«Такое ощущение, что Минприроды втихую подыгрывает владельцам участков на прудах»

желающие приватизировать Монастырские пруды
Собственники земельных участков, желающие приватизировать Монастырские пруды,
пытаются выдать их за строительные карьеры.

Второй года активисты Татарстанского общественного экологического движения «Народная инициатива» борются за расположенные в пойме реки Шильны Тукаевского района Монастырские пруды. Активисты уверены, что эти небольшие озера имеют для жителей Набережных Челнов и Прикамья историческое и даже культурное значение. На их взгляд, они должны быть поставлены на кадастровый учет как водные объекты федеральной собственности и включены в состав особо охраняемой природной территории «Шильна», на создании которой активисты настаивают, а их в этом поддерживает Госкомитет Татарстана по биоресурсам. Однако на деле Монастырские пруды продали в частные руки. Здесь сформировали земельные участки, у которых уже есть официальные владельцы, и эти владельцы ведут на прудах работы. В связи с чем активисты «Народной инициативы» еще в мае прошлого года обратились в Казанскую межрайонную природоохранную прокуратуру.

— Земельные участки [на которых расположены озера] налагаются на водоохранную зону реки Шильны с ограниченным хозяйственным использованием. Засыпка озер грунтом нарушает положение ст. 65 Водного кодекса РФ — размещение размываемых грунтов в 50-метровой прибрежной защитной полосе и ст. 6 Водного кодекса РФ — ограничение доступа к береговой полосе общего пользования. Также в соответствии с ч. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом, а также земельных участков, на которых находятся пруды, в границах территорий общего пользования, — сообщили активисты природоохранному прокурору. 

«Такое ощущение, что Минприроды втихую подыгрывает владельцам участков на прудах»

После чего началась активная переписка между РЭОД «Народная инициатива», Природоохранной прокуратурой и министерством экологии и природных ресурсов Татарстана. И чем дальше, тем больше у активистов укреплялось мнение, что это переписка ради переписки. То есть письма доставлялись, а собственники участков продолжали их осваивать.

— Такое ощущение, что Минприроды втихую подыгрывает владельцам участков на прудах, — в конце концов поделились активисты. 

Мы послали официальный запрос Минэкологии, дословно передав ощущения активистов. На запрос ответил первый заместитель министра Айрат Шигапов. Сначала высокопоставленный чиновник отчитался о выполненной работе:      

— Специалистами Прикамского управления были установлены собственники земельных участков и выявлены факты (допущенных ими) правонарушений. А именно: размещение отходов производства и потребления в виде лома асфальто-бетонных покрытий, размещение отвалов размываемых грунтов на береговой полосе общего пользования. Были составлены протоколы в отношении каждого из собственников. Штрафы были вынесены, направлены в суд на рассмотрение. Были выданы предписания об устранении выявленных нарушений. На сегодняшний день (последний выезд был 11 октября нынешнего года) предписания выполнены, нарушения полностью устранены. Наше территориальное управление полностью все меры приняло.

— А как насчет того, что участки должны быть изъяты у владельцев как незаконно отведенные и приобретенные, а озера должны быть возвращены в федеральную собственность? – откровенно спросили мы. 

Ответ чиновника прозвучал как гром среди ясного неба:

— От собственников земельных участков, после того, как мы их оштрафовали, в наш адрес были направлены материалы, которые подтверждают факт искусственного образования данных водных объектов. В период с 1964 года там велась разработка карьеров. В документах Набережночелнинского отдела Казанского треста инженерно-строительных изысканий 1975 года обозначено, что там располагались карьеры по добыче песка. Для проверки данных сведений министерством экологии направлен запрос в Институт проблем экологии и недропользования Академии наук Татарстана, который ведет гидрографический справочник республики. Если подтвердится искусственное происхождение прудов, то по Водному кодексу затопленные карьеры и искусственные пруды, не имеющие гидрографической связи с другими водными объектами, находятся в собственности тех лиц, на земельных участках которых расположен данный объект. 

Лидер «Народной инициативы» Роман Ваганов прокомментировал слова Шигапова.

— Похоже, на Монастырских прудах повторяется история с Лебяжьими озерами, что расположены в пойме Шильны напротив родника «У дома лесника». Там компания «Градресурс» хотела построить свои объекты, а когда мы вмешались, то специалисты этой компании тоже попытались выдать естественные озера за строительные карьеры. С помощью Минприроды республики мы тогда доказали, что это не так, стройка была прекращена, озера возвращены государству, — считает он. 

«Такое ощущение, что Минприроды втихую подыгрывает владельцам участков на прудах»

А активист названного движения — челнинский старожил Юрий Раздъяконов рассказал очень интересную историю:

— Моя родная бабушка по линии мамы родилась в 1898 году, а я – в 1954 году. Бабушка мне много чего рассказывала о Монастырских прудах, о том, как еще в ее детстве монахи (монастырь был в районе села Боровецкое) выращивали в этих прудах рыбу и раздавали ее нуждающимся. При Хрущеве, когда я учился во втором или третьем классе, монастырь закрыли, а все его документы просто выбросили. Я помню, как мы находили эти документы и читали, а потом тоже выбрасывали. Они были написаны пером, фиолетовыми чернилами и некоторые были на церковных бланках. О Монастырских прудах там тоже говорилось. Строительные карьеры тоже есть, но это не Монастырские пруды, карьеры расположены дальше, если идти в сторону челнинского Майдана. Но там добывался не песок, а бутовый камень, его развозили по окрестным деревням и строили из него фермы. Когда мы пацанами бегали на пруды купаться, то смотрели, как этот камень добывают в карьерах. Сейчас примерно в том месте, куда сваливали землю из карьеров, стоят столбы линии электропередач, их тогда не было.

Свои воспоминания Юрий Николаевич готов изложить кому угодно и как угодно. Хоть на видеокамеру, хоть на гербовую бумагу с клятвой на Конституции.


Читайте также: «Денис Алексеевич, поищите в Минприроды Татарстана коррупционеров, пожалуйста»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: