежден эксперт.
Comment section