Выбросы, нарушения в строительстве и тендерах: у надзорных органов и подрядчиков скопились вопросы к ОЭЗ «Алабуга»

Прорвавшаяся «канализация» ОЭЗ «Алабуга»
Внешне благополучную «самую эффективную» особую экономическую зону России
сотрясают скандалы — от возможно необоснованных сокращений персонала и порчи
природных ресурсов до якобы процветающего в застенках ОЭЗ «схематоза» и
коррупции.

Особая экономическая зона (ОЭЗ) «Алабуга» появилась в 2006 году в 10 км от Елабуги с целью привлечь в экономику Татарстана и России иностранные инвестиции. Компаниям-резидентам предлагали весьма выгодные «бонусы». Нулевые ставки по налогам на имущество, землю и транспорт. Всего 2% налога на прибыль в первые пять лет, а затем 7% — на еще пять лет и 15,5% до 2055 года (при стандартной ставке в 20%). Кроме того, таможенные льготы и бесплатное подключение к сетям снабжения энергоресурсами.


Наша справка

Согласно открытым данным, АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» основано 24 июля 2006 года. Основной вид деятельности связан со строительством жилых и нежилых зданий. Генеральный директор — Тимур Шагивалеев. Единственный собственник — министерство земельных и имущественных отношений Татарстана. Уставный капитал — 25,7 млрд рублей. По итогам 2020 года организация отчиталась о выручке в 1,58 млрд рублей, чистый убыток за тот же период — 861 млн рублей.


Для резидентов площадка вроде бы оказалась интересной. По итогам 2020 года их выручка составила 87 млрд рублей. Государству же окупить свои вложения оказалось гораздо сложнее. Всего в проект «Алабуги» было вложено порядка 25 млрд рублей, из которых около 7 млрд — инвестиции Татарстана, рассказывал в одном из интервью Шагивалеев. И если федеральный бюджет резиденты пополнили примерно на 23 млрд рублей (данные на апрель 2021 года), то республика пока получила только 5,1 млрд рублей.

Прорвавшаяся «канализация» ОЭЗ «Алабуга»

Под конец 2021 года наблюдательный совет ОЭЗ одобрил сценарий развития площадки, который предполагает инвестиции в инфраструктуру в размере 200 млрд рублей в течение пяти лет. Правда, скорее всего, за счет привлечения частных кредитных средств. Но раз единственный учредитель ОЭЗ — республиканское министерство, то можно сказать, что и в долг вроде как берет регион.

При этом интересно, что с момента обострения политической обстановки в мире в 2014 году «самая эффективная» площадка в стране остается убыточной. В последние несколько лет ежегодный чистый убыток разнится от 800 млн до 1 млрд рублей.

Насколько полезна для экономики такая зависимость от зарубежных вложений — вопрос открытый. Пример Ford Sollers в Челнах показал, что иностранные предприятия в любой момент могут закрыть завод любого масштаба, если это согласуется с их интересами. А вот с последствиями — оказавшимися без работы сотнями человек — разбираться придется уже местным властям.

«Никто не обязан с тобой работать»

Учитывая практику приглашения представителей СМИ на открытие едва ли не каждого завода на территории ОЭЗ, не удивительно, что критики площадки в медиапространстве не так много. Между тем в августе 2021 года в Телеграм-канале «Татарская Якудза» было опубликовано письмо, в котором рассказывалось о якобы не самых «чистых» схемах работы строительного блока «особой экономической».

Прорвавшаяся «канализация» ОЭЗ «Алабуга»

Речь в посте идет о двух управленцах — заместителе генерального директора ОЭЗ по строительству Артуре Ярулине и генеральном директоре компании «Алабуга Девелопмент» Сергее Бочихине. По словам автора поста, организация, возглавляемая Бочихиным, является «дочкой» ОЭЗ. И якобы «активно без конкурса» выигрывает «строительные тендеры материнской компании, а это, на минуточку, объекты на сотни миллионов в год». При этом «Алабуга Девелопмент», утверждается в публикации, почти не получает прибыли, не обладает ни техникой, ни рабочими, ни опытом.


Наша справка

По данным открытых источников, компания «Алабуга Девелопмент» создана в ноябре 2016 года. Основной вид деятельности связан со строительством жилых и нежилых зданий. Генеральный директор — Сергей Бочихин. Единственный собственник — «ОЭЗ ППТ «Алабуга». По итогам 2020 года организация отчиталась о выручке в 3,15 млрд рублей. Чистая прибыль за тот же период — 15,52 млн рублей. Компания значится победителем тендера на реконструкцию очистных сооружений ОЭЗ за 783 млн рублей, а также выступала генеральным проектировщиком многофункционального комплекса для сотрудников и гостей «Алабуги».


«Даже если ты дешевле, у тебя огромный опыт и вообще ты очень положительный со всех сторон подрядчик, это совсем не значит, что ты выиграл. Потому что этот тендер без официального статуса. «Никто не обязан с тобой работать», — говорят они! Ежели каким-то невероятным образом (получив нужную информацию от младых инженеров) тебя признали победителем, тебе кулуарно заявляют, что на твою цену будет сверху добавлено 21% за услуги генерального подряда. Здорово, не правда ли? А налоги с них платить мне. А у них прибыль — сущие копейки. Где деньги, Зин? 21% с трех миллиардов отличное подспорье в кризис», — жалуется автор поста (орфография и пунктуация сохранены. — Ред.)

В декабре — очередная публикация. Повестка все та же: подрядчики жалуются на «схематозы» и не желают работать с местными «любителями получить откат». При этом на ОЭЗ якобы «точит зуб» и Госстройнадзор Татарстана, который выявляет многочисленные нарушения, а руководство площадки «игнорирует большинство предписаний». Что косвенно подтверждает и картотека арбитража — за ноябрь 2021 года в базе значится два дела против ОЭЗ, где истцом выступает Госстройнадзор республики.

Выбросы, нарушения в строительстве и тендерах: у надзорных органов и подрядчиков скопились вопросы к  ОЭЗ «Алабуга»

Кроме того, претензии к «Алабуге» возникли у прокуратуры — здания, построенные на участках под промышленные объекты, использовали как общежития для студентов. Однако суд дело закрыл ввиду «малозначительности деяния» и ограничился устным замечанием. А вот за прорвавшуюся канализацию по иску Росприроднадзора уже пришлось заплатить.

Экология

Скандалы вокруг ОЭЗ, связанные с экологией, тянутся уже несколько лет. Удивительного мало — все-таки количество заводов «на квадратный метр» на площадке зашкаливает. Что вряд ли радует живущих в десяти минутах езды жителей Елабуги.

Еще в 2016 году елабужане активно жаловались в социальных сетях на смрад, распространяющийся по улицам города. Тогда многие горожане обвиняли в неприятном запахе завод «САРИЯ Био-Индастрис Волга», который занимается переработкой пера птицы, крови забитых животных и птиц, мясного сырья. Активисты рассказывали, что на предприятие целыми рефрижераторами привозят трупы умерших зверей со всей страны, а затем перерабатывают в костную муку. Что сопровождается соответствующим запахом. На предприятии, однако, обвинения отрицали. Дескать, все так организовано, что неприятного запаха быть не может.

Тем не менее в мае 2018 года «Сария» и Минэкологии Татарстана подписали соглашение о реализации «Плана мероприятий по глубокой очистке выбросов загрязняющих веществ в атмосферу до 2021 года». Что сразу заставляет подумать о том, что выбросы все же есть и, похоже, раньше очищали их не очень глубоко. В планах было строительство к концу 2019 года очистных сооружений, которые позволят устранить зловоние на территории «Алабуги» (то самое, которого не было). В середине 2019-го жалобы на «амбре» снова поступали, но позже подобных обращений не было.

Прорвавшаяся «канализация» ОЭЗ «Алабуга»

В ноябре 2021 года на территории ОЭЗ вблизи села Большая Тарловка было зарегистрировано нарушение правил обращения с опасными для окружающей среды веществами. Если точнее — произошел сброс сточных вод из канализационного коллектора. Причиной стал прорыв водопровода, принадлежащего «Алабуге». В результате был загрязнен участок в 834 кв. метра (по площади — что-то в районе уличной хоккейной коробки). По результатам проб уровень железа был превышен в четыре раза, марганца — почти в три раза, АПАВ — почти в 10 раз. Решением суда ОЭЗ обязали выплатить властям Елабужского района 2 млн рублей штрафа.

Редакция KazanFirst ожидает комментария от ОЭЗ «Алабуга» в части проверок Госстройнадзора Татарстана и работы в экологическом направлении.

Кадры

ОЭЗ позиционируется как большой и перспективный проект, что всегда привлекает лучшие кадры. Тут и амбициозные задачи, и развитие, и достойная оплата труда. Руководители площадки часто повторяют, что нуждаются в квалифицированных кадрах и даже готовы сами их растить. Правда то, как поступают с работниками, может говорить, что атмосфера «внутри» далеко не такая сказочная.

Например, в июле 2018 года работники ОЭЗ массово жаловались на «притеснение и возможное увольнение» в результате тестирования, посвященного корпоративной культуре и компетенции. Сотрудникам, даже занимающим весьма серьезные посты и в течение десятка лет поднимавшим ОЭЗ с нуля, задавали вопросы в духе «докажи, что Земля плоская» и «как разместить в холодильнике слона». По результатам такой проверки «компетенций» эффективные менеджеры настояли на том, чтобы больше 150 человек подписали срочный договор. С перспективой расторжения и последующего увольнения через несколько месяцев. Кто-то ушел сам, испугавшись неопределенности. Некоторых сотрудников, по их словам, буквально «выдавили» с ОЭЗ, а добиваться справедливости пришлось в суде.


Читайте также: ОЭЗ «Алабуга» получит на развитие площадок 36 млрд рублей от Евразийского банка


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *