Какой единственный в столице Татарстана объект символизирует собой память о Казанском ханстве? Ответ краеведа Марка Шишкина много кого удивит.

От ненависти до принятия: как историки начала ХХ века полюбили Золотую Орду

Какой единственный в столице Татарстана объект символизирует собой память о Казанском ханстве? Ответ краеведа Марка Шишкина много кого удивит.

Как сегодня татары воспринимают исторический образ Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства? Когда мы ставим этот вопрос, мы не подразумеваем историческую науку или представление историков об этих средневековых государствах прошлого. Хотя некоторое символическое и эмоциональное восприятие людям науки этих государств так же свойственно. Мы тут больше говорим о более широком круге людей, которые читают историческую литературу, смотрят фильмы и участвуют в соответствующих исторических дискуссиях в соцсетях. Вот на такую тему мы побеседовали с казанским краеведом, историком и автором ТГ-канала «Царь Казанский» Марком Шишкиным

Он рассказал, чем являлась история Золотой Орды для русских историков XIX века, как евразийство и аворы-евразийцы помогли признать в Золотой Орде часть истории России. Также Шишкин назвал единственное в Казани место, связанное с периодом истории Золотой Орды.  

Восприятие Волжской Булгарии тесно связано с сообществом так называемых булгаристов. Отчасти благодаря им, отчасти и профессиональным историкам, как, например, Искандер Измайлов (написал книгу «Защитники стен Искандера»), Волжская Булгария воспринимается как некий «Золотой период» или «Золотой век» существования татар. Нельзя сказать, что Волжская Булгария постоянно пребывала в состоянии конфликта с соседними феодальными государствам, как, например, русские княжества. Хотя войн и военных кампаний в ее истории предостаточно. Волжская Булгария воспринимается как то самое государство, благодаря которому у татар сегодня религия - это ислам. В самой Волжской Булгарии себя булгарами считала лишь аристократическая верхушка. Тогда как у основного населения были либо племенные идентичности, либо сословные, либо мусульманская идентичность. В последующем, например, идеолог восстания татар и башкир в 18 веке на территории современной Башкирии Батырша будет взывать и мобилизовывать людей призывом, идеализируя именно город Болгар и период Булгарского государства как некий духовный мусульманский ориентир. Поэтому Волжская Булгария ассоциируется как некий потерянным исламский Рай-Эдем в истории татар, как справедливое и идеальное государство прошлого.

Восприятие Золотой Орды у татар также имеет свои особенности. Она больше всего представляется как вполне себе удачно реализованный имперский проект. Причем масштабы и границы этого государства поражают и фактически совпадают с современными границами России. Татарам очевидно, что основные процессы сложения татарского языка, традиции и обычаи, городская культура приходятся именно на период Золотой Орды. Положительное восприятие Золотой Орды татарами разгоняется ещё тем фактом, что согласно постановлению ЦК ВКП(б) 1944 года, в ТАССР ее популяризация была запрещена. А если историки хотят изучать этот этап истории, то только как «паразитическое» или «варварское» государство без намёка на упоминание, что и высокая культура там тоже была.

Восприятие Казанского ханства также имеет свои особенности. Во-первых, по большей части с драматическим оттенком. Дата падения Казани в 1552 году некоторыми татарскими идеологами, общественными деятелями сакрализируется с конца 80-х годов прошлого века. Вряд ли сегодня татарин назовёт какие-нибудь сильные стороны этого государства. Тут восприятие в основном строится вокруг противостояния Казанского ханства с Московским государством и Иваном Грозными, многочисленными взаимными военными походами. Датой основания ханства принято считать 1438 год. Однако уже в 1487 году Казань подпадает под Московский протекторат, все внешние сношения ханства с другими государствами продолжались до 1521 года. Стоит отметить, что история Казанского ханства, интерпретация событий из её истории, взаимоотношения с Московским государством в конце 80-х - начале 90-х годов стали одним из идеологических фундаментов выстраивания суверенитета Татарстана. Причины очевидны - в конце ХХ века, как и почти 100 лет назад, взаимоотношения между Казанью и Москвой были равноправны.

Марк Шишкин с такой интерпретацией восприятия Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства у современных татар согласен.

От ненависти до принятия: как историки начала ХХ века полюбили Золотую Орду

- Восприятие Волжской Булгарии у татар и мусульман я бы сравнил с восприятием русской историографией Киевской Руси. Она близка Европейской цивилизации. Государством - вольнолюбивым, свободным. Но потом пришли татаро-монголы и всё пошло не так.  

Главный момент в восприятии Волжской Булгарии - это как бесконфликтное с русскими княжествами государство. Пример тому - это знаменитое постановление Сталина от 1944 года по запрету на популяризацию Золотой Орды, которое по факту заложило основу для научного булгаризма как единственно верной и приемлемой версии истории. Волжская Булгария, как и русские княжества, пала во время агрессии татаро-монгольского войска.

Единственное, пожалуй, исключение - это издание книги Сафаргалиева в Саранске «Распад Золотой Орды». Для советского периода это был прорыв. Читателей этой книги погружали в историю того, как распадалась Великая империя, как Идегей боролся с Тохтамышем, что было нашествие Тамерлана, как из этого общего государства выходили разные тюрки - крымские татары, казахи, сибирские татары, волго-уральские татары. Как это удалось издать - я не представляю. Эта книга шла вразрез господствующему булгаризму в Татарстане.

Потом татарское национальное движение, татарский идеологический мейнстрим вспомнил, что помимо Волжской Булгарии есть ещё и другие исторические этапы татар. А именно период Золотой Орды. Но в конце 80-х в первую очередь всё-таки вспомнили Казанское ханство.

- Казанское ханство воспринималось как способ мобилизации исторической памяти для достижения Суверенитета. Это был своеобразный ключик к человеческой памяти.

- Да. Казанское ханство первым реабилитировали, потому что оно территориально как бы совпадает с Волжской Булгарией. Переиздавались книги о Казанском ханстве, в частности книга Худякова.

К Золотой Орде общеисторическое популярное сознание пришло уже позже.

- Да, с Золотой Ордой дела обстояли куда сложнее. Во-первых, нужно было поднимать огромный пласт научной литературы, который с 1944 года пылился на полках. Во-вторых, нужно было отфильтровать научную литературу, в которой уже описывалась Золотая Орда, например, такими эпитетами, как «государство-паразит», «варварское государство».

- Например, археологи с Золотой Ордой работали спокойно в советский период. Так, появлялись археологические булгарские памятники XIV века. Это был своеобразный эвфемизм. Ну какой памятник XIV века может быть булгарским? Он всего лишь памятник Булгарского вилайета Золотой Орды.

От ненависти до принятия: как историки начала ХХ века полюбили Золотую Орду

- Институт истории Марджани взял на себя непростую задачу изучать, популяризовать историю Золотой Орды. Мне кажется, институт Истории при Рафаэле Хакимове и Дамире Исхакове с этой задачей справился.      

- Когда говорят в Татарстане Золотая Орда, то уже значительная часть населения не воспринимает это как что-то навязанное, а воспринимает как что-то своё. Этого, по моим наблюдениям, не было ещё лет 20 назад. 90-е годы всё-таки прошли под знаменем Казанского ханства.  

В исследовании Золотой Орды есть влияние такого идейного течения, как евразийство.

- Как евразийство связано с исследованием Золотой Орды?

- Для русских исследователей ключ к Золотой Орде за последние десятилетия - это евразийская школа, это Лев Николаевич Гумелев, который переосмысливал роль Золотой Орды в Русской истории.  

Но нынешняя историография Золотой Орды уже намного по своей фактологии, по сюжетам, по знанию исторических источников оставила старую евразийскую школу, в том числе и Гумелева, давно позади. То есть это уже достаточно современные исследования, которые не допускают тех упрощений и тех обобщений, которые делались евразийцами. 

- Внимание к Золотой Орде, к периоду иго в русской истории чем было обусловлено? 

- Русские XIX века искали обоснование, почему Россия не такая, как Европа. Вокруг этого много копий ломалось. Они видели, что мы вроде как внешне ничем не отличаемся от немцев и французов, но почему-то живём не так. Объяснение того же историка XIX века Соловьёва заключается в том, что Россия на протяжении многих веков тратила все свои силы на борьбу со степью. И вот поэтому мы стали отставать в технологиях, в просвещении. Это очень удобное обоснование, которое зашло и которым оперируют до сих пор.

- А что сделали евразийцы? 

- Они вот эту канву оставили в силе полностью. Но сместили акценты, минусы перевалили в плюсы. Школа евразийцев, которая возникла в 20-х годах прошлого века в эмиграции, ставила вопросы о причинах революции и цивилизационной особости России, которую они стали противопоставлять так называемому Романо-германскому миру, то есть миру Европы. Вот здесь они сказали, что мы - часть Евразийской цивилизации, связанные с Тюркским миром, с Финно-угорским миром, с Монгольским миром. Мы, восточные славяне, были предопределены этим соседством.  

Поэтому Орда стала рассматриваться как способ России отличаться от этого Запада, который с нами борется, который хочет нам зла. То есть по факту плюс заменили на минус.    

И вот современная ордынская историография говорит, что и те и другие очень сильно ошибались. Золотая Орда не ставила целью борьбу с Западом, потому что Орда была самым надежным контрагентом итальянских городов-государств, то есть Генуи, Венеции. Католические монастыри находились не только на Дону, но и в Нижнем Поволжье. Они занимались своей католической миссией.  

От ненависти до принятия: как историки начала ХХ века полюбили Золотую Орду

Забавно выглядит, когда евразиец начинает вещать, что, мол, Александр Невский делал какой-то цивилизационный выбор между Золотой Ордой и католической экспансией.

Для Золотой Орды русские дела, русские княжества никогда не были важными, первоочередными. Принципиальными моментами для ордынских ханов была борьба с другими ветвями рода Чингисхана, с Хулагуидами, с Чагатаями, конфликты с имперским центром в Каракуруме, а потом в Ханбалыке (сейчас - современный Пекин). Русь для Золотой Орды была периферией.

Кстати, самый ордынский памятник в Казани какой? В честь какого человека назван у нас объект? Этот памятник приходится как раз на период независимости Золотой Орды.

- Ты ставишь меня в неловкое положение. Не могу сказать.

- Башня Сююмбике - это символ Казанского ханства. И мечеть Кул Шариф - это опять же Казанское ханство. Ну какие варианты ещё?

- Не знаю.  

- Единственный объект у нас в Казани, который нас отсылает непосредственно к Ордынской истории - периода, когда Золотая Орда обособилась от Великого Улуса, этот объект - церковь Святых Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. А кто такие эти Ярославские чудотворцы?

Федор Ростиславович Чермный (или Черный) из смоленских князей. Он княжит в Ярославле. Он 10 лет провёл на ордынской службе. И предположительно Менгу-Тимур, в житие Федора точно не говорится, выдал за него свою дочь. То есть дети Федора наполовину были чингизидами. Потом в Степенных книгах уже говорится, какими городами ордынский хан пожаловал Федора. И там среди городов перечисляется Казань. То есть это представитель княжеской аристократии, который был вхож в самую верхушку управления Золотой Орды.

Церковь Ярославских чудотворцев была в Казани дважды. Сначала была примерно там, где сейчас Казанский цирк стоит. В XVII-XVIII веке она уже есть в гравюре Свечина - это изображение Казани до того, как её сжёг Пугачев. В последующем эта церковь была построена на Арском кладбище.  

- То есть единственное место памяти в Казани о Золотой Орде - это церковь на Арском кладбище?  

- Да. Кстати, есть сведения, что князь Фёдор ходил в поход на волжских булгар. Но воронежский историк Юрий Селезнев говорит, что всё-таки Фёдор ходил на дунайских болгар, а не на волжских булгар.


6 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Алсу
Я не историк,но очень было интересно почитать такую статью
1
0
Ответить

Валя
Вот что значит век живи и век учись реально. Сколько историю преподавали никогда интересно не было,а сейчас с возрастом столько много узнаёшь))
1
0
Ответить

Антон
Башкиры с Татарами всё территории поделить не могут))))Уже миллион выпусков было про них и никому не интересно
0
1
Ответить

Евгения
@Антон Это история наших собратьев,если вам не интересно,то зачем вы тогда читаете?
2
0
Ответить

Историк
@Антон Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего
1
0
Ответить

Арти
@Историк Все верно сказано, но есть проблема в том, что историю переписали по несколько раз и где правда, а где вымысел, мы точно не узнаем.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite