«Каждый день прохожу мимо АЗС и удивляюсь»: почему растут цены на бензин?

курьерами и таксистами
Поговорили с экспертами, курьерами и таксистами, чтобы узнать их версию того,
чем объясняется увеличение стоимости топлива.

За ценами на бензин татарстанцы стали следить как за прогнозом погоды — практически каждый день диву даются и только. Ни намека на праздничное настроение. В очередной раз проблему роста цен на топливо в беседе с журналистом KazanFirst поднял инструктор одной из челнинских автошкол. 

— Каждый день прохожу мимо заправки. Иду и удивляюсь, не знаю уже, до чего мы дойдем, — говорит он.

По его словам, до сентября АИ-95 стоил 48,20 рубля, причем периодически цена снижалась на пять копеек. К концу сентября бензин стал дорожать и теперь дошел до 49,15. Собеседник уверен, что в цены вмешалась политика или ежегодная сентябрьская гонка. Так ли это и почему цены продолжают расти, KazanFirst решил обсудить с автомобилистами и экспертами.

«Каждый день прохожу мимо АЗС и удивляюсь»: почему растут цены на бензин?
«Каждый день прохожу мимо АЗС и удивляюсь»: почему растут цены на бензин?

«Действия крупнейшего игрока на рынке неизбежно сказались и на других»

— Локальные колебания стоимости бензина в рознице обычно связаны с оптовыми ценами, которые, в свою очередь, частично зависят от мировых цен (хотя эта связь и сильно сглажена демпферным механизмом), объёмов предложения топлива на бирже и текущего спроса, — сообщил аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.

По его словам, примерно с середины августа и до середины сентября оптовые цены в России снижались на фоне почти обнуления экспорта, улучшения ситуации с ремонтами НПЗ и завершением сезона отпусков. 

Олигархи, икра, бензин: почему растет топливо для машин?

— Это немного снизило давление на розничные цены, хотя потом несколько недель оптовые цены демонстрировали отскок. Сейчас ситуация существенно улучшилась – оптовые цены снижаются с начала октября, — добавил аналитик.

В начале сентября стало известно, что «Роснефть» снизила цены на бензин на АЗС примерно на 40 копеек за литр. Случайно ли это совпало с предвыборным периодом или нет, но действия крупнейшего игрока на рынке неизбежно сказались на ценах и на других заправках.

Любое повышение приносит убытки

Главный механик ООО «АТЛ – транс» — компании, осуществляющей грузоперевозки, — Рифнур Гараев поделился, что цены везде одинаковые, разницы нет. Даже у частников цены не отличаются.

— Если хлеб подорожает, человеку придется больше платить за него, затраты возрастут, правильно? То же самое с соляркой. Если она дорожает, то приносит убытки, — отметил он. – Компания только из-за повышения цен на топливо не закроется. Это не от заправок зависит, а от компании и руководителя. Ведь если работать и не сидеть на месте, прибыль будет однозначно.

Гараев подчеркнул, что раньше и качество было лучше, и стоимость ниже. Цены приемлемые, но не хватает стабильности, не хочется скачков и роста. Также у большинства ИП очень плохая солярка — подделка, от которой глохнут машины. Причем тарифы на бензин продолжают расти, в то время как качество падает.

— Хорошая обычно у ООО «Лукойл», — посоветовал собеседник. — Нужно смотреть по чеку – там всегда написано, откуда топливо. 

50 копеек тоже деньги: в Татарстане продолжают расти цены на бензин и топливо

Житель автограда не заметил зависимости цен от выборов, так как промежуток был небольшой, как и разница в цене.

«Олигархам на черную икру хватит с лихвой»

Рустам ведет статистику по ценам на газ и бензин, работает курьером. Он информирует каждую неделю, где, по отзывам водителей, лучше заправляться. 

— Я обычный автовладелец, чей кошелек сильно страдает от роста цен на топливо. Просто решил сделать первый шаг,- заявил собеседник.

Мужчина поделил последние пять лет на три периода. Первый – с 2016 по 2021 год.

— В 2016 году в правительстве начали обсуждать частичную отмену транспортного налога для грузовых автомобилей, что, кстати, так и осталось лишь разговорами. На этом фоне началось повышение цен на 1 рубль с копейками в целом за год, — поделился Рустам. – До 2016 года ежедневное повышение цен на топливо было скромнее. 

50 копеек тоже деньги: в Татарстане продолжают расти цены на бензин и топливо

С июля по сентябрь этого года цена упала почти на рубль.

— Но, как оказалось позднее, это был «разбег назад для прыжка вперёд», — подготовил нас к следующему этапу он.

И конец сентября 2021 года цена стала расти ежедневно от нескольких копеек до рубля.

— В любом случае понижение должно быть не на несколько рублей, а в 1,5-2 раза. Ресурсы для этого есть, и на хлеб с маслом и черной икрой олигархам нашим после этого даже хватит с лихвой, — поделился он. – Нужно участие в этом вопросе не для отвода глаз или участие с какими-то полумерами и отговорками. Необходимы конкретные решения, а за ними действия, чтобы был результат, а не пустая болтовня, что мы слышим уже не первый десяток лет.

«Оптовые цены на топливо в России в 2021 году выросли примерно на 30%»

Аналитик по товарным рынкам «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичева охарактеризовала организацию внутреннего рынка топлива в России как очень сложную. Весь рынок разделен на две части: оптовый рынок топлива (Независимые производители, ВИНКи, нефтетрейдеры, биржа и другие участники) и розничный рынок топлива (АЗС).

50 копеек тоже деньги: в Татарстане продолжают расти цены на бензин и топливо

— Цены на оптовом рынке топлива формируются исходя из биржевых цен на СПБМТСБ (Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа). Рынку присущ рыночный механизм ценообразования, учитывающий производство и потребление топлива в России, остатки на складах, экспортный паритет, возможность импорта. Оптовые цены на топливо в нашей стране в 2021 году выросли примерно на 30%, — отметила собеседница.

Розничный сегмент рынка топлива в Федерации регулируется законодательно. Рост цен на топливо не может превышать уровень инфляции, в связи с чем был введен демпферный механизм, возвращающий производителям убытки от растущего экспортного паритета в виде субсидий. 

— В этом году розничные цены на топливо изменялись в рамках инфляции, даже временами меньше, — подчеркнула Лукичева.

В сентябре озвученная динамика цен на бензин коррелировала с оптовой биржевой ценой. 

— В данный промежуток времени (рассматриваемый нами в таблице) цены на нефть на мировом рынке начали резкий рост вследствие урагана Ида в США, значительно снизившего предложение нефти. Это повысило экспортный паритет внутреннего российского рынка топлива, создавая потенциал для большего вывоза топлива за рубеж. Соответственно, на внутреннем рынке количество предложения снизилось, повышая цены, — заявила аналитик.

Однако регуляторы (ФАС и Минэнерго РФ) приняли меры по снижению дефицита топлива на внутреннем рынке – увеличилась доля продаж топлива через биржу СПБМТСБ, по возможности расширилось производство, увеличили предложение. Как можно отметить, благодаря предпринятым мерам рост цен получился незначительным.

50 копеек тоже деньги: в Татарстане продолжают расти цены на бензин и топливо

— Незначительная связь цен на бензин и выборы отмечалась, но в этот период она была именно незначительной, так как производители упреждающе расширяли предложение топлива на внутренний рынок. 

По её словам, в сентябре-октябре прошлого года ситуация на внутреннем оптовом рынке топлива была другая, так как наблюдалось активное снижение цен. Оно началось в конце сентября. Это связано с расширением предложения топлива через биржу, ростом запасов, выходом НПЗ с профилактических ремонтов. В результате АЗС имеют достаточный запас топлива по умеренным ценам, что позволяет не повышать цены в рознице.

50 копеек превратились в 5000

Таксист Сергей напомнил, что год назад бензин АИ-92 стоил около 40 рублей. Газ, на котором чаще всего ездили раньше таксисты, стоил в районе 20 рублей. 

— На данный момент АИ-92 стоит 46 рублей — это более чем на 10% увеличилась цена, — подсчитал он. – Получается так, что официальная инфляция в районе 4%, а рост цен на топливо — 10%. И это было бы не так страшно, если бы с ростом цен на топливо индексировали и зарплаты людей. Речь идет об увеличении тарифов: у такси, междугородних перевозок и прочих. 

Но ситуация получается обратная: тарифы уменьшаются, зарплаты не растут, а цена на топливо увеличивается. 

— Ни для кого не секрет, что в цене за топливо больше половины – это всевозможные налоги и акцизы. Себестоимость у топлива примерно в три раза ниже, чем её розничная цена, — отметил Сергей.

Собеседник уверен: то, что до выборов цены не поднимали, можно объяснить тем, что людей просто не хотели нервировать. Этап закончился, и цены растут.

50 копеек тоже деньги: в Татарстане продолжают расти цены на бензин и топливо

— Но опять же, они растут неадекватно – никак не измеряются с их закупкой, то есть ценой их добычи, — поделился челнинец. – Сначала идет цена добычи и логистики, потом уже накрутка самого производителя (Татнефть, Роснефть). После туда уже добавляют налоги, акцизы, сборы. И уже после этого самая маленькая наценка идет именно у заправок. 

Сергей рассказал про знакомых предпринимателей, которые ушли продавать недвижимость, продав свои заправки, потому что заработки стали копеечными.

— Все, кто связан с любым видом перевозок, сильно привязаны к топливу. То есть, грубо говоря, я ежедневно проезжаю около 250-300 километров. Соответственно, я заправляю каждый день по 20-30 литров топлива, — начал подсчеты таксист. – Допустим, я вчера заправился на 50 копеек дешевле, сегодня на 50 копеек дороже. Казалось бы, это не так существенно. Но так только потому, что цена растет понемногу, но регулярно. 

Собеседник предложил сравнить суммы этого и прошлого года. Разница ощутима – это ежедневно примерно на 200 рублей больше расход. Умножим на 25 рабочих дней и получим 5 тысяч рублей, которые отдаются топливным гигантам.

50 копеек тоже деньги: в Татарстане продолжают расти цены на бензин и топливо

Опять же, тарифы не растут, а падают, значит, заработки у водителей сокращаются ежедневно по чуть-чуть. Из-за этого сотрудникам перевозок необходимо добавлять к рабочим часам время на отдых. 

— Если раньше нужно было пахать 10 часов, чтобы принести домой зарплату, то сегодня это 12 и более часов, — сообщил Сергей. – Люди работают на износ. Если обратите внимание, очень много аварий происходит именно с участием такси, автобусов, газелей по городским маршрутам. Они попадают в ДТП из-за хронической усталости. Это ненормально, когда людям приходится в любой профессии работать больше 10 часов. 

В разговоре мы вышли за пределы страны и оказались в Казахстане, где, по словам Сергея, на заправках под брендами российских производителей наше топливо в 1,5-2 раза дешевле(45 в России, 25-28 в Казахстане). 

— Это же о чем-то говорит? Получается, что топливо внутри страны для своих же потребителей гораздо выше, чем для сторонних покупателей. 

Однако здесь не стоит забывать, что уровень средней зарплаты в Казахстане ниже российской как раз в 1,5-2 раза. 

Татарстан — Башкортостан 

Для наглядности мы решили сравнить цены на бензин в Татарстане с Башкортостаном. В соседней республике цены на топливо в сентябре так же росли — за месяц на 3,9%, с начала года на 34,5%, по данным Башкортостанстата. Однако цены на дизельное топливо и автомобильный бензин снизились на 0,6-0,8%. АИ-95 стоил 47,87 рубля в Башкортостане, а в Казани около 48,8-48,09 (с 13 по 27 сентября).

«Каждый день прохожу мимо АЗС и удивляюсь»: почему растут цены на бензин?

В октябре средняя цена бензина в большинстве была ниже, чем в начале месяца в Татарстане. Кроме АИ-92, 4 октября в нашей республике он стоил 44,82, а в Башкортостане 45,02. 

В начале ноября, а именно 9-го числа, в Башкортостане АИ-92 стоил 45,50 рубля, что дороже на 20 копеек данного вида бензина в Татарстане.

Что касается актуальных цен, то на 5 декабря на одной из челнинских заправок АИ-95 стоил 49,50 рубля, АИ-92 – 45,90 рубля, дизельное топливо 50,30 рубля за литр.


Читайте также: Блогеры узнали о степени эффективности бойкота водителей Челнов из-за цен на бензин


Comment section

Добавить комментарий

Войти: